Театры Древней Греции
Курсовая по предмету:
"Искусство и культура"
Название работы:
"Театры Древней Греции"
Автор работы: Юлия
Страниц: 24 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
§ 2.1. Театр в Древней Греции
Театр в Древней Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя государст¬во, назначая для этой цели специальных лиц.
Драмы ставились на трех праздниках в честь Диониса: на Малых, или Сельских, Дио¬нисиях; Ленеях; на Великих, или Городских, Дионисиях.
Драматические представления проходили как состязания дра¬матургов, хорегов, актеров. В них участвовали три трагических и три комических поэта. Каждый из трагиков должен был предста¬вить четыре пьесы: три трагедии и одну сатировскую драму. Тра¬гедии были связаны единым сюжетом. После них ставилась сатировская драма на тот же сюжет, что и трагедии. Трагическая три¬логия и сатировская драма составляли тетралогию. Комические поэты представляли по одной комедии.
Состязания продолжались три дня. Каждый день с утра играли тетралогию одного драматурга; под вечер исполняли одну коме¬дию. К участию в состязаниях допускались только новые произ¬ведения; если ставились старые, уже игравшиеся, то они шли вне конкурса.
Разрешение на постановку пьесы драматурги получали от ар¬хонта . Он же давал драматургам разрешение набрать хор. Все из¬держки, связанные с обучением хора, изготовлением костюмов, ре¬петициями и т. д., брали на себя богатые граждане Афин. Гражда¬нин, подготовивший хор для драматических состязаний, назывался хорёгом.
Для драматических состязаний требовалось шесть хорегов, так как у каждого драматурга был свой хор. Хотя расходы по организации и подготовке хора составляли весьма зна¬чительную сумму, недостатка в хорёгах в период расцвета афин¬ской демократии не наблюдалось. Исполнение обязанностей хорега было делом весьма почетным. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовки к драматическим состязаниям осво¬бождались даже от военной службы.
Судили на состязаниях особые выборные лица. Для победив¬ших драматургов были установлены три награды.
Победившие драматурги получали от государ¬ства гонорар и награждались венком из плюща. На долю хорегов, которые подготовили хор для победивших драматургов, выпадала еще большая честь: хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы.
На пьедестале памятника указыва¬лось время представления, имя победившего драматурга, название его пьесы и имя хорега. Результаты состязаний вносились, кро¬ме того, в особый протокол, который хранился в государственном архиве Афин. Такие протоколы назывались дидаскалиями.
§ 2.2. Актёры в Древней Греции
Актёры в Древней Греции считались людьми уважаемыми. Только свободнорождённый мужчина мог играть в театре. Сначала в спектаклях при¬нимали участие хор и только один актёр; Эсхил ввёл второго актёра, Софокл - третьего. Один исполнитель обычно играл несколько ролей. Актёры должны бы¬ли не только хорошо декламировать, но и петь, владеть отточенной, выразительной жестикуляцией. В трагедии хор состоял из пятнадцати человек, а в комедии мог включать двадцать четыре.
Обычно хор не принимал участия в действии - он обобщал и комментиро¬вал события. В комедиях Аристофана появилась особая партия - парабаза, когда хор снимал маски и от своего имени обращался к залу.
Актеры должны были не, только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством: в наиболее пате¬тических местах актеры испол¬няли арии - монодии. Путем постоянных упражнений грече¬ские актеры вырабатывали звучность и выразительность голоса, безукоризненность дик¬ции и доводили до большого со¬вершенства искусство пения. Греческие актеры должны были владеть и искусством танца, искусством движения. Они мно¬го работали над гибкостью и выразительностью тела. Акте¬ры выступали в масках, так что мимика была исключена из игры. Тем больше внимания приходилось уделять жесту.
