Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Снижение агрессивного поведения в подросковом возрасте в условиях образовательных учереждениях.

Снижение агрессивного поведения в подросковом возрасте в условиях образовательных учереждениях.

Урай

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Снижение агрессивного поведения в подросковом возрасте в условиях образовательных учереждениях."




Автор работы: Ольга
Страниц: 36 шт.



Год:2008

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В последнее время проблема агрес-сивного поведения юношества приобретает всё более острую социальную на-правленност и привлекает внимание юристов, социологов, педагогов, психоло-гов, которые все больше внимания уделяют вопросам контроля агрессивных проявлений и "снижения" агрессивности, в особенности юношеской. Современ-ная реальность заставляет психологов по-новому взглянуть на проблему агрес-сии в обществе. Агрессивное поведение в наши дни скорее обыденность, чем ис-ключение. Юноши и девушки в нашей стране живут сегодня в эпоху стреми-тельного изменения социально-экономических условий и политической напря-женности, что часто приводит к усилению проявлений агрессии с их стороны. Особенности агрессивного поведения таковы, что, затрагивая эмоциональную сферу личности, они способствуют усугублению морального диссонанса, фор-мированию стрессового и депрессивного состояний. Высокий уровень агрессии у лиц юношеского возраста является настораживающим фактором, так как нега-тивно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителя-ми, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной и профессиональной деятельности.

Цель исследования состоит в исследовании агрессивного поведения в подростковом возрасте в условиях школы №196 г. Москвы.

Объект исследования - школьники 10-11 классов.

Предмет исследования агрессивное поведение в подростковом возрасте.

Рабочая гипотеза

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была сфор-мулирована гипотеза исследования: психологические особенности индивидуаль-ного развития и особенности динамики малой группы обуславливают агрессив-ное поведение и условия его коррекции в юношеском возрасте.

Задачи исследования:

- рассмотреть отечественные и зарубежные взгляды на проблемы агрес-сивного поведения подростков;

- дать психолого-педагогическую характеристику подростков;

- обозначить организацию и методы исследования;

- провести анализ и проинтерпретировать результаты.

База исследования

Исследование проводилось на базе школы №196 г. Москвы.

Методы исследования: теоретические и эмпирические. К теоретическим методам относятся: анализ психолого-педагогической и методической литерату-ры по теме исследования. К эмпирическим: наблюдение, анкетирование, психо-логическое тестирование, активный эксперимент.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В УС-ЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1.Отечественные и зарубежные взгляды на проблемы агрессивного поведения подростков

Из всех периодов развития личности человека, пожалуй самым проблем-ным, трудным и наиболее опасным является подростковый возраст. Подростко-вый возраст это период, когда бурно протекающие физиологические и психо-логические изменения, смена социальной среды и социальных требований к подрастающей личности часто провоцирует различные отклонения в поведении, проявляющиеся в негативизме, доминантности, упрямстве, агрессии. В послед-нее время проблема подростковой агрессии в мировой психологии стала едва ли не самой популярной. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспреце-дентный рост агрессии и насилия во всем мире и особенно в России, что вызыва-ет серьезное беспокойство.

Существует несколько теорий, которые дают свое видение сущности и ис-токов агрессии: теория инстинкта Фрейда, теории побуждения Долларда, когни-тивные модели Берховица и, наконец, теория социального научения Бандуры, которая является одной из самых эффективных в предсказании агрессивного по-ведения.

Проявления агрессии у подростков бесконечны и многообразны по Бассу их можно описать на основании трех шкал: физическая вербальная, активная пассивная, прямая непрямая. Еще можно разделить на конструктивную и дест-руктивную, где только последнее несет в себе потенциал враждебности, злобно-сти, жестокости. В данной работе применяется: пилотажный опрос, опросник Басса Дарки, который является разновидностью личностных тестов.

Выявлено, что агрессия приобретается посредством биологических факто-ров и научений (непосредственный опыт, наблюдения). Провоцируется воздей-ствием шаблонов неприемлемым обращением, побудительными мотивами, ин-струкциями, эксцентричными убеждениями, состоянием внешней среды.

Подростки самостоятельно черпают знания о моделях агрессивного пове-дения из трех источников: семьи, взаимодействия со сверстниками, СМИ [22, 56].

Бэрон, Басс, Берковиц определили что существуют следующие способы предотвращения агрссии: грозящее наказание, эффективное в том случае, если вероятность его применения высока, демонстрация наглядных примеров неаг-рессивного поведения может снизить частоту и интенсивность как прямых, так и косвенных проявлений агрессии, попытка оправдать агрессора, дать причинное объяснение его агрессивному поведению.

Наконец, следуя высказыванию, что профилактика лучше, чем лечение, особое внимание необходимо уделять социальным навыкам индивидов необхо-димым для недопущения агрессивного взаимодействия с другими, а также тех-ники самоконтроля.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков

