Античность в Санкт-Петербурге
Курсовая по предмету:
"Искусство и культура"
Название работы:
"Античность в Санкт-Петербурге"
Автор работы: Ольга Максимова
Страниц: 18 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Особенности русского классицизма
Несмотря на то, что на русский классицизм влияла эстетика западноевропейского искусства, в нем проявились свои особен¬ности:
Наличие своих национальных черт (в России создается своя Академия художеств), хотя по-прежнему привлекается много иностранцев.
Русский классицизм развивался на базе простых, обычных материалов (кирпич, дерево), а его сложные декоративные формы (капители колонн) создавались не из мрамора или гранита, а из простой штукатурки. Благодаря этому клас¬сицизм получил свое развитие не только во дворцах сто¬ичных городов, но и в простых жилищах провинции.
Возможность создания усадебных ансамблей в теснейшей связи с природой, ландшафтом.
Художественным идеалом классицизма была античность, в русской архитектуре часто переломленная через творчество ма¬стеров итальянского Возрождения. Характерные признаки сти¬ля - четкие геометрические планы, уравновешенная симметрия в композиции объемов и фасадов, доминирование центра, ясность горизонтальных и вертикальных членений. Античная ордерная система, сохранявшая строго определенные соотношения частей колонны, стала мерой пропорциональных соотношений. Колон¬нады, пилястры, портики - постоянные мотивы классической архитектуры.
В России складываются две архитектурные школы классициз¬ма: петербургская, наиболее близкая западноевропейской, и московская, имеющая свои национальные особенности. Услов¬но архитектура классицизма делится на три периода:
Ранний классицизм 1760-1770-е гг.;
Строгий классицизм-1780-1800-е гг.;
Поздний (зрелый) классицизм- 1800-1830-е гг.
Время последних крупных достижений классицизма являет¬ся временем внедрения нового стиля - эклектики.
На протяжении развития стиля классицизма в России рабо¬тают как русские, так и иностранные архитекторы, создающие великолепные образцы этого стиля. Лучшими представителями русского классицизма были И.Е. Старов, В.И. Баженов, М.Ф. Ка¬заков, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, Ч. Камерон, Д. Кваренги, В.П. Стасов, К.И. Росси, О.И. Бове и др.
Ранний классицизм Петербургской школы
Признаками раннего классицизма являются крупный, чаще дорический ордер на фасадах, скромная пластика стен, члене¬ние пилястрами и полуколоннами. К числу ранних образцов классицизма, в котором еще заметно влияние барокко, относятся здания Академии художеств, Мраморный дворец (1768-1785 гг., архитектор А. Ринальди).
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
1. Особенности русского классицизма 5
2. Классицизм в Санкт-Петербурге 8
3. Особенности художественных стилей в национальной культуре XVIII века Санкт-Петербурга 12
Заключение 16
Рекомендуемая литература 18
Введение
XIX столетие в России началось с дворцового переворота. В 1801 г. в Ми¬хайловском замке в Петербурге был убит император Павел I. Вера в просве¬щённого монарха, надежды на социальные преобразования связывались с сыном Павла - молодым императором Александром I, од¬нако они не оправдались.
Отечественная война 1812 г. на время сплотила всех жителей страны: кре¬постные крестьяне и ремесленники плечом к плечу с аристократами и генера¬лами защищали государство от армии Наполеона. После смерти Александра I в декабре 1825 г. те русские дворяне, которых возмущали существующие об¬щественные отношения, попытались совершить государственный переворот, названный восстанием декабристов. Декабристы выступали против самодер¬жавия, требовали установить в России рес¬публику или конституционную монархию, отменить крепостное право. Всту¬пивший на престол Николай I жестоко подавил декабристское движение.
«В царствование Николая I коренным образом измени¬лись социальная политика и идеология власти. С одобрения императора ми¬нистр народного просвещения граф Сергей Семёнович Уваров утверждал, что «необходимо найти начала, составляющие отличительный характер Рос¬сии и ей исключительно принадлежащие; собрать в одно целое священные остатки её народности...».
Русскому обществу была предложена идеология, кратко определяемая тремя понятиями - «православие, самодержавие, на¬родность». Самодержавие трактовалось как наиболее приемлемая, истори¬чески оправданная форма государственного правления в России, правосла¬вие - как самая чистая, древняя, истинно христианская вера, а народ как опора государства.
В начале XIX в. господствующим стилем стал ампир - поздняя стадия нео¬классицизма. Для архитектуры того времени характерен интерес к градо¬строительным задачам. Здание подчинялось городскому ансамблю - ули¬це, площади или набережной, и следовательно, укрупнялись архитекурные формы. Зодчие отказывались от мелких декоративных деталей, использо¬вали в оформлении построек скульптуру.
В эпоху Николая I классицизм, основанный на античных традициях, перестал удовлетворять эстетическим запросам и государственной идеоло¬гии. В поисках национальной самобытности развивались отечественная археология, история, изучались памятники средневековой архитектуры и изобразительного искусства.
Некоторые архитекторы пытались осваивать мотивы древнерусского зодчества.
Появления русского классицизма во второй половине XVIII века было вызвано тем, что в 60-х гг. приобретают силу капиталистические отношения, которые требуют создания не дворцов, а сооружений «делового» характера. На основе возрос¬шего экономического могущества тематика архитектурных со¬оружений снова становится общественной.
Ясность и рациональ¬ная простота форм античности давала архитекторам богатые воз¬можности для воплощения новых общественных и художественных идеалов.
Использованная литература
- Рекомендуемая
- Аркин Д. Образы скульптуры. М., 1991.
- Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977.
- Ветлицина ИМ. Некоторые черты русской оркестровой культуры XVIII века. М., 1993.
- Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М.,2000.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т. 2. М., 1999.
- История русской архитектуры. М., 2001
- Ковалевская Н.Н. Русский классицизм. М., 1994.
- Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры М., 1994.
- Патент A.M. Русская культура в канун Петровских реформ. Л., 1994.
- Рапацкая ДА. Русское искусство XVIII века. М., 1995.
- Серман И З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1999.