Искусство сцены, родившееся в Древней Греции, стало основой ев¬ропейского театра. Именно в ту да¬лёкую пору сформировались веду¬щие жанры драматургии, возник сам тип зрелища. На пороге III тысячеле¬тия лучшие театральные режиссёры всего мира обращаются к древнегре¬ческой драматургии, стремятся вос¬создать формы античного театра, приспособив их к требованиям со¬временной сцены.
Яркий пример такого подхода - спектакль «Орестея». Это режиссёрская версия три¬логии Эсхила, осуществлённая вы¬дающимся немецким режиссёром Петером Штайном в 1979 г. в Герма¬нии и в 1998 г. в России.
§ 2.3. Архитектура древнегреческого театра
Первоначально место для представлений устраивалось в Древ¬ней Греции крайне просто: хор со своими песнопениями и пляс¬ками выступал на круглой утрамбованной площадке - орхестре, вокруг которой и собирались зрители.
Но по мере того как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствова¬ниях. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рацио¬нальное устройство сценической площадки и зрительсих мест: орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители раз¬мещались по его склону.
Театральные сооружения не были само¬стоятельными постройками, типа городского здания или храма: они, как правило, входили в какой-нибудь архитектурный ан¬самбль.
Например, театр Диониса в Афинах расположен на склоне Акрополя; театр в Эпидавре входил в ансамбль святилища бога-врачева¬теля Асклепия.
Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огром¬ное количество зрителей. Афинский театр Диониса, например, вмещал до 17 тысяч человек, театр в Эпидавре - до 10 тысяч.
В V в. до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театраль¬ного сооружения, характерный для всей эпохи античности.
Театр имел три главные части: орхестру, тёатрон (места для зрителей, от глагола теаомай-«смотрю») и скёну (скенэ-«палатка», позже - деревянное или каменное строение).
Размер театра определялся диаметром орхестры. Скена располагалась по касательной к окружности орхест¬ры. Передняя стена скены - проскёний, имевший обычно вид ко¬лоннады, - изображал фасад храма или дворца.
К скене примы¬кали два боковых строения, которые назывались параскёниями. Параскении служили местом для хранения декораций и другого театрального имущества; при необходимости параскении, как и проскёний, могли изображать фасад жилища или храма и обыгрываться по ходу действия драмы.
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Происхождение древнегреческой драмы и театра 5
§ 1.1. Основа древнегреческой драматургии 5
§ 1.2. Возникновение драмы 7
§ 1.3. Комедии Древней Греции 9
Глава 2. Организация театральных представлений 11
§ 2.1. Театр в Древней Греции 11
§ 2.2. Актёры в Древней Греции 12
§ 2.3. Архитектура древнегреческого театра 14
Глава 3. Театр эпохи эллинизма 17
§ 3.1. Театр новых исторических условий 17
§ 3.2. Идеология эллинистического общества 18
§ 3.3. Новая аттическая комедия 18
Заключение 22
Список литературы 24
Введение
Драма родилась в Греции в VI в. до н. э., когда окончательно установился рабовладельческий строй.
Рабство, как пишет Эн¬гельс, на первых порах играло прогрессивную роль в развитии общества: «Только рабство сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленно¬стью и таким путем создало условия для расцвета культуры древ¬него мира - для греческой культуры. Без рабства не было бы гре¬ческого государства; греческого искусства и греческой науки...».
Распад родового строя привел почти во всей Элладе к созданию городов-государств, которые представляли собой общи¬ны свободных граждан, связанных племенным родством. Каждое такое государство состояло из небольшого города и примыкавших к нему деревень. Вся территория считалась собственностью госу¬дарства, земельные наделы могли получать только свободные чле¬ны общины.
В каждом полисе был свой уклад жизни, существовали свои политические и этические нормы. Были полисы аристократические, власть в которых принадлежала родовой аристокра¬тии. Были полисы демократические, где все государ¬ственные вопросы решались народным собранием, где соблюдались равенство граждан перед законом, свобода слова, право каждого гражданина быть избранным на государственные должности.
Развитие драмы происходит именно в демократических поли¬сах. В Спарте никогда не было ни драматургов, ни театра. Зато Афины становятся центром культурной жизни всей Греции. Здесь, на аттической земле, расцветают науки и искусства.
Это происходит потому, что именно в демократическом полисе, несмотря на недостатки и противоречия афинской рабовладельче¬ской демократии, были возможности для выявления способностей человека: каждый афинский гражданин в пределах своего государ¬ства считал себя равноправным и полноправным членом общества.
Связь с общественно-политической жизнью, служение интере¬сам народа, внимание к человеку со всем богатством его духов¬ной жизни, использование лучших достижений греческого эпоса и лирики - все это сделало афинский театр театром больших идей и прекрасной художественной формы.
Такие идеи, как страстный протест против всякого насилия и угнетения, проповедь горя¬чей любви к родине, непоколебимость в отстаивании гражданских и гуманистических убеждений, были всегда близки и понятны про¬грессивному человечеству.
Глава 1. Происхождение древнегреческой драмы и театра
§ 1.1. Основа древнегреческой дра¬матургии
В основе древнегреческой дра¬матургии лежат мифы. Они были из¬вестны каждому греку, и зрителям особенно интересна и важна была трактовка событий автором пьесы и актёрами, нравственная оценка поступков героев.
Расцвет антично¬го театра приходится на V в. до н. э. Именно в это время творили великие поэты-драматурги - Эсхил, Софокл и Еврипид. Персонажи их траге¬дий - Эдип, Антигона, Прометей - стали вечными образами мирового сценического искусства. К сюжетам античных пьес не раз обращались драматурги последующих эпох. До наших дней дошли и сочинения Аристофана - создателя политиче¬ской комедии.
Тип театрального здания сложил¬ся в Греции под влиянием климати¬ческих условий и рельефа. Зрители первых спектак¬лей рассаживались по склонам хол¬мов, внизу, на поляне, выступали актёры. Театр Диониса в Афинах, появившийся в конце VI в. до н. э, располагался на южном склоне Ак¬рополя.
На склонах холмов были устрое¬ны театры и в других городах - Ме¬гаполисе и Эпидавре. Театр в Афинах вмещал семнадцать тысяч человек, в Эпидавре - десять тысяч.
Огромные размеры театров при¬вели к необходимости использовать маски. Черты лица актёра зрители просто не смогли бы разглядеть. Каждая маска выражала определён¬ное состояние, и в соответствии с сюжетом актёр в течение спектак¬ля менял собственные «лики».
Маски были своеобразными крупными пла¬нами персонажей и одновременно служили резонаторами - усиливали звучание голосов. Маска меняла про¬порции тела, поэтому исполнители вставали на котурны, а под одежду на¬девали толщинки. Котурны делали фигуру выше, а движения - значи¬тельнее. До сих пор в театре сущест¬вует выражение «на котурнах» - оно означает излишнюю величавость, да¬же выспренность игры.
Ярко окрашенные природными красителями ткани, из которых ши¬ли сложные костюмы, также укруп¬няли и подчёркивали фигуру. Цвет одежды наделялся символическим значением.
Цари появлялись в длин¬ных пурпурных плащах, царицы - в белых, с пурпурной полосой. Чёр¬ный цвет означал траур или несчас¬тье. Короткая одежда полагалась ве¬стникам. Также символичны были атрибуты, например оливковые вет¬ви в руках просящих.
Маски в комедиях были карика¬турными или являлись шаржиро¬ванными портретами известных лю¬дей. Костюмы обычно подчёркивали непомерный живот, толстый зад. Артистов хора иногда одевали в ко¬стюмы животных, например лягу¬шек и птиц в пьесах Аристофана.
В древнегреческом театре ис¬пользовали простейшие машины: эккиклему и эорему. Последняя представляла собой подъёмный механизм, с помощью которого персонажи «взлетали под небеса»или опу¬скались на землю. Именно в грече¬ском театре родилось знаменитое выражение «Бог из машины».
