НАРУШЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО И ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ АФАЗИЯХ СОСУДИСТОЙ ЭТИОЛОГИИ
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"НАРУШЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО И ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ АФАЗИЯХ СОСУДИСТОЙ ЭТИОЛОГИИ"
Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 79 шт.
Год:2005
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Проблема интеллектуальной деятельности человека, её структуры и функций, закономерностей её нарушения и возможностей восстановления, - вызывает в настоящее время большой интерес у исследователей в различных областях научного знания (Цветкова, 1995).
Под интеллектуальной деятельностью, интеллектом в современной психологии понимается в широком смысле - совокупность всех познавательных процессов индивида, а в более узком смысле - мышление (Цветкова, 1995).
Изучение нарушения познавательных функций и, в частности, мышления при локальных поражениях мозга имеет большое теоретическое значение, так как позволяет проникнуть в механизмы взаимосвязи мозга и психики, понять закономерности и принципы работы мозга. С практической точки зрения знание принципов и механизмов работы мозга даёт возможность разработать более эффективные методы восстановления нарушенной интеллектуальной деятельности.
По данным ВОЗ в настоящее время во всём мире отмечается рост количества людей, перенесших органическое поражение мозга различной этиологии (Цветкова, 2004). На сегодняшний день в мире около 9 миллионов человек страдают цереброваскуляторными болезнями, среди которых основное место занимают инсульты (Гусев, 2003). Одним из наиболее частых последствий инсульта являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий. Афазии наблюдаются примерно в четвертой части всех случаев нарушения мозгового кровообращения (Тонконогий, 1968). Отмечается, что афазии сосудистой этиологии отличаются от «чистых» форм афазии по механизму, клинической и психологической картинам (Цветкова, 2004). «Отличие связано прежде всего с более обширными очагами поражения коры головного мозга при кровоизлияниях в мозг, при тромбозах центральных сосудов головного мозга, при ишемии. Такие очаги повреждения, иногда соответствующие целым бассейнам васкуляризации, часто ведут к так называемым «комплексным» формам афазии» (Цветкова, 2004, с. 100).
Являясь системным дефектом, афазия приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека и вызывает, помимо речи, нарушение других высших психических функций, в том числе и мышления.
Вопросы, касающиеся психологического аспекта изучения афазии, связи афазии с другими психическими процессами, афазии и мышления относятся к одному из блоков важнейших проблем афазиологии (Цветкова, 2002).
В связи с ростом процента больных с афазиями молодого трудоспособного возраста, которые нуждаются не только в возвращении их к жизни, но и в возвращении в нормальную социальную среду, к трудовой деятельности, важное значение приобретает нейропсихологическая реабилитация таких больных.
Установление особенностей, изучение нарушения мышления при разных формах афазии необходимо для применения в восстановительной работе адекватных методов по преодолению дефекта и решению задач нейропсихологической реабилитации этой группы больных.
Как показали специальные исследования и практическая работа по восстановлению ВПФ, "эффективными являются не эмпирически возникшие методы и не заимствованные из других видов психологической и медицинской практики, а оригинальные, научно обоснованные нейропсихологические методы, которые должны быть адекватны механизму дефекта" (Цветкова, 1995, с. 297).
Для восстановления интеллектуальной деятельности (мышления) Л.С. Цветковой специально разработаны научно обоснованные методы, адекватные структуре и механизму нарушения. Имея одну и ту же цель - восстановление мыслительного процесса, учитывая топику поражения и механизм нарушения, эти методы решают разные задачи. В этом и заключается причина их эффективности.
"Чтобы преодолеть дефекты мыслительного процесса, необходимы разные методы, направленные на восстановление в одних случаях операций с логико-грамматическими конструкциями, в других - ориентировочно-исследовательской деятельности, в третьих - операций по вычленению существенных признаков предмета, а в четвертых - общего невербального контекста и т.д. Во всех случаях цель одна, а задачи разные и методы восстановительного обучения также разные" (Цветкова, 1995, с. 297).
В зависимости от топики поражения мозга мышление будет нарушаться по-разному.
Всё вышеизложенное свидетельствует о важности изучения характера нарушений мышления при локальных поражениях мозга.
Данная работа посвящена исследованию особенностей нарушения наглядно-образного и вербально-логического мышления у больных с афазиями сосудистой этиологии, что позволит приблизиться к пониманию структуры и механизмов нарушения мышления при сосудистой афазии, и в последующем разработать адекватные методы восстановительного обучения.
Объект исследования: мышление у больных с афазиями сосудистой этиологии.
Предмет исследования: нарушение наглядно-образного и вербально-логического мышления при разных формах афазии сосудистой этиологии.
Гипотезы исследования:
1) При афазиях сосудистой этиологии будут нарушаться все виды мышления.
