Технология подготовки и оптимизации управленческих решений.
Курсовая по предмету:
"Управление персоналом (Менеджмент)"
Название работы:
"Технология подготовки и оптимизации управленческих решений."
Автор работы: Ольга
Страниц: 31 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
В современной российской экономике, переходной по своему характеру, причудливо переплетаются черты нового и старого.
Активно идет становление менеджмента как способа управления организацией.
Менеджмент и управление - не просто разнопорядковые понятия. Менеджмент предполагает управление организацией при условии отделения капитала-собственности от капитала-функции, т.е. при наличии слоя профессиональных наемных управляющих.
Управление же, регулирование и упорядочение отличаются лишь мерой вероятности достижения поставленных целей.
Вершиной деятельности наемного менеджера-профессионала является принятие решений, реализация которых способствует достижению поставленных целей и повышению эффективности функционирования организации. При этом особое значение имеет принятие стратегических решений.
Далеко не каждое предприятие может позволить себе практиковать стратегический менеджмент и принимать стратегические решения. Но если организация располагает ресурсами, дающими возможность активно воздействовать на внешнее окружение, и в ней сформировался субъект для принятия именно стратегических решений, то она обязана использовать стратегию для реализации целей и повышения эффективности.
В науке об управлении достаточно подробно описаны модели принятия управленческих решений. Однако эти модели включают в основном процедуры и правила принятия собственно рациональных решений и в гораздо меньшей степени ориентированы на ограниченно-рациональные и политические решения.
Эти трудности связаны с явным недостатком у руководителей предприятий опыта и навыков стратегического мышления, что приводит зачастую к импульсивности и непредсказуемости принимаемых ими управленческих решений, носящих преимущественно оперативный, в лучшем случае тактический характер, и продиктованных порой чисто личными корыстными интересами.
Это явилось следствием нестабильности правовой и экономической среды, в которой предприятиям приходится функционировать, и привело к возникновению так называемой экономики физических лиц, для которой характерно то, что свободная конкуренция предприятий в сфере предложения и спроса товаров и услуг как одно из условий эффективной рыночной экономики уступает место сговору и противоборству физических лиц, быстро приобретающим криминальную окраску.
Очевидно, что экономика физических лиц неэффективна как экономическая система и несовместима ни со становлением правового государства, ни с развитием в направлении индустриального или тем более постиндустриального общества.
Ресурсы функционирования экономики при данном состоянии промышленного менеджмента близки к исчерпанию. Накапливаются социальные противоречия и снижается нравственный уровень населения.
К пределу подходят и возможности извлечения непроизводственных доходов физическими лицами за счет перераспределения национального дохода и прав собственности. Исчерпываются также возможности лоббирования интересов предприятий, работающих на принципах экономики физических лиц отдельными депутатами и фракциями Государственной думы, правительственными чиновниками.
Актуальность работы заключена в том, что новый, конкурентный этап развития российской экономики не за горами, и он с неизбежностью потребует от предприятий эффективного менеджмента, основанного на стратегическом мышлении с применением передовых достижений науки управления, маркетинга и психологии.
Тогда личные интересы руководителей будут органически исходить из экономических интересов предприятий, необходимости их развития на основе эффективного управления. При этом выживаемость предприятий в условиях жесткой рыночной конкуренции, их успех на рынке будут поставлены в прямую зависимость от оптимальности и адекватности конкретным ситуациям принимаемых руководителями управленческих решений.
Очевидно, уже не требует специальных доказательств то, что успешная деятельность предприятия на современном конкурентном рынке возможна лишь на основе применения принципов маркетинга, предполагающих нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности путем реализации в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к потребностям и спросу потенциальных покупателей с одновременным и целенаправленным воздействием на них.
Это дает возможность ориентировать всю деятельность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат, который выражается в овладении определенной долей рынка, достижении определенных показателей реализации товаров или услуг, нормы и массы прибыли и т.д.
Цель работы показать, что от принятия решений, их эффективности во многом зависит успех или неудача предприятия на современном рынке, независимо от сферы его деятельности, величины, формы собственности и юридического статуса.
Глава 1. Характеристика разработки процесса принятия решения
§1.1. Процесс принятия решений
Принятие решений происходит во времени, поэтому вводится понятие процесса принятия решений. Этот процесс состоит из последовательности этапов и процедур и направлен на разрешение проблемной ситуации.
Как отмечалось ранее, принятие решений - это наука и искусство. Часто ЛПР не в состоянии проанализировать и четко осмыслить принимаемое решение. Большое значение при принятии решений играет интуиция.
Рассмотренная ниже логическая схема процесса принятия решения помогает ему это сделать, включая ЛПР в контур принятия решения.
Представление процесса принятия решений как логически упорядоченной совокупности неформальных и формальных процедур есть описание технологической схемы выполнения этого процесса. Такое описание позволяет структурно упорядочить процесс принятия решений и выбрать методы, на основе которых рационально проводится поиск и принятие наилучшего решения.
Упорядочение процесса принятия решения в какой-то мере компенсирует недостатки, обусловленные невозможностью решить проблему только с помощью количественных методов анализа на основе использования четких однозначных алгоритмов.
Рассмотрение возникших проблем в строгой логической последовательности дает возможность плодотворно сочетать формальные и эвристические методы в процессе подготовки и принятия решения и добиваться более высокого его качества.
§1.2. Логическая схема процесса принятия решения
В зависимости от того, на каких аспектах при рассмотрении процесса решения делается акцент, этот процесс можно структуризовать на отдельные этапы, руководствуясь различными принципами.
С учетом изложенного предлагается следующая схема процесса принятия решения (рис. 1).
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Характеристика разработки процесса принятия решения 7
§1.1. Процесс принятия решений 7
§1.2. Логическая схема процесса принятия решения 8
§1.3. Выявление и описание проблемной ситуации 9
Глава 2. Реализация управленческих решений 14
§2.1. Задача принятия решений 15
§2.2. Варианты устранения проблемной ситуации 18
§2.3. Особенности управленческих решений 21
Глава 3. Роль руководителя в принятии и реализации решения 23
§3.1. Функции руководителя в принятии решений 24
§3.2. Аналитическое исследование проблем 26
§3.3. Реализация научно обоснованного решения 27
Заключение 29
Литература 31
Использованная литература
- Бусыгин А. В. Эффективный менеджмент: Курс лекций. Выпуск 3. - М.: Эльф К, 1999.
- Голубков Е.П. Какое принять решение? Практикум хозяйственника. - М.: Экономика, 1990.
- Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. - М.: Экономика, 1984.
- Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учебное пособие. - М.: Русская деловая , 1998.
- Проблемы планирования и управления: опыт системных исследований /Под ред. Е. П. Голубкова и А. М. Жандарова. - М.: Экономика, 1987.
- Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решения. - М.: Юнити, 1997.