Социолизация личности
Реферат по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Социолизация личности"
Автор работы: Юлия
Страниц: 25 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более спорный вопрос. Если относительно трудовой стадии полемика советских социальных психологов преимущественно обращена вовне, то относительно послетрудовой стадии социализации нет единства и внутри советской социальной психологии. Определенным оправданием, конечно, может явиться то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка этой проблемы вызвана теми объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Особенное значение эти проблемы имеют для социалистического общества. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, определенная социальная политика государства, с другой стороны (имеется в виду система пенсионного обеспечения), приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. Но это не самая главная проблема. Значительно более сохранным становится трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. В социальной психологии проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации личности. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации личности бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека; когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения, относительно указанного периода вообще нельзя говорить в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Точно так же непреодолимые затруднения возникают при попытках интерпретации послетрудового периода в жизни человека, как периода развития личности. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», которая наступает вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В защиту этой позиции работают уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста. С точки зрения той схемы, которая описывает процесс социализации в социальной психологии, пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период. [4]
Для социальной психологии выделение стадий с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большой смысл. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития. Высший уровень развития группы коллектив по-новому задает содержание тех процессов, которые в совокупности составляют жизнедеятельность группы.
4. Институты социализации
На всех стадиях социализации личности общество оказывает на нее воздействие. Это воздействие осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств, при помощи которых воздействие оказывается, можно свести вслед за K. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Можно оспаривать правомочность этого ряда, поскольку знаки не представляются здесь рядоположенными, ибо и нормы и ценности могут быть сообщены, а значит, и усвоены лишь при помощи знаков, или знаковых систем. Поэтому, скорее, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Термин «институт» используется здесь не в смысле обозначения специальной организации, а в более широком социологическом смысле - как сложившиеся в ходе развития общества естественные формы отношений между людьми.
На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации, в системе психоаналитических теорий, где раннее детство признавалось единственной стадией социализации. Семья также исследовалась здесь в качестве единственного института социализации. Что касается дошкольных детских учреждений, то они до сих пор не получили прав гражданства в социальной психологии. «Оправданием» этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность, и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа. [5]
Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности. И. С. Кон назвал этот период периодом «ролевого моратория» личности, потому что он связан с постоянным осуществлением выбора в самом широком смысле этого слова: профессии, партнера по браку, системы ценностей и т. д. Если в теоретическом плане активность личности может быть определена самым различным образом, то в экспериментальном исследовании она изучается весьма часто через анализ способов пинятия решений. Юность, с этой точки зрения, хорошая естественная лаборатория для социального психолога: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом для социальной психологии принципиальное значение имеет исследование того, насколько такой институт социализации, как школа, обеспечивает, облегчает или обучает принятию таких решений. Весь комплекс проблем школы, традиционно изучаемый педагогикой, все чаще сталкивается с дефицитом социально- психологических знаний. И если вопрос о «социальной психологии детского сада» пока в состоянии вызвать улыбку, вопрос о «социальной психологии школы» кажется вполне назревшим.
В зависимости от того, будем ли мы включать во вторую стадию социализации период обучения в вузе, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в таком контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук. [5]
Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно. Конечно, можно интерпретировать любое исследование трудового коллектива в этом плане: в определенном смысле, действительно всякий анализ, например, стиля лидерства или группового принятия решений характеризует какие-то стороны трудового коллектива, как института социализации. Однако не все аспекты проблемы при этом освещаются. Например, можно сказать о таком прикладном значении этой проблемы, как причины отрыва личности от трудового коллектива, «уход» ее в группы антисоциального характера, когда на смену институту социализации приходит своеобразный институт «десоциализации» в виде преступной группы, группы пьяниц и т. д. Теоретическая постановка вопроса социальной психологией относительно референтной группы наполняется новым содержанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально позитивного опыта. [4]
Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.
При исследовании процесса социализации в социальной психологии иногда говорят еще и о таком продукте этого процесса, как «эффекты социализации».