2) Ввиду того, что афазии сосудистой этиологии носят комплексный характер и возникают при поражении обширных зон мозга, мышление будет нарушаться комплексно, в зависимости от состава смешанного речевого дефекта. Будут наблюдаться нарушения мышления, характерные для нескольких «чистых» форм афазий.
3) При сосудистых афазиях преимущественное нарушение мышления будет связано с преобладающим компонентом в структуре смешанного речевого дефекта.
Цель исследования: нейропсихологическое исследование особенностей нарушения наглядно-образного и вербально-логического мышления у больных с разными формами сосудистых афазий.
Задачи исследования:
1. Установление формы афазии у больных с локальными поражениями головного мозга сосудистой этиологии.
2. Адаптация и модификация методов исследования наглядно-образного и вербально-логического мышления для больных с афазиями сосудистой этиологии.
3. Исследование сохранности мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования.
4. Исследование понимания скрытого смысла, способности соотнесения одного смысла другому.
5. Исследование способности выделения существенных и отвлечения от несущественных признаков предметов и явлений.
6. Исследование понимания простых и сложных логических связей и отношений между понятиями, способности установления логических связей по аналогии.
7. Исследование сохранности образной сферы.
8. Исследование целенаправленности мыслительной деятельности и критичности к полученным результатам.
9. Исследование подвижности нервных процессов.
Методологической основой данной работы являются теоретические и методологические принципы, описанные в работах Л.С. Цветковой (Цветкова, 2000, 2001, 2002, 2004).
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………… 3
I. Теоретическая часть. Литературный обзор…………………………..... 7
1. Краткая характеристика мышления………………………………..... 7
2. Краткая характеристика афазий сосудистой этиологии…………… 20
3. Нарушение мышления при локальных поражениях мозга………… 24
1) Нарушение вербально-логического мышления…………………. 26
2) Нарушение наглядно-образного мышления……………………... 36
II. Экспериментальная часть………………………………………………. 49
1. Методы исследования………………………………………………… 49
2. Результаты исследования и их обсуждение………………………… 56
Выводы…………………………………………………………………….... 70
Литература………………………………………………………………….. 72
Приложения.
Использованная литература
- Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. – Л., 1964.
- Бейн Э.С., Овчарова П.А. Клиника и лечение афазией. – София, 1970.
- Белова А.Н. Нейрореабилитация. – М., 2002.
- Берулава Г.А. Психологические особенности интегративного мышления // Современные проблемы психологии мышления. - Бийск, 1994, с.13-20.
- Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология. – М. – Воронеж, 2002.
- Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. - Самара, 1999.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М. - Воронеж, 2003.
- Гурова Л.Л. Психология мышления. М., 2005.
- Гусев Е.И. и др. Эпидемиология инсульта в России // ж-л неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, - 2003, вып. 8, с. 4-9, приложение к ж-лу: «Инсульт».
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2003.
- Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. – М. – Воронеж, 2003.
- Зинченко В.П. Образ и деятельность. - М. - Воронеж, 1997.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - Самара, 1998.
- Знаков В.В. Психология понимания и нарративная психология // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ. Вып.1. Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева.- М., 2002, с. 37-44.
- Каплунович И.Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве // Вопросы психологии, 2004, № 5, с. 47-55.
- Китчак О.Д. Об объекте и предмете мыслительного процесса // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ. Вып.1. Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева.- М., 2002, с. 119-133.
- Леонтьев А.А. Деятельный ум. - М., 2001.
- Леонтьев А.Н. Мышление // Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М., 1081, с. 60-70.
- Леонтьев А.Н. Логическое и психологическое в мышлении // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология, 2003, № 2, с. 4-18.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М., 2003.
- Лурия А.Р. Травматическая афазия. - М., 1947.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М., 2000.
- Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. - М., 2002.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 2003.
- Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - М., 2004.
- Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. - М., 1966.
- Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М. - Воронеж, 2003.
- Нейропсихологическая диагностика. В 2-х частях. Под ред. Е.Д. Хомской. – М., 2004.
- Петухов В.В. Психология мышления. - М., 1987.
- Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М., 1081, с. 71-77.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-Пб., 2000.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 2004.
- Селиванов В.В. Вклад А.В. Брушлинского в понимание психологической природы мышления // Психологический ж-л, 2003, т. 24, № 2, с. 107-113.
- Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. – С.-Пб., 2005.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.
- Современная психология. Под ред. В.Н. Дружинина. - М., 1999.
- Столярова Л.Г. Афазия при мозговом инсульте. – М., 1973.
- Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 2002.
- Тонконогий И.М. Инсульт и афазия. – Л., 1968.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. - С.-Пб., 2002.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. - С.-Пб., 2003.
- Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. – М. 1981.
- Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. - М., 1995.
- Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. - М., 2000.
- Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. - М. - Воронеж, 2001.
- Цветкова Л.С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения. - М., 2002.
- Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. - М., 2004.