Соотношение вербальных и невербальных коммуникаций в деятельности.
Реферат по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Соотношение вербальных и невербальных коммуникаций в деятельности."
Автор работы: Юлия
Страниц: 16 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
3. Процесс коммуникации
До настоящего времени многие люди воспринимают коммуникацию только как речевое общение. На самом деле процесс коммуникации гораздо сложнее.
Существуют 2 типа аналоговой информации:
-моноканальная аналоговая информация, определяемая интонацией и темпом речи, позой, дыханием, тембром голоса (управляется только правым полушарием;
-стереоканальная аналоговая информация, определяемая движениями правой или левой руки, покраснением и мимикой на левой или правой стороне лица (управляется 2 мя полушариями).
Левая стереоканальная аналоговая информация управляется правым полушарием и характеризует эмоционально-значимую составляющую информации. Правая стереоканальная информация управляется левым полушарием и характеризует знаково-логическую составляющую информации.
Для того, чтобы отсутствовало недоверие к информации коммуникатора, ему необходимо помнить следующее:
-правосторонняя аналоговая инфорация должна быть симметрична левосторонней (если партнер улыбается искренне, то он улыбается симметрично);
-моноканальная аналоговая информация должна соответствовать знаковой информации (если партнер говорит, что все О.К., а на его лице при этом отпечаток напряженности, то ему вряд ли поверят);
-левая стереоканальная аналоговая информация должна соответствовать знаковой (если менеджер пытается замотивировать подчиненных на достижение цели, но сам при этом эмоционально не вовлечен, что легко определить по жестам, то успеха он не добьется).
Каждый из индивидуумов, анализируя свой жизненный опыт, способен формировать аналоги трех типов, или в трех модальностях:
-визуальной (аналоговая информация представляет собой комплекс зрительных образов);
-аудиальной (аналоговая информация представляет собой комплекс звуков;
-кинестетической (аналоговая информация представляет собой комплекс ощущений: вкус, осязание, обоняние и др. ощущения).
Необходимым условием эффективной коммуникации является аналоговое соответствие переданной и воспринятой информации, что достигается при условии совпадении модальностей, в которой коммуникаторы передают и получают информацию. Чтобы выяснить ведущую модальность партнера по коммуникации и настроится на нее, чтобы общение было эффективным, можно использовать индикаторы определения модальностей: глазные сигналы доступа ГСД к внутреннему процессу партнера; словесные предикаты (слова, характеризующие модальность внутреннего процесса); жесты рук; темп речи; интонация голоса и другие.
Задача эффективного коммуникатора быть постоянно в модальности партнера по коммуникации и быть всегда готовым сообщить информацию в такой форме, в которой она ему понятна. Иначе коммуникаторы могут оказаться в ситуации двух упрямых баранов руководителей, один из которых все время пытался убедить партнера и обращался к нему со словами: Представьте себе..., на что другой в ответ говорил:Послушайте меня....
4. Соотношение вербальных и невербальных коммуникаций
Наиболее оптимальным подходом к изучению взаимодействия вербальной и невербальной коммуникации является когнитивно - функциональный, позволяющий выявить общее и различное в функциональных и структурно-системных свойствах вербальных и невербальных средств.
Одновременное использование вербальных и невербальных средств обусловлено стремлением конкретизировать информацию, сделать ее более выразительной и значимой с тем, чтобы воздействовать на собеседника. Несмотря на то, что в связанном употреблении невербальные средства занимают "вторичный план" коммуникации, они выполняют функцию воздействия с большей эффективностью. Синхронное употребление высказываний и жестов наблюдается при выражении чувств и эмоций.
Изучение взаимодействия вербальных и невербальных средств обнаруживает определенные закономерности в координации некоторых жестов и разных частей речи, жестов и синтактики высказываний; интересны процессы своеобразного взаимообогащения вербальных и невербальных единиц - все это входит в собственно лингвистический аспект проблемы.
Коммуникативная ценность невербальных средств определяется по пяти критериям: число актуализируемых функций в связанном и автономном употреблении; число актуализированных смыслов - единиц информации; число компонентов, составляющих невербальный знак, среднее время передачи невербального знака и его обозримость, но как представление своей социальной роли в данной ситуации. Как правило, эта функция актуализируется согласно принятым в обществе нормам бессознательно, особенно в параметрах возраста и пола; сравните, например, типичную осанку и позу пожилого и молодого человека или "мужскую" и "женскую" манеру сидеть. Сознательное, а иногда и намеренное несоблюдение этих норм передает дополнительную информацию о социальной ориентации индивида. Интерпретация при этом может быть как положительная, так и отрицательная. Для некоторых людей важна не столько их истинная социальная роль в обществе, сколько оценочное восприятие этой роли другими членами общества.
Значительную роль в актуализации социальной дифференциации и варьирования играют ситуативные переменные коммуникации - проксемика от лат. - "ближайший", то есть дистанция, устанавливаемая между коммуникантами во время общения; ориентация - определенное положение, позиция говорящего по отношению к слушающему и наоборот; временной фактор (длительность взгляда); последовательность (кто первым подает руку).
Содержание работы
ТЕМА: Соотношение вербальных и невербальных коммуникаций в деятельности
Содержание
Стр.
Введение____________________________________________________3
1. Понятийный аппарат________________________________________5
2. Типы коммуникаций________________________________________7
3. Процесс коммуникации_____________________________________9
4. Соотношение вербальных и невербальных коммуникаций____________________________________________11
5. Кросс-культурные вариации в вербальных и невербальных коммуникациях___________________________________________________14
Заключение_________________________________________________16
Список литературы__________________________________________17
Введение
Проблема общения занимает одно из ведущих мест в психологии. Роль общения, по мнению Л.С.Выготского, становится решающей не только в приобретении новых знаний и умений, но и преобразовании сознания личности.
Общение рассматривается как вид деятельности. А.Н.Леонтьевым деятельность трактуется как «внутренняя, идеальная деятельность». По его мнению, деятельность общения есть такой же вид деятельности как продуктивная и познавательная деятельность. Общение с его точки зрения выступает как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении.
А.Н.Леонтьев отмечает, что общение может выступать в двух основных вариантах. Оно может быть предметно ориентированным, то есть осуществляться в ходе совместной некоммуникативной деятельности, обслуживая ее. Более сложный вариант представляет собой "чистое" общение, не включенное в некоммуникативную совместную деятельность: социально-ориентированное общение и личностно-ориентированное.
Лисина М.И. описывает общение как особый вид деятельности, характеризующийся, прежде всего, своей направленностью на другого участника взаимодействия как на субъекта. Она различает два вида общения: материальное, предметное и духовное, теоретическое общение. Лисина выделяет в основании общения личностный эмоционально-мотивирующий характер общения личности. Генезис деятельности общения она видит в развитии потребностей ребенка в общнии изменение его мотивационно-потребностной сферы.
Зарубежными исследователями проблема общения рассматривается под своим углом. Так, З.Фрейд увидел источник психических травм в общении ребенка с родителями. Теория Фрейда показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, взаимодействия с ним, осуществляющиеся через общение, а не предметы, которые его окружают.
Таким образом, надо отметить, что зарубежная психология и отечественная по-разному смотрят на проблему общения. Так, отечественная психология считает, что психика имеет социальную природу и развивается под определяющим влиянием социальной среды, на определенном уровне социального и психического развития человек становится личностью, развиваясь как субъект деятельности. Выдвигая на передний план исследование общественно-исторического опыта человека, отечественные психологи показали, что этот опыт человек может приобрести только в результате соответствующей деятельности.
Таким образом, общение это сложный многогранный процесс, представленный тремя сторонами: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная и явилась предметом нашего изучения.
Целью нашей работы стало изучение проблемы соотношения вербальных и невербальных средств коммуникации в деятельности.
Реализации цели послужили следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «общение» и «коммуникации».
2. Охарактеризовать основные типы коммуникации: вербальный и невербальный.
3. Исследовать коммуникационный процесс.
4. Изучить вопрос соотношения вербальных и невербальных средств коммуникации, в т.ч. в кросс-культурном контексте.
1. Понятийный аппарат
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение это также специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
Основные средства общения:
1.Язык - система слов, выражений и правил их соединения;
2.Интонация, эмоциональная выразительность;
3.Мимика, поза, взгляд собеседника;
4.Жесты;
5.Расстояние (дистанция).
Этапы общения:
1.Потребность в общении - побуждает челоека вступить в контакт с другими людьми.
2.Ориентировка в целях общения.
3.Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения.
5. Выбор конкретных средств, речевых фраз.
6.Восприятие и оценка ответной реакции собеседника.
7. Контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
8.Корректировка направления, стиля, методов общения.
Выделяют следующие виды общения:
1) Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используя привычные маски - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Иногда такой контакт оправдан, дабы не задевать друг друга без надобности, чтобы отгородиться от собеседника.
2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен - активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и этого не скрывают.
3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4) Деловое общение - когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но неинтересны дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5) Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, интонации, движениям.
6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы, в зависимости от особенностей личности собеседника.
7) Светское общение. Суть его в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это закрытое общение, т.к. точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
2. Типы коммуникаций
Появление любого человека, решившегося выступить перед аудиторией, вызывает у нее интерес к тому, как он выглядит, что и как делает, словом, как себя ведет.
Это вполне объяснимо, т.к. никакой другой информации он еще предложить не успевает. А не воспринимать зрители-слушатели не могут -для этого они и собрались. Когда выступающий произносит свои первые слова, в основном улавливается не столько их смысл, а то, как они звучат, какая поведенческая картина сопутствует им.
Использованная литература
- Акишина А.А., Кано Х.г Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М., 1991.
- Алешина И.В. Культурные вариации в вербальных и невербальных коммуникациях // Корпоративная культура от 22 октября 2007.
- Бодалёв А.А. Личность в общении. М., 1983.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М, 1980.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцев Т.П. Основы конструктивно¬го общения. - М., 1997.
- Конецкая В.П. Социология коммуникации. Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации - М., 2006.
- Лабунская В.А. Введение в психологию невербального поведения. Р-н/Д., 1994.
- Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1997.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
- Общая психология: Учебник / Под ред. А.В.Петровского. М.,2006.
- Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Пер. с англ. Н.Новгород, 2002.
- Прикладная социальная психология./ Под ре. А.Н.Сухова и А.А.Деркача М., 2006.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2007.