Становление буддийской культуры в Корее
Дипломная по предмету:
"Искусство и культура"
Название работы:
"Становление буддийской культуры в Корее"
Автор работы: Юлия
Страниц: 72 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Корейский народ называет свою родину страной утренней свежести. Это поэтичное название действительно соответствует неповторимой красоте ее природы.
Омываемая с трех сторон морями, с высокими зубчатыми вершинами Алмазных гор, покрытых лесами, с множеством бурных рек и водопадов такая Корея нашла воплощение в целом ряде произведений своих художников.
Корея страна древней культуры. В первые века нашей эры на ее территории существовали города с великолепными дворцами и храмами. От этого времени около Пхеньяна остались большие подземные гробницы.
На их стенах, искусно выложенных из камня, сохранилась живопись, повествующая о жизни и обычаях знатных людей того времени.
Около города Кёнджу древней столицы Кореи археологи открыли ряд гробниц VI VIII вв., в которых нашли множество изделий декоративного и прикладного искусства средневековой Кореи: короны правителей и различные золотые и серебряные украшения, мечи, лаковые чаши и блюда, бронзовые зеркала и керамику.
В VI в. в Корею из Китая проник буддизм, и по всей стране началось строительство храмов и многоярусных пагод, отличавшихся простотой и лаконичностью форм. Многие из них сохранились до сих пор. Но самый известный и самый великолепный памятник средневековой Кореи из дошедших до нас относится к VIII в. Это храм Соккурам, расположенный около города Кёнджу. Он был вырублен в толще горы в подражание пещерным храмам. Рельефы с изображением божеств, высеченные на плитах, донесли до нас пластичное, простое и строгое искусство древних мастеров. Большой известностью пользуется статуя Будды, воздвигнутая в центре круглого зала.
В XII XIII вв. в стране было высоко развито производство керамики. Особенно славились керамические сосуды (сангам) с инкрустациями из цветных глин. Белые и голубовато-зеленые сосуды имели форму плодов, цветов или фигур животных.
На искусство Кореи оказали влияние связи с Китаем. Но корейские художники творчески перерабатывали лучшее, что проникало из других стран, и создавали замечательные произведения искусства согласно вкусам и традициям своей страны.
В Корее было много замечательных художников, которые, как и мастера Китая, писали картины на шелке или бумаге прозрачными водяными красками.
Актуальность темы дипломного исследования. В последние годы расширение границ гуманитарного знания обусловлено активизацией интереса к культурологическим и религиозным проблемам. Культура и религия рассматривается как многогранные и динамические явления. Это дает основания анализировать, интерпретировать ее в различных ракурсах.
Источники по истории буддизма. Наиболее ранние источники по истории буддизма представлены данными эпиграфики и архелогии, датируемыми приблизительно серединой III в. до н. э. Наиболее ранними источниками признаны два материальных памятника буддийской культуры. Первый из них - надпись на колонне близ непальского города Румминдеи в честь Сиддхартхи Гаутамы - основателя буддизма. Второй - наскальные эдикты императора Ашоки, в которых приводятся названия сутр изложенных самим Буддой. Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений, вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма - Типитаки (это слово обозначает на языке пали "три сосуда", или "три корзины"). Этот канон состоит из трех относительно автономных частей, но идейно взаимосвязанных и составляющих единую смысловую целостность.
Первая - Сутра-питака - это собрание бесед-наставлений, ориентированных на самый широкий круг слушателей. Вторая часть - Виная-питака-представляет собой свод правил, поведения и жизни членов сангхи (буддийской общины). Основу этой части составляет Пратимокша - кодекс поведения буддийских монахов. Виная регулировала также взаимоотношения как сангхи в целом, так и ее отдельных членов со светской властью. Первые две части Типитаки оставились почти неизмеными в течение всей истории. Иначе обстояло дело с третьей частью канона - Абхидхарма-питакой. В ранний период истории канонической литературы термином "Абхидхарма" обозначался метод наставления. Позднее в третьей "корзине" заключались главным образом проповеди и поучения на этические и абстрактно-философские темы.
Вся Типитака имеет грандиозные размеры, о чем наглядно свидетельствует нижеследующий факт. В 1893-1894 гг. в Бангкоке было предпринято по приказу сиамского короля книжное издание этого памятника. Оно составило 39 томов большого формата, из которых на долю Винаи пришлось 8 томов, Сутты - 20, Абхидхармы - 11. Однако имеются иные образцы собраний священных буддийских писаний, намного превосходящие по объему Типитаку.
Предмет исследования буддийское искусство.
Объект исследования Корея.
Цель дипломной работы рассмотреть процесс становления буддийского искусства в Корее.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть историю возникновения буддизма как религизного и философского течения;
2) Раскрыть философию буддизма;
3) Рассмотреть буддийское искусство.
4) Изучить историю проникновения и развитие буддизма в Корее;
5) Определить влияние буддизма на искусство в Корее;
6) Изучить современные аспекты буддизма и искусства в Корее.
Структура работы: Дипломная работа состоит из введения в котором обосновывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав, заключения списка литературы и приложений.
Для написания дипломной работы использовались труды таких авторов, как: Никитина М.И., Мартынов А.С., Ионова Ю.В., Рю Хакку, Джарылгасинова Р.Ш., Маркова В.М., Ким Г.М. и др.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 История возникновения буддизма. Понятие и сущность буддизма
Буддизм первая из мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в разных странах мира и в первую очередь Азии.
Возникновение буддизма связывается с именем Сиддхартхи Гаутамы (Будды). Он родился около 560 г. до н. э. Местом его рождения считается северо-восток Индии у границы Непала. Принц Гаутама был сыном главы племени шакьев. В 29 лет он расстался с беззаботной, роскошной жизнью, покинул дом, оставил жену с сыном и отправился странствовать. Шесть лет он провел в поисках истины, подвергая себя самоистязанию, в беседах с брахманами-аскетами. Наконец, Гаутама узрел истину; и именно с этого момента он стал Буддой, т. е. просветленным, озаренным, умудренным. С первой проповедью о вновь познанной великой истине Будда обратился к своим бывшим 5 ученикам, которых он встретил в Бенаресе. В течение 40 лет Будда и его ученики распространяли свое учение в Северной и Центральной Индии. Будда умер около 480 г. до н. э., заложив фундамент религии, ставшей мировой по численности ее приверженцев и географии распространения.
Традиционная буддийская версия дальнейшей истории новой религии представляет ее в виде победного шествия по всей стране, причем дело выглядит так, что новое учение принимали все: богатые и бедные, люди разных каст и родов занятий одинаково приветствовали Будду и с готовностью принимали его учение. Последователями Будды сразу стали цари Бимбисара, Прасенаджит, Аджаташатру. Вскоре после смерти Будды его ближайше последователи собрались в Раджагрихе, где обсудили и утвердили ряд основоположений новой религии. Тем не менее, среди сторонников буддизма возникли разногласия и расхождения, так что понадобился созыв нового Собора, который состоялся в Вайшали через столетие после первого. Еще через сто с лишним лет, при царе Ашоке (III в. до н. э.), в городе Паталипутра (современая Патна) состоялся третий Собор. На нем был утвержден текст священых писаний буддизма, составляющих Типитаку (на санскрите-Трипитака), и принято решение о рассылке миссионеров во все концы страны.
Буддизм стал одной из трех мировых религий и охватил сотни миллионов человек, но не в Индии, а за ее пределами: на Цейлоне, в Бирме, Корее, Китае, в странах Индокитая, в Японии. В этом отношении судьба этой религии напоминает судьбу христианства, которое, возникнув в одной из стран Ближнего Востока, завоевало потом господствующие позиции не на Востоке, а главным образом на Западе, где и стало монопольной религией.
Из множества сект и толков, охватываемых общим понятием буддизма, выделяются несколько основных наиболее известных направлений. Они отличаются своеобразием религиозного вероучения и практики. Помимо классической тхеравады, или хинаяны, имеющей наибольшее число приверженцев в разных странах Южной и Юго-Восточной Азии, опирающейся на первоначальные палийские тексты Типитаки, выделяются северная (махаянистская) трактовка вероучения, варджаяна, дзэн-буддизм и ламаизм.
Источники по истории буддизма. Наиболее ранние источники по истории буддизма представлены данными эпиграфики и археологии, датируемыми приблизительно серединой III в. до н. э. Наиболее ранними источниками признаны два материальных памятника буддийской культуры. Первый из них - надпись на колонне близ непальского города Румминдеи в честь Сиддхартхи Гаутамы - основателя буддизма. Второй - наскальные эдикты императора Ашоки, в которых приводятся названия сутр изложенных самим Буддой. Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений, вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма - Типитаки (это слово обозначает на языке пали "три сосуда", или "три корзины"). Этот канон состоит из трех относительно автономных частей, но идейно взаимосвязаных и составляющих единую смысловую целостность.
Первая - Сутра-питака - это собрание бесед-наставлений, ориентированных на самый широкий круг слушателей. Вторая часть - Виная-питака-представляет собой свод правил, поведения и жизни членов сангхи (буддийской общины). Основу этой части составляет Пратимокша - кодекс поведения буддийских монахов. Виная регулировала также взаимоотношения как сангхи в целом, так и ее отдельных членов со светской властью. Первые две части Типитаки оставились почти неизмеными в течение всей истории. Иначе обстояло дело с третьей частью канона - Абхидхарма-питакой. В ранний период истории канонической литературы термином "Абхидхарма" обозначался метод наставления. Позднее в третьей "корзине" заключались главным образом проповеди и поучения на этические и абстрактно-философские темы.
Эволюция буддизма. Для раннего буддизма были характерны абстрактность догматики, недостаточное развитие мифологии, относительная бедность культа.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1 История возникновения буддизма. Понятие и сущность буддизма 7
1.2 Философия буддизма 25
1.3 Буддийское искусство 35
2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ БУДДИЙСКОГО ИСКУССТВА В КОРЕЕ 39
2.1 История проникновения и развитие буддизма в Корее 39
2.2 Влияние буддизма на искусство в Корее 56
2.3 Буддизм и искусство в Корее на современном этапе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Использованная литература
- Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.
- Александр Берзин. Тибетский буддизм
- Алмазная сутра. Пер. с санскрита В.П.Андросова. Элиста, 1993.
- Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация. М., 1994.
- Андросов В.П. Индийский буддизм и тибетская цивилизация. Азия: диалоги цивилизаций. СПб., 1996.
- Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990.
- Андросов В.П. Происхождение буддизма. Религии древнего Востока. М., 1995.
- Арья Шура. Гирлянда Джатак, или Сказания о подвигах Бодхисаттвы. Пер. с санскрита А.П.Баранникова и О.Ф.Волковой. М., 1962 (переиздано СПб., 1994 без имени автора).
- Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. Пер. К.Бальмонта. М., 1990.
- Б. Д. Дандарон. Мысли буддиста. Черная тетрадь. Спб, 2001.
- Б. Я. Владимирцов. Лекция "Буддизм в Тибете и Монголии".
- Баоцзюань о Пу-Мине. Пер. с кит. Э.С. Стуловой. М., 1979.
- Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II. М.-Л., 1950, с. 100.
- Бодхидхарма. Трактат о созерцании ума. М., 1996.
- Бонгард-Левин Г.М. и Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.
- Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 12, СПб., 19921993.
- Буддизм Японии. М., 1993.
- Буддизм. Словарь. М., Республика, 1992.
- Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994.
- Бяньвэнь о воздаянии за милости. Пер. с кит. Л.Н.Меньшикова. М., 1972.
- Бяньвэнь по Лотосовой сутре. Пер. с кит. Л.Н.Меньшикова. М., 1984.
- В.М.Маркова "Республика Корея. Традиции и современность в культуре второй половины ХХ века. Взгляд из России" Владивосток, 1999
- Вангьял Геше. Драгоценная лестница. Пер. Б.Китинова под ред. В.П.Андросова. Элиста, 1994.
- Васубандху. Абхидхармакоша. Главы I-IV. Пер. с тиб. Б.В.Семичова. Улан-Удэ, 1980, 1980, 1988.
- Васубандху. Абхидхармакоша. Раздел 1. Пер. с санскрита В.И.Рудого. М., 1990; Раздел 3. СПб., 1994; Разделы I-II. М., 1998.
- Возникновение буддийского танца в Корееи его развитие в VII - IX веках. О Ын Кю
- Вопросы Милинды. Пер. с пали А.В.Парибка. М., 1989.
- Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993.
- Далай Лама XIV-й. Доброта, чистота помыслов и проникновение в сущность. Перевод В.П.Андросова. М., 1993.
- Далай Лама XIV-й. Свобода в изгнании. Автобиография. СПб., 1992.
- Джарылгасинова Р.Ш. Древние когурёсцы. М., 1972, с. 143.
- Джатаки. Пер. с пали Б.Захарьина. М., 1979.
- Дорджи Минлинг Тэрчен. Драгоценная лестница. Ламрим школы нингма. СПб., 1997.
- Дхаммапада. Пер. с пали В.Н.Топорова. М., 1960.
- Дхармакирти. Обоснование чужой одушевлённости. Пер. с тибет. Ф.И. Щербатского. Петербург, 1922 (переиздано СПб., 1997).
- Дылыкова В.С. Тибетская . М., 1986.
- Е. И. Рерих. Основы буддизма.
- Жизнь Будды. Новосибирск, 1994.
- Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977.
- Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. М., 1987.
- Ионова Ю.В. Представления корейцев о душе. Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. М., 1973, с. 172.
- История и культура древней Индии. Тексты. М., 1990.
- История корейской философии. М., 1966, с. 44.
- История корейской философии. М., 1966, с. 78.
- Калу Ринпоче. "Основание буддийской медитации".
- Ким Бусик. Самгук саги. С. 368 369.
- Ким Г.Н. История религий Кореи, Алматы, Казак университетi, 2001, 230 стр.
- Конзе Э. Буддийская медитация. М., 1993.
- Кочетов А.И. Буддизм. М.,Политиздат,1970.
- древнего Востока. Тексты. М., 1984.
- Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия. М., 1994.
- М. П. Холл. Адепты Востока.
- Мартынов А.С. Буддизм и конфуцианцы: Су Дун-по (1036 1101) и Чжу Си (1130 1200). Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982, с. 13.
- Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. М., 1991-1992.
- Нагарджуна. Четыре гимна буддам. 20 строф о Махаяне. Пер. с санскрита В.П.Андросова // Восток, 1995, № 45.
- Научный атеизм М.,Политиздат,1973.
- Никитина М.И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. М., 1982, с. 306 307.
- Ольденбург С.Ф. Кльтура Индии. М., 1991.
- Пак М.Н. Очерки ранней истории Кореи. М., 1979, с. 186.
- Порублев, Культы и мировые религии (электронная версия)
- Поэзия и проза древнего Востока. М., 1973.
- Радхе Берме "Парадоксы духовного плана"
- Репринтное издание истории религий в двух томах (Русская православная церковь).
- Рерих Ю.Н. К изучению Калачакры. Харьков, 1990.
- Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.
- Розенберг. Лекция "О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке".
- Рю Хакку. Проблемы ранней истории Кореи в японской историографии. М., 1975, с. 16.
- Сайт Иркутского Буддийского Центра Традиции Карма Кагью (http://come.to/kcl-irkutsk)
- Самгук юса. (Дополнение к истории трех государств). С. 449.
- Сутра о мудрости и глупости. Пер. с тиб. Ю.М.Парфиновича. М., 1978.
- Сутра о цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Пер. с кит. А.Н.Игнатовича. М., 1998.
- Тинлей Джампа. Живая философия и медитация тибетского буддизма. М., 1995.
- Тинлей Джампа. Тантра. Путь к Пробуждению. СПб., 1996.
- Хрестоматия по истории древнего Востока. Часть вторая. М., 1980.
- Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. Т. 1-3. СПб., 1994-1997.
- Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
- Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч. 1. Учебник логики Дхармакирти с толкованием Дхармоттары. Пер. с санскрита; Ч. 2. Источники и пределы познания. Редакция А.В.Парибка. СПб., 1995.
- Щербатской Ф.И. Концепция буддийской нирваны // Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. С. 244-245.
- Ю. В. Болтач Из истории Корейского буддизма. Вестник центра корейского языка и культуры, вып. 2. (СПб, 1997 г.)
- Ю. Н. Рерих. Сборник статей "Культурное единство Азии".
- Ю. Н. Рерих. Статья "Тибетский буддизм".
- Clark C.A. Religions of Old Korea. N.Y., 1932, р. 187.