Формирование представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста по предствам игровых приемов
Курсовая по предмету:
"Искусство и культура"
Название работы:
"Формирование представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста по предствам игровых приемов"
Автор работы: Юлия
Страниц: 35 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Неотъемлемым условием успешного общего развития ребенка является обретение ним чувствительного опыта в первые три года жизни, ведь ранний возраст - это период, когда ребенок интенсивно вбирает в себя социальный опыт человечества.
Демократизация системы образования в государстве, принятие соответствующих законодательных актов, предоставили дошкольным учебным заведениям статус первого звена в системе беспрерывного образования. Появилась возможность синтезировать достояния отечественной и зарубежной науки по проблеме формирования представлений о свойствах и соотношении предметов у детей раннего возраста. В этой связи открываются возможности, в частности персептивного научения детей раннего возраста в условиях дошкольного учебного заведения.
Над проблемой восприятия и понимания сенсорной информации ребенком размышляли философы (Аристотель, Демокрит, Г.-В. Лейбниц, Дж. Локк, С.Й. Гессен и др.). Эту проблему исследовали физиологи (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Е.М. Соколов, О.М. Шеповальников и др.) и психологи (Б.Г. Ананьев, В.О. Барабанщиков, Б.М. Величковский, О.М. Леонтьев, В.Д. Шадриков и др.). В последние десятилетия проблема формирования представлений о свойствах и соотношении предметов у детей раннего возраста предрасполагает к себе внимание педагогов. Ведь от того, как педагог понимает механизмы и закономерности перцептивного развития ребенка, зависит направление, подбор содержания, методов и средств обучения и воспитания малышей.
Анализ теоретических источников по исследуемой проблеме показал, что психологический аспект формирования представлений о цветах и оттенках у дошкольников наиболее полно обработан в теории развития восприятия. Она состоит в сопоставлении свойств объектов, которые воспринимаются, с усвоенными ребенком системами сенсорных эталонов (О.В. Запорожец, Л.А. Венгер, М.М. Поддъяков, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская и др.).
Дидактический аспект проблемы связывался с определением общего содержания, методов и форм сенсорного воспитания детей раннего возраста (Л.В. Артемова, К.В. Зворигина, Л.М. Павлова, Э.Г. Пилюгина, О.В. Просвира, и др.).
Современные наблюдения дают основания ученым сделать вывод, что колористическая безграмотность современного работника приводит к практической необходимости одолеть барьер на пути к качеству в разных областях промышленности. Часто непреодолимой преградой во многих направлениях производства является чисто физическая слепота к цвету, его тональности, насыщенности оттенка. В связи с этим академик С.В. Вавилов писал: "Владение цветным видением чрезвычайно повышает ценность зрительного восприятия. Цветное видение дает возможность очень быстро и по-новому различать предметы и элементы среды".
Цветное видение человека - явление уникальное и закономерное. Проблематика, связанная с данным явлением, постоянно привлекает внимание ученых. Сегодня уже понятно, что раскрыть это сложное явление, рассматривая его лишь на каком-то одном уровне (физическом, физиологическом психологическом, эстетичном) практически невозможно. Нужно рассматривать систему целостно и теоретические концепции апробировать в педагогическом процессе художественно-эстетичного развития младших дошкольников.
Вместе с тем процесс формирования представлений о цвете у детей на втором - третьем годах жизни на данное время является недостаточно исследованным. Без внимания оказался комплексный подход к организации перцептивного научения детей раннего возраста. Процесс и результат приобретения детьми раннего возраста индивидуального перцептивного опыта в деятельности остается до конца не исследованным. Актуальность проблемы, недостаточность ее теоретической и экспериментальной обработки, а также потребности педагогической практики обусловили выбор темы «Формирование представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста с помощью игровых приемов».
Содержание работы
Введение 3
Раздел 1. Цвет как художественная и психолого-педагогическая проблема 7
1.1 Понятие цвета и его основные свойства 7
1.2 Особенности ощущения и восприятия цвета в младшем дошкольном возрасте 12
1. 3. Понятие сенсорное развитие и сенсорное воспитание 19
Раздел 2. Формирование представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых приемов 23
2. 1. Практическое содержание и методика сенсорного воспитания младших дошкольников 23
2. 2. Дидактические игры для формирования представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста 28
Список использованной литературы 34
Использованная литература
- Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. - М.: Сов. художник, 1986. - 326 с.
- Алексеев В.В. Изобразительное искусство и школа. - М.: Педагогика, 1968. - 184 с.
- Алексеев С.С. О колорите. - М.: Изобраз. искусство, 1974. - 176 с.
- Алексеева В. Что такое искуство? - М.: Сов. художник, 1985. - 260 с.
- Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа. - М.: Педагогика, 1984. - 254 с.
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Наука, 1979. - 168 с.
- Беда Г.В. Живопись. - М.; Просвещение. 1986. - 190 с.
- Беседы о живописи в школе. - М.: Искусство, 1966. - 96 с.
- Верб В.А. Искусство и художественное развитие учащихся. - Л.: Наука, 1977. - 116 с.
- Вожлов В.М. Прекрасное в жизни, в искусстве. - М.: Знание, 1979. - 240 с.
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984. - 320 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
- Глинская И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 1-3 классах. - К.: Педагогика, 1978. - 186 с.
- Глушанская В.П., Маркова В.Ф., Смирнова Л.Ф. Рисование с методикой преподавания. - М.: Просвещение, 1971. - 127 с.
- Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М.: Педагогика, 1986. - 126 с.
- Дейнека А.А. Учитесь рисовать. - М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. - 224 с.
- Кальнинг А.К. Акварельная живопись. - М.: Искусство, 1968. - 76 с.
- Кардовский Д.И. Пособие по рисованию. - М.: Стройиздат, 1978. - 126 с.
- Кибрик Е.А. К вопросу о композиции // Вопр. изобразительного искусства. - М.: Сов. художник, 1954. - С.31-45.
- Клейменова Н.С. Взаимосвязь художественного слова и рисования // Нач. школа. - 1990. - №8. - С.22.
- Крутецкий П.А. Эстетическое воспитание. - М.: Знание, 1987 - 234с.
- Кузин B. C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 207 с.
- Кузин В.С. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970. - 94 с.
- Кушаев П.А. Основы эстетического воспитания. - М.: Педагогика, 1985. - 250с.
- Лабунская Г.В., Рожкова Е.Е., Назаревская Г.А. Уроки рисования в начальных классах. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 166 с.
- Левшина Л.С. Как воспринимается произведение искусства. - М.: Искусство, 1983. - 96 с.
- Лепикаш В.А. Живопись акварелью. - М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. - 114 с.
- Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Знание, 1987. - 231 с.
- Лунячек Й. Основы изображения с натуры. - К.: Изд-во АН УССР, 1961. - 127 с.
- Муштаев В.П. Уроки искусства. - М.: Педагогика, 1990. - 140 с.
- Никанорова Н.П. Наглядное пособие и оборудование для занятий изобразительным искусством. - М.: Педагогика, 1975. - 136 с.
- Орловский Г.И. О художественном образовании учителя рисования. - Л.: Наука, 196. - 268 с.
- Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. - М.: Педагогика, 1966. - 216 с.
- Парнах М. Уроки изобразительного искусства // Искусство в школе. - 2001. - №3. - С.57-60.
- Половникова П.Б. Эстетические чувства. - К.: Знание, 1978 - 343с.
- Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. - М.: Госстройиздат, 1959. - 221 с.
- Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. - М.: Просвещение, 1976. - 222 с.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 1998. - 251 с.
- Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание. - М.: Наука, 1987. - 564 с.