Позже этот термин стал озна¬чать немотивированную раз¬вязку, внешнее, не подготов¬ленное развитием действия разрешение конфликта, как в трагедии, так и в комедии.
§ 1.2. Возникновение драмы
Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого ведущее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Эпосу и лирике в свою очередь предшествовал фольклор - пословицы и поговорки, трудовые и обрядовые песни, гимны богам, мифы и другие виды устного народного творчества.
Мифология занимала в греческом фольклоре особое место. Эта форма народного творчества возникла на ранней стадии развития человеческого общества и сыграла огромную роль в эволюции всех видов античного искусства; она, как писал К. Маркс, «составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву».
Сюжеты и герои греческих мифов преобладают во всех родах и видах ан¬тичной литературы, в том числе в драме.
Мифология греков, как и других древних народов, выросла из стремления понять и объяснить окружающий мир. Греческие ми¬фы разнообразны по содержанию: в них рассказывается о проис¬хождении мира, о греческих богах и героях, о возникновении обы¬чаев, обрядов. Миф был тесно связан с языческой религией.
При этом в Греции не было замкнутой касты жрецов, которая препят¬ствовала бы изображению богов в образе людей и мешала бы сво¬бодному созданию мифов и их поэтизации. Поэтому греческие ми¬фы богаты жизненными мотивами, наблюдениями, деталями.
Возникновению драмы, как уже отмечалось, предшествовали эпос и лирика. Это богатый героический эпос - поэмы «Илиада» и «Одиссея», дидактический эпос - поэмы Гесиода; это произведения лирических поэтов VI в. до н. э. Драма стала как бы синтезом достижений ранее сложившихся родов литературы, вобрав в себя монументальный, героический ха¬рактер эпоса и индивидуальное начало, идущее от лирики.
Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми мимического характера, которые возникли у многих наро¬дов на ранней ступени развития и сохранялись на протяжении ве¬ков. У земледельческих народов мимические игры входили в со¬став праздников, посвященных умирающим и воскресающим бо¬гам плодородия. Праздники этого типа имели две стороны: «стра¬стную», серьезную, и карнавальную, прославляющую победу свет¬лых сил жизни.
В Греции обряды были связаны с культом богов - покровите¬лей земледелия: Деметры, ее дочери Коры, Диониса. Такие обряды превращались иногда в культовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий устраивались игры, во время которых изобра¬жалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плуто¬ном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю.
Мимическими элементами был богат и культ Диониса. Дионис считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса считались растения, особенно виноградная лоза. Его час¬то изображали в виде быка или козла.
Трагедия отражала страстную сторону дионисийского культа, ко¬медия - карнавально-сатирическую. Сатировская драма представ¬ляется средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый коец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.
Трагедия, по свидетельству Аристотеля, ведет свое начало от запевал дифирамба, комедия - от запевал фаллических песен. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участника¬ми праздника.
Проливают свет на происхождение греческой драмы и сами сло¬ва трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух грече¬ских слов: трагос - «козел» и одэ - «песнь», т. е. «песнь козлов». Это название вновь ведет нас к сатирам - спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога.
Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая развора¬чивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифо¬логическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспита¬нии граждан была огромна.
Использованная литература
- Головин В.В., История античного театра, Искусство, М., 1998
- История зарубежного театра. Театр Западной Европы от античности до Просвещения. Учебн. Пособие, под редакцией Г.Н. Бояджиева, М., 1981
- Каллистов Д.П., Античный театр,4-е издание, М., 2001
- Кун Н., Легенды и мифы Древней Греции, 3-е издание, М., 1999
- Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения, 2-е издание, т. 20.
- Ярхо В.Н., Драматургия Эсхима и некоторые проблемы древнегреческой трагедии, М., 1989