классическая вариация как одна из выразительных форм классического балета
Курсовая по предмету:
"Искусство и культура"
Название работы:
"классическая вариация как одна из выразительных форм классического балета"
Автор работы: Юлия
Страниц: 35 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Возможно, история танца не короче истории человечества. Нам остается только догадываться, как танцы выглядели в ранние эпохи.
В европейской культуре одно из первых упоминаний о танце делает Гомер в своей «Илиаде» - он описывает chorea (греч. хоровод, пляска).
Исторически танец использовался людьми как часть религиозных ритуалов и общественных праздников. Доказательства этого обнаруживаются в многих документах доисторической эпохи. Вероятно, придворные танцы существовали столько же, сколько короли и королевы. Многообразие танцевальных форм включало в себя народные, социальные, бальные, религиозные и экспериментальные и другие формы. Крупной ветвью этого искусства был Театральный Танец, возникший в Западном Мире. Корни современного балета, танца, который все мы знаем, уходят во Францию шестнадцатого века - Эпохи Возрождения.
Предпосылкой появления балета были новые способ мышления и философия Просвещения: теперь человек становился центром вселенной и мог управлять своим бытием при помощи искусств и наук.
К концу XVI века придворный балет достиг расцвета: он полностью финансировался французской монархией, которая использовала его для превозношения собственного величия. Балеты стали частью роскошных, огромных праздничных феерий, которые продолжались несколько дней кряду и включали в себя все виды развлечений. По существу, все эти праздники были способом самовозвеличивания Французского Двора.
Уже к началу XVIII века балет мигрировал из Французскоо Двора в Парижскую Оперу к разностороннему театральному деятелю Жану-Батисту Люлли, который «сохранил основной концепт балета сложносоставность формы, в которой танец является неотъемлемым и значимым элементом». В течение этого столетия балет распространился по Европе и из утонченного способа передвижения образов во время крупного представления превратился в самодостаточное искусство исполнения, ballet daction («действенный балет», балет с сюжетом пр. пер.). Эта новая форма почти полностью уничтожила искусственность, присущую придворному танцу, и установила новый закон: "искусство должно стремиться к подражанию природе, естеству". В результате костюмы и хореография стали более вольными и способствующими большему раскрытию выразительных талантов тела. Открылась дверь в мир натуралистических костюмов и бескаблучной обуви - пуантов, которые предоставляли танцору большие возможности при подъеме на полупальцы.
Эпоха Романтизма начала XIX века с балетами, фокусирующимися на эмоциях, с фантазией и богатыми духовными мирами ознаменовала начало настоящей работы на пуантах. Теперь идеальная балерина (качества которой воплотились тогда в легендарной Мари Таглиони) в своих туфлях, казалось, едва касалась поверхности сцены и ее бесплотный дух словно не знал, что такое земля. В это время восходящие звезды женского танца полностью затмили присутствие бедных мужчин-танцоров, которых во множестве случаев окрестили просто двигающимися статуями, существующими только для того, чтобы балерины на них опирались. Эту ситуацию в начале двадцатого столетия немного подправило восхождение звезды Нижинского из Русского Балета. К этому времени уже развились традиционные для нас балетные костюмы, хореография, декорации, бутафория, словом, все стало почти таким, как есть сейчас.
Русский балет, начавший революцию в балетном искусстве, пытался сломать устаревшие формы классического балета. В настоящее время художественные возможности балетной техники и аккомпанирующих ей музыки, декораций и мультимедиа более глобальны, чем когда бы то ни было. Границы, которые определяют классический балет, постоянно раздвигаются и размываются, и все, что появляется вместо них, теперь лишь едва напоминает о традиционных баленых терминах типа «вращения».
Грянуло новое мышление. Артисты танца стали принимать во внимание качества личности, ритуальные и религиозные аспекты, примитив, выразительность и эмоциональность. В этой атмосфере произошел бум современного танца. Внезапно появилась новая свобода в том, что теперь считалось приемлемым, что получило название признанного искусства, в котором отныне хотели творить многие люди. Все атрибуты нового искусства стали такими же ценными, как костюмы балета или даже ценнее их.
Большинство хореографов и танцоров начала XX века относились к балету крайне негативно. Исидора Дункан считала его безобразной бессмысленной гимнастикой. Марта Грэм (Грэхем) видела в нем европейщину и империализм, у которых с американцами нет ничего общего. Мерс Каннингхэм, несмотря на то, что использовал в преподавании некоторые основы балетной техники, подходил к хореографии и выступлению с позиций прямо противоположных традиционному балету
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..
1.Классический танец: история возникновения, особенности технического исполнения..
1.1.Исторические предпосылки возникновения классического танца.
1.2. Композиция классического танца, его образцы.....
1.3. Художественный образ в классической вариации.. ...
2. Классические вариации как классическое наследие русской балетной школы...
2.1. Вариации в классических балетах русской балетной школы.
2.2. Эволюция хореографии в классических постановках.
Заключение..
Список использованных источников....
Приложение 1..
Использованная литература
- Бекина С.И. и др. Музыка и движение, М., 1983.
- Блазис К., Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы.- М., 1999
- Богданов-Березовский В., Галина Уланова. М., 1999
- Большая российская энциклопедия. РУССКИЙ БАЛЕТ. М., 1974
- Борисоглебский М. В. Материалы по истории русского балета. Л., 1988
- Вальберх И., Из архива балетмейстера. Дневники, переписка, сценарии. Ред. и вступ. ст. Ю. И. Слонимского. M. Л., 1980
- Валукин Е.П. Проблемы наследия в хореографическом искусстве, М., 1992
- Ванслов В. В. Балетный Театр Наталии Касаткиной и Владимира Василёва
- Глушковский А., Воспоминания балетмейстера. Публ. и вступ. ст. Ю. И. Слонимского. М., 1999
- Классики хореографии. Отв. ред. Б. И. Чесноков. СПб, 2000
- Красовская В. Западноевропейский балетный театр от истоков до середины 18 в. Л., 1983
- Красовская В.М. О классическом танце, / в кн. Н. Базарова, В. Мей Азбука классического танца, Л., 1983.
- Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. М., 2008
- Красовская В. Русский балетный театр начала ХХ века, ч. 1. Хореографы. Л., 1970
- Красовская В. Русский балетный театр начала ХХ века, ч. 2. Танцовщики. Л., 1972
- Левинсон А., Мастера балета. Очерки по истоии и теории танца. Издание 5-ое, дополненное. СПБ, 2001
- Левинсон А., Старый и новый балет. СПб, 2000
- Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время, М., 1990.
- Новерр Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц. Л., 19979
- Плещеев А., Наш балет (1673-1899). СПБ., 1999
- Слонимский Ю., Дидло. Вехи творческой биографии. М. - Л., 1988
- Слонимский Ю., Мастера балета. М., 1997
- Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени. М., 1996
- Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории сов. балетного театра. M., 1997
- Тарасов Н.И. Классический танец, М., 1981.
- Филатов С.В. От образного слова - к выразительному движению, М.,1993.
- Холфина С. Вспоминания мастеров московского балета, М., 1990.
- Худеков С. Н., История танцев. СПБ, 2003