Под психологическими эффектами социализации понимаются психологические явления, свидетельствующие о мере и глубине социализации. Перечень этих эффектов достаточно многообразен. Б.Г. Ананьев называл в качестве эффектов социализации образование социальных установок, сложных явлений мотивации деятельности, формирование определенных черт характера, в том числе социально-типичных и национально-типичных. Хотя характеристика каждого такого перечня вновь упирается в понимание личности, ее признаков, существенных черт, в самой постановке проблемы выделен очень важный для социальной психологии аспект, а именно включенность в процесс социализации не только микро- среды формирования личности, но и больших социальных групп, в которых протекает жизнедеятельность личности. [2]
При анализе больших групп был выяснен тот факт, что психология такой группы фиксирует социально-типическое и что оно в разной степени представлено в психологии отдельных личностей, составляющих группу. Мера представленности в индивидуальной психологии социально-типического должна быть объяснена. Процесс социализации позволяет подойти к поискам такого объяснения. Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействий, которая задается большой социальной группой, в частности через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации.
Таким образм, проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна предстать как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности.
5. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности
Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер такой связи, как бы социализацию личности с противоположными знаком и целями. Если сущность процесса социализации, рассмотренного ранее, в общем и целом сводится к усвоению личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование, то термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.[6]
Наряду с понятием «асоциализация личности» в то же время широко используется термин «социальная дезадаптация». Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух связанных с данной проблемой терминах: «десоциализация» и «отставание в социализации». Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды дворовой компании сверстников, преступной группы и т. п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых ею усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию понятию «асоциализация», однако отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте.[6]
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1. Понятие социализации индивида 4
2. Содержание процесса социализации 6
3. Стадии процесса социализации 9
4. Институты социализации 13
5. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности 16
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение
Своеобразие современного этапа развития нашего государства, противоречивость социальных отношений, недостаточное внимание общества к проблеме социального развития подрастающего поколения требуют четкого определения социально ценного вектора развития растущей личности.
Социализация как понятие широко употребляется в современных работах философов, социологов, психологов, педагогов. Монографических, фундаментальных исследований по этому вопросу недостаточно. Концептуальные разработки ученых освещают научно-практические идеи в контексте отечественной истории педагогики и школы.
В работах Ю.П. Истратова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Б.Д. Парыгина раскрывается происхождение термина «социализация» и ее механизмы, а также факторы, средства результат социализации. Историческая ретроспектива позволяет определить границы пользования термином «социализация», виды и формы социализации, ее содержание.
Существует много теорий социализации детей, как зарубежных, так и отечественных (Ч.Г. Кули, У.И. Томас, Дж.Г. Мид, А.В. Мудрик, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова).
Таким образом, цель работы рассмотреть человека как субъект социальной жизни.
1. Понятие социализации индивида
Функции социализации связаны с ее ролью в воспроизводстве субъекта социально-исторического процесса, в обеспечении преемственности в развитии культуры и цивилизации, в поддержании бесконфликтного существования общества как интегрированной системы посредством адаптации индивида к социальной среде.
Изучение методологических и теоретических аспектов проблемы социализации позволяет определить ряд подходов к пониманию педагогического смысла данного явления: социологический, рассматривающий социализацию как общий механизм социального наследования; факторно-институциональный, определяющий социализацию как совокупность действия факторов, институтов и агентов социализации; интеракционистский, изучающий социализацию как важнейшую детерминанту межличностного взаимодействия и общения; интериоризационный, представляющий социализацию как процесс становления системы внутренних регуляторов посредством освоения личностью норм, ценностей, установок, выработанных обществом; интраиндивидуальный, определяющий социализацию и как процесс адаптации личности к социальной среде, и как один из путей творческой социализации личности, преобразования себя.[1]
Основные различия данных подходов касаются, прежде всего, основных характеристик механизма превращения социального в психическое у соответствующего ему субъекта социализации. Очевидно, что в каждом из обозначенных подходов ведущая роль отводится одному или нескольким доминирующим механизмам социального развития, что зачастую приводит к упрощенному представлению о многомерности самого явления, сужает круг реализуемых задач, ограничивая их спектр становлением отдельных психических процессов, формированием знаний, умений и навыков, отражающих базисные элементы различных аспектов культуры, опыта социального взаимодействия.
Так, к примеру, основоположники (Г. Тард, Т. Парсонс, Э. Эриксон) и современные исследователи социологического подхода (Х. Лийметс, Т. Мальковская, В. Ломов) справедливо полагают, что социализация представляет собой аккумулирование индивидом социальных ролей, норм, ценностей, вырабатываемых обществом. В данном случае цель социального развития может быть представлена как адаптация индивида к социальной действительности, а сам процесс социализации будет иметь однолинейную структуру, не предусматривающую деятельную сущность субъекта, характер, уровни, степень его автономии, возможностей реализации творческого начала в воспроизводстве культуры.[3]
Л.И. Бажович определяет социализацию как процесс адаптации индивида к окружающему миру. С точки зрения И.С. Кона, социализация - это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества». А.В. Мудрик считает, что социализация - эо «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром». [3]
В «Педагогическом словаре» социализация определяется как «процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности». Социализация осуществляется под воздействием» целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием других факторов (семья, улица, СМИ и др.).
Социальная действительность - конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества.
При определенных различиях в подходе к пониманию процесса социализации у всех этих точек зрения есть общее - человек взаимодействует с социальной действительностью и результатом данного взаимодействия становится формирование человека. Процесс социализации личности начиная с детства, продолжается всю жизнь.
Третья позиция, с точки зрения А.В. Мудрика, - человек, взаимодействуя с окружающим миром, преобразует его, - характеризует процесс социализации наиболее полно, так как человек способен не только пассивно принимать мир, но и преобразовывать его. [3]
Можно рассматривать эти три позиции и как определенные стадии в процессе социализации - от приспособления к изменению, преобразованного социального мира и себя в нем. Однако, неправильно было бы думать, что данные стадии в развитии человека следуют одна за другой, как бы постепенно усложняясь. С самого первого момента вхождения малыша в социальный мир его социализация должна осуществляться с ориентиром на третью стадию: ребенок не становится преобразователем потом, а является им исходно, и необходимы лишь условия для проявления этой преобразующей функции. Конечно, содержание и объем преобразований связаны с возможностями возраста, а будут ли они реализованы, зависит от методологии воспитательной стратегии, которую осуществляют взрослые.
Таким образом, социализация - это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и цеенаправленно.
2. Содержание процесса социализации
Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что процесс социализации по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. В социальной психологии выделяются обычно три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром.
Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Однако этим не исчерпывается расширение сферы деятельности. Происходят еще два чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это- ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. А. Н. Леонтьев отмечает, что эта ориентировка в системе связей деятельности осуществляется через посредство личностных смыслов, т. е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентировки личностным выбором деятельности. Как следствие этого, возникает и второй процесс определенное центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и, главное, соподчинение ему всех остальных деятельностей. Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.
Вторая сфера общение, рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. С чисто теоретической точки зрения, такое расширение сферы общения само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Однако, этой общей констатации недостаточно, и задача экспериментальных исследований заключается в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и, во- вторых, что получает личность от этого процесса. Опять-таки исследования этого плана носят черты междисциплинарных исследований, поскольку в равной мере значимы как для возрастной, так и для социальной психологии. Особенно детально с этой точки зрения исследованы некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и подростковый возраст. Что" касается других этапов жизни человека, то почти полное отсутствие исследований в этой области объясняется дискуссионным характером ее стадий другой проблемы социализации проблемы Ниже мы обратимся к этому вопросу.
Использованная литература
- Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Академия, 1999. 412 с.
- Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации. В кн.: Человек и общество, вып. IX. Л., 1971.
- Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1989. - № 2, 4.
- Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика педагогика развития / Т.М. Бабунова. Магнитогорск: МаГУ, 2004. 233 с.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии / И.С. Кон // Психологический журнал. 1981. - Т. 2. - № 3. - С. 25 - 37.
- Мудрик А.В. Социальное развитие личности / А.В. Мудрик. М.: Просвещение, 1986. 324 с.
- Основы социально психологической теории // Под ред. Н.Н. Богомолова, А.А. Бодалёва и др. М., 2002. 378 с.