Проблема периодизации психического развития человека
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Проблема периодизации психического развития человека"
Автор работы: Элля
Страниц: 51 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность исследования. Периодизация психического развития это выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития.
Проблема периодизации психического развития была и остается одной из наиболее актуальных проблем психологии развития человека. Критерии периодизации развития являются наиболее информативными показателями, которые характеризуют особенность отдельных этапов развития человека. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день существует большое количество периодизаций психического развития человека: по Э. Эриксону, Д. Б. Эльконину, Л.С. Выготскому, Ж. Пиаже, З. Фрейду и других авторов. Образуется проблема выбора периодизации в этом множестве, от которого зависят многие теоретические и практические вопросы психологии развития.
Существует проблема, которая ведет к разнобою периодизаций, которая заключается в том, что есть авторы, которые изучают возрастные периоды, в общем, и строят целостные периодизации, но они не исследуют каждый период основательно, и есть другие ученые, которые исследуют основательно какой-нибудь один возрастной период, но при этом они не создают целостные периодизации развития человека. Поэтому в теории периодизации развития и исследования возрастных периодов не совпадают, они различны, и в практике к перодизациям мало обращаются.
В науке возникло новое направление синергетика, которое дает новое системное видение мира на новом уровне динамического подхода к структурированным целостностям. Произошел переход от статики к динамике.
Применения синергетической парадигмы к психологии развития неукоснительно влечет за собой не просто манипулирование синергетическими понятиями и терминами, но понимание на этой основе реально существующих явлений и механизмов психического развития. Синергетика дает основание для нового подхода к изучению динамики природных систем глобального подхода к эволюции.
Под парадигмой мы понимаем систему теорий, понятий, методов исследования, способов аргументации, связанная одним обобщающим принципом. В данном случае этим принципом является принцип самоорганизации.
Цель исследования: изучение проблем периодизации психического развития человека.
Объект исследования периодизация психического развития человека.
Предмет исследования проблема периодизации психического развития человека.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
1) дать характеристику понятию периодизации в психологии;
2) охарактеризовать понятие психического развития;
3) рассмотреть проблему возраста в психологии;
4) провести анализ проблем возрастной периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии;
5) рассмотреть новые подходы к проблеме периодизации психического развития.
Методы и методики исследования: сравнительный метод, метод классификации, теоретический анализ научной психологической литературы.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Периодизация психического развития как научная проблема 5
1.1. Понятие периодизации в психологии 5
1.2. Понятие психического развития 11
1.3. Проблема возраста в психологии 16
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы периодизации психического развития человека 23
2.1. Проблемы возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии 23
2.2. Проблема периодизации психического развития в зарубежной психологии 27
2.3. Современные подходы к проблеме периодизации психического развития 41
Заключение 43
Список использованной литературы 47
Приложение49
Использованная литература
- Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 135 с.
- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2000. 350 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е издание. М.: Изд-во Институт практической психологии, 1995. 352 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. 196 с.
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: в 6 т., ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1984. Т. 4 С. 244-268.
- Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: МГУ, 1978. 187 с.
- Карандашев Ю. Н. Новые подходы к теории психического развития // Адукацыя i выхаванне. 1997. №10. С. 40-45.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-изд. - М.: Издательство московского университета, 1981. 584 с.
- Миллер С. Психология развития. Методы исследования. СПб.: Питер, 2002. 464 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов. 7-е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 456 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 680 с.
- Принцип развития в психологии // Методологические проблемы психологии развития / Под ред. Л.И. Анциферовой. - М.: Наука, 1978. С.3-20.
- Психология развития: Учеб. для вузов / Под ред. Т.Д. Марцинковской. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ACADEMIA, 2005. 528 с.
- Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2001. 224 с.
- Сапогова Е.Е. Психология развития. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. 460 с.
- Семаго М. М., Семаго Н. Я. Методология построения современной периодизации психического развития. / Материалы III международного конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Казань, 2006. С. 2124.
- Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 37-49.
- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. №2. С. 3-17.
- Фельдштейн Д.И. Узловой поворотный рубеж! // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Институт практической психологии, 1999. 304 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.-554с.