ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
Учебник по предмету:
"Журналистика"
Название работы:
"ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА"
Автор работы: Елена
Страниц: 201 шт.
Год:2002
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Предлагаемый учебник написан в соответствии с программой лекционного курса «Основы телевизионной журналистики», читаемого на факультетах и отделениях журналистики государственных университетов. Здесь содержится также методологическая основа для практических занятий по курсу «Методика телевизионной журналистики» (жанры и методы работы, которые осваивает в процессе обучения каждый студент; журналистские профессии).
Лекционный курс содержит основные теоретические положения науки о телевизионной журналистике, возникшей и оформившейся в последние десятилетия, как результат осмысления практики вещания. Данная книга развивает и уточняет ряд положений, изложенных в учебнике «Основы телевизионной журналистики» (изд-во МГУ, 1966 и 1987). В этом издании существенно расширен круг рассматриваемых вопросов, что вызвано, с одной стороны, совершенствованием практики вещания (в связи с изменением социальных потребностей и совершенствованием техники), а с другой – признанием важности мирового опыта, отвергавшегося прежде как «буржуазный».
Чтобы стать журналистом, надо, во-первых, обладать определенными способностями и направленностью интересов. Выявлению этих факторов служит творческий конкурс поступающих на факультеты журналистики. Во-вторых, для успешного овладения профессией необходимо знание основ ее теории, которая, применительно к телевидению, изложена в настоящем учебнике. И, наконец, в-третьих, журналист не состоится без владения техникой исполнения, теми навыками, без которых невозможна быстрая ориентация в событиях и трансформация наблюдаемого в тот или иной вид сообщения – телевизионный жанр. Сочетание слова и изображения в любом телевизионном сообщении подчиняется законам гармонии, и техника исполнения журналисту экрана нужна не меньше, чем музыканту. Для ее выработки существуют практические занятия, постоянное сотрудничество студентов с телестудиями (с разбором и обсуждением на занятиях прошедших в эфир студенческих работ).
Кроме того, на протяжении трех лет обучения студент работает в спецсеминарах и знакомится со спецкурсами. То и другое связано с осмыслением различных направлений деятельности журналистов телевидения, с последними достижениями и просчетами практики эфира, отражающимися в телекритике, ставшей непременным компонентом газетной и журнальной периодики. Наиболее общие, основополагающие понятия, содержащиеся в данном учебнике, позволят сохранить верные ориентиры в подверженных конъюнктуре сиюминутных веяниях телевизионной моды. Так, в конце 80-х годов необыкновенно привлекательной казалась электронная графика в оформлении передач, сверхдинамичный монтаж. Это объясняется влиянием вошедших тогда в моду видеоклипов. Но, уже вскоре выяснилось, что зритель быстро устает от мелькания разнородных кадров, ему хочется всмотреться в поток жизни, совпадающей по скорости с его собственной, с возможностями человеческого восприятия. И во всем мире наблюдается теперь интерес профессионалов телевидения к казавшимся архаичными формам телевизионного вещания 50–60-х годов. Многие журналисты заново открывают для себя то, что было уже найдено однажды первопроходцами телевизионного эфира. В отечественной практике резкое увеличение удельного веса прямого эфира, вытесненного, казалось бы, навсегда «надежной и удобной» видеозаписью, также позволяет сделать вывод о наличии непреходящих закономерностей в тележурналистике, о важности изучения традиций, восходящих к поискам и находкам программ «От всей души», «Эстафета новостей», «Подвиг» с их ведущими – популярнейшими в стране личностями. Личностное воздействие с экрана не может заменить никакая, даже самая совершенная техника. К этой истине снова и снова возвращаются профессионалы экранной журналистики вместе со зрителями.
В самых общих чертах деятельность телевизионных журналистов знакома всем, кто смотрит телепередачи. Вместе с операторами журналисты ТВ появляются там, где происходит что-то важное, что необходимо и интересно увидеть всем. Они задают своим экранным собеседникам вопросы, выступая представителями зрителей на экране. В то же время телевизионные журналисты оказывают регулярное воздействие на общественное мнение, на умы и сердца своих зрителей.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
МЕСТО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СИСТЕМЕ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Как осуществляется телевизионная передача
Телевидение и радиовещание
Телевидение и театр
Телевидение и кино
Специфика телевидения
ГЛАВА 2
ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ОБЩЕСТВО
Информационная функция
Культурно-просветительская функция
Интегративная функция
Социально-педагогическая функция
Организаторская функция
Образовательная функция
Рекреативная функция
ГЛАВА 3
ИСТОРИЯ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ
В РОССИИ
Технические предпосылки
Экспериментальное вещание 30–40-х годов
50-е годы: на телевидение пришли журналисты
60-е годы: становление телепублицистики
70-е годы: господство видеозаписи
Телевидение «перестройки и гласности»
Телевидение 90-х годов
ГЛАВА 4
ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
ГЛАВА 5
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Кабельное телевидение
Непосредственное спутниковое ТВ
Проблема регулирования «новейших» телекоммуникаций
ГЛАВА 6
ПРИРОДА СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Язык экрана
Профессия оператора: между техникой и искусством
Основы режиссуры прямого эфира
Соотношение изображения и слова
ГЛАВА 7
ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ
Виды сценариев
От заявки к сценарию
Средства создания публицистического сценария
Сценарист в творческой группе
Работа сценариста после съемки
ГЛАВА 8
ЖАНРЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
ЖАНРЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Информационное сообщение (видеосюжет)
Отчет
Выступление (монолог в кадре)
Интервью
Репортаж
ЖАНРЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ
Комментарий
Обозрение
Беседа
Дискуссия
Ток-шоу
Пресс-конференция
Корреспонденция («передача»)
ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ
Очерк
Зарисовка
Эссе
Сатирические жанры
ПЕРЕДАЧА, ПРОГРАММА, КАНАЛ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФИЛЬМ
ГЛАВА 9
ЖУРНАЛИСТСКИЕ ПРОФЕССИИ
НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
Редактор (продюсер) – организатор творческого процесса
Телерепортер
Комментатор и обозреватель
Интервьюер, шоумен, модератор
Ведущий новостей
Критерии оценки журналистской работы
ГЛАВА 10
ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ
Хартия телерадиовещателей (проект)
ГЛАВА 11
МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ АУДИТОРИИ
ГЛАВА 12
ЖУРНАЛИСТ С ВИДЕОКАМЕРОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использованная литература
- Азарин В. От замысла до экрана. М., 1995.
- Андроников И. Слово написанное и сказанное // Соч.. В 2 т. Т. 2. М., 1975.
- Андроников И. А теперь об этом. М., 1985.
- Багиров Э., Кацев И. Телевидение – XX век. М., 1968.
- Базен А. Что такое кино? М., 1972.
- Беляев И. Спектакль без актера. М., 1982.
- Борецкий Р. Телевизионная программа. М., 1967.
- Борецкий Р. Телевидение на перепутье. М., 1998.
- Борецкий Р., Кузнецов Г. Журналист ТВ: за кадром и в кадре, М. 1990.
- Борецкий Р. В Бермудском треугольнике ТВ. М., 1999.
- Вачнадзе Г. Всемирное телевидение. Тбилиси, 1989.
- Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966.
- Вестник ВИПК (Института повышения квалификации работников радиовещания и телевидения). Вып. 1–6 М , 1990–1992.
- Вильчек В. Под знаком ТВ. М., 1987.
- Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. В 2 т. / Под ред. В. Богданова и Я. Засурского. М., 1998.
- Голдовская М. Человек крупным планом. М., 1981.
- Голдовская М. Творчество и техника. М., 1986.
- Голядкин Н. ТВ-информация в США. М., 1995.
- Голядкин Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1996.
- Голядкин Н. Анализ аудитории. М., 2000.
- Дробашенко С. Пространство экранного документа. М., 1986.
- Дубровский Э. Остановись, мгновенье! М., 1982.
- Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.
- Золотаревский Л. Цитаты из жизни. М., 1971.
- Зубков Г. Глядя прямо в глаза. М., 1970.
- Искусство разговаривать и получать информацию М., 1993.
- Караулов А. Вокруг Кремля. Диалоги: В 2 т. М., 1993.
- Кузнецов Г. ТВ-журналист. М., 1980.
- Кузнецов Г. Журналист на экране. М., 1985.
- Кузнецов Г. Так работают журналисты ТВ. М., 2000.
- Летунов Ю. Время, люди, микрофон. М., 1974.
- Луньков Д. Наедине с современником. М., 1978.
- Льюис Б. Диктор телевидения. М., 1973.
- Медынский С. Мастерство кинооператора хроникально-документальных фильмов М., 1984.
- Медынский С. Компонуем кинокадр. М., 1992.
- Муратов С. Диалог. М., 1983.
- Муратов С. Выносится на обсуждение. М., 1985.
- Муратов С. Встречная исповедь. М., 1988.
- Муратов С., Фере Г. Люди, которые входят без стука. М., 1971.
- Оганов Г. ТВ по-американски. М., 1985.
- Отт У. Вопрос + ответ = интервью. М., 1991.
- Очерки по истоки российского телевидения. М., 1999.
- Пока микрофон не включен... М., 1991.
- Проблемы телевидения и радио. М., 1967; Вып. 2. М., 1971.
- Пудовкин В. Кинорежиссер и киноматериал // Собр. соч.: В 3 т. М., 1974.
- Рабигер М. Монтаж. М., 1999.
- Рабигер М. Режиссура документального экрана. М., 1999.
- Работа телеоператора службы новостей. М., 1991.
- Руководство для создателей передач Би-би-си. М., 1995.
- Саппак В. Телевидение и мы. М., 1988.
- Синицын Е. Я веду репортаж. М., 1983.
- Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992.
- Сорок мнений о телевидении. М., 1978.
- Сто одна теленеделя с Ириной Петровской. М., 1998.
- ТВ-репортер: Сборник статей. М., 1976.
- ТВ-публицист: Сборник сценариев. М., 1971.
- Творческий телевизионный менеджмент. М., 1994.
- Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 1–9. М., 1981–1989.
- Телевидение и радиовещание за рубежом. Вып. 1–9. М., 1990–1994.
- Телевизионная мозаика. Вып. 1–3. М., 1997–1998.
- Телевизионный сценарий. М., 1975.
- Телелабиринты. М., 1988.
- Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 1993.
- Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.,1996.
- Фере Г. Товарищ ТВ. М., 1974.
- Франк Г. Карта Птолемея. М., 1975.
- Фурцева С. Мир площадью в сантиметры. М., 1975.
- Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства. М., 1993.
- Цвик В. Телевидение, системные характеристики. М., 1998.
- Чекалова Е., Парфенов Л. Нам возвращают наш портрет. М., 1990.
- Что такое язык кино: Сборник статей. М., 1989.
- Шаболовка, 53: Страницы истории телевидения. М., 1988.
- Шергова Г. Эхо слова. М., 1986.
- Шкловский В. За 60 лет. Работы о кино. М., 1985.
- Эйзенштейн С. Диккенс, Гриффит и мы // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1964.
- Эйзенштейн С. Монтаж 1938 //Там же. Т. 2.
- Эльманович Т. Образ факта. М., 1975.
- Юровский А. Телевидение – поиски и решение М., 1983.