Влияние языка на мышление и поведение человека; предмет : речевые коммуникации
Реферат по предмету:
"Этика"
Название работы:
"Влияние языка на мышление и поведение человека; предмет : речевые коммуникации"
Автор работы: Юлия
Страниц: 16 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
По сей день наиболее непостижимой и столь же притягательной для изучения со стороны языкознания, психологии, лингвистики, психолингвистики, логики и прочих наук является тема соотношения языка и человеческого сознания. Даже не зная законов, по которым осуществляет свою работу мышление, и только примерно догадываясь, как осуществляется наша речевая деятельность, мы нисколько не сомневаемся, что мышление и язык связаны между собой. Сколько раз в жизни каждому из нас доводилось сообщать кому-либо некую информацию. В данном случае, процесс говорения имеет целью породить процесс понимания у получателя информации.
Актуальность проблемы взаимосвязи языка и сознания не единственная в наше время, существует еще ряд невыясненных вопросов, и один из них, на наш взгляд, наиболее интересный: какой элемент в этой связке является доминирующим - язык или мышление; мы говорим, потому что так думаем или мы думаем, потому что так говорим.
Итак, цель нашей курсовой работы - выяснить, насколько это возможно, влияние языка на образ мышления и наоборот (образ мышления на тип языка).
Соответственно для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Исследовать работы ученых, связанные непосредственно с темой отношения языка и мышления.
2. Описать механизмы, с помощью которых возможны речевая и языковая деятельности и процессы мышления.
1. Понятие о языке и речи
Известно, что на психику и духовный мир человека оказывают решающее влияние четыре основных фактора: общество, культура, идеология, язык и речь. Базовым фактором является общество, вне которого немыслима человеческая жизнь и формирование духовного облика человека. Все остальных факторы являются производными, так как они есть продукт функционирования человеческого общества.
Общество представляет собой объединение людей, между которыми существуют неразрывные социальные связи и отношения, порождаемые совместной материальной и духовной деятельностью. Продуктом материальной деятельности являются предметы, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Продуктом духовной деятельности являются культурные ценности и идеальные эталоны, определяющие духовные связи и отношения между людьми. Язык и речь, порождаемые обществом, в свою очередь, являются основным условием развития общества, культуры, идеологии и духовного мира каждого человека как члена общества.
Язык - это система словесных знаков, посредством которых люди обозначают предметы и явления как реального, так и потустороннего мира. Язык является средством закрепления, передачи и усвоения личного, так и общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе осуществления практической и познавательной деятельности людей. Язык создается людьми и является общественно-историческим явлением. В языке народа отражается его духовный мир, его знания, его верования, нравственные и моральные идеалы, обычаи и традиции, надежды и чаяния, словом, все то, что составляет духовную жизнь общества. Язык дает возможность людям осуществлять совместную деятельность, ставить общие цели, достигать выдающихся результатов в познавательной и созидательной
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1. Понятие о языке и речи 4
2.Виды речи как средство поведения орудие мышления 7
3 Развитие речи и поведения человека 14
Заключение 16
Литература 17
Использованная литература
- Ахутина Т.В. Порождение речи. М., 1999.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. М., 2006.
- Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.,2004.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 2008.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 2005.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 2009.
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 2008.
- Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. М., 1999
- Хомский Н. Язык и мышление. М., 2002.