ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРВЬЮ Учебное пособие
Учебник по предмету:
"Журналистика"
Название работы:
"ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРВЬЮ Учебное пособие "
Автор работы: Елена
Страниц: 144 шт.
Год:2003
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Интервью — самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира. Американские исследователи подсчитали, что интервью «съедает» от 80 до 90% их рабочего времени. К общепринятым в этой профессиональной деятельности относят не менее важные — наблюдение и работу с документами. Все три познавательных метода реализуются комплексно и по принципу дополнительности в зависимости от поставленных задач являются основным или вспомогательным инструментом журналистского поиска. При этом, как показала практика, интервью в качестве контакта с «живым» источником чаще других методов дает материал для публикаций: использованные при ее подготовке документы не заменят «живых» человеческих свидетельств.
И наблюдение в отрыве от общения с людьми вряд ли даст полноценную картину, даже если наполнит публикацию необходимыми деталями. Разговор же с компетентным собеседником может не только представлять интерес с точки зрения метода получения сведений, но и быть самоценным как текст, жанр. В силу таких своих качеств, как прямая речь источника, диалоговый режим передачи сведений, возможность использования элементов драматургии, особая удобочитаемость и легкость восприятия (динамизм и краткость периодов речи, звуковая полифония), интервью уже давно вошло в палитру журналистских жанров. Используется оно профессионалами как наиболее популярный формат печатных СМИ, радио- и телевизионных эфиров. Но, похоже, займет свою нишу и в новых, интернет-СМИ.
Метод интервью распространен в практике межличностных коммуникаций. Это один из видов деятельности, с помощью которой осуществляется сбор информации журналистами. Другие примеры: собеседование при приеме на работу; опрос пациента на приеме у врача; служебные переговоры; допрос для выяснения обстоятельств судебного дела; социологическое анкетирование; маркетинговые опросы и т.д. — все это разновидности интервью в широком смысле слова. В процессе его проведения осуществляется сбор информации, в каждом случае для вполне конкретных деловых, профессиональных или личных целей. В методическом смысле между ними много общего. Поэтому знания о методах интервью мы нередко получаем из сфер, далеких от журналистики, например, из психологии, социологии или других академических дисциплин. Однако интервью в контексте журналистской профессии имеет свою специфику и свои определения. Приведем некоторые из них.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИИ ИНТЕРВЬЮ
§ 1. Подходы к интервью
§ 2. Виды интервью
§ 3. Формы организации интервью
ГЛАВА 2. РЕЖИССУРА ИНТЕРВЬЮ
§ 1. Подготовка к интервью
§ 2. Драматургия интервью
§ 3. Завершение интервью
ГЛАВА 3. ИСКУССТВО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
§ 1. Вопрос ради ответа
§ 2. Вопросы открытые и закрытые
§ 3. Разновидности вопросов
§ 4. Вопросы, которых следует избегать
ГЛАВА 4. НЕ ТОЛЬКО СЛОВА
§ 1. Умение слушать
§ 2. Как люди «читают» людей
§ 3. Средства записи и средства связи
ГЛАВА 5. ИНТЕРВЬЮ: ЛЮДИ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
§ 1. Особые обстоятельства
§ 2. Трудные собеседники
ГЛАВА 6. ИНТЕРВЬЮ: ЗАКОН И ЭТИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ
§ 1. Конфиденциальность информации, анонимность информатора
§ 2. Анонимность журналиста
§ 3. Тайны, которые надо соблюдать
§ 4. Скрытая запись
§ 5. Запугивание, маскарад, смена профессии
§ 6. Плата за интервью
ГЛАВА 7. ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ ПЕЧАТИ, ЭФИРА, ИНТЕРНЕТА
§ 1. Подготовка интервью для печати
§ 2. Интервью в эфире
§ 3. Интервью в глобальной сети
ЛИТЕРАТУРА
Использованная литература
- 1. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. M., 1999.
- 2. Браун Д., Файерстоун Ч., Мицкевич Э. Теле/радионовости и меньшинства. М., 1994.
- 3. Бродский Иосиф. Большая книга интервью. М., 2000.
- 4. Газетные жанры. М., 1971.
- 5. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1998. Т. 1,2,
- 6. Жанры советской газеты. М., 1972.
- 7. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 1996.
- 8. Информационные жанры газетной публицистики. М., 1986.
- 9. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия / Под ред. Б. Н. Лозовского. М., 1993.
- 10. Краткий юридический справочник журналиста. М., 1997.
- 11. Кузнецов Г. ТВ-журналист. М., 1980.
- 12. Кузнецов Г. Так работают журналисты. М., 2000.
- 13. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.
- 14. Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.
- 15. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000.
- 16. Мастерство журналиста / Под ред. В. М. Горохова и В. Д. Пельта. М., 1977.
- 17. Методы журналистского творчества. М., 1982.
- 18. Муратов С. Диалог // Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 1983.
- 19. Муратов С. Нравственные принципы тележурналистики. М., 1994.
- 20. Муратов С. ТВ — эволюция нетерпимости. М., 2001.
- 21. Основы творческой деятельности журналиста/ Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.
- 22. Отт У. Вопрос + ответ = интервью. М., 1991.
- 23. Профессиональная этика журналистов // Документы и справочные материалы. М., 1999. Т. 1.
- 24. Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998.
- 25. Рабочая книга редактора районной газеты. М., 1988.
- 26. Радиожурналистика. М., 2000.
- 27. Реснянская Л. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. М., 2001.
- 28. Рубинштейн С. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
- 29. Рубинштейн С. Основы общей психологии. СПб., 2000.
- 30. Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 1996.
- 31. Телевизионная журналистика. М., 2002.
- 32. Теория и практика советской периодической печати. М., 1980.
- 33. Теплюк В. Этика журналистского творчества. М., 1980.
- 34. Тертынный А. Жанры периодической печати. М., 2000.
- 35. Тертычный А. Расследовательская журналистика. М., 2002.
- 36. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм, 1999.
- 37. Шкопоров Н. Как психологически правильно брать интервью: Методические рекомендации. М., 1990.
- 38. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. М., 1999.
- 39. Шумилина Т. Не могли бы вы рассказать... М., 1976.
- 40. Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике. М., 1983.
- 41. Killenberg С., Anderson R. Before the Story. Interviewing and Communication Skills for Journalists. St. Martin's Press, 1989.
- 42. Metzler K. Creative Interviewing: the writer's guide to gathering information by asking questions. 2nd ed. N.J., 1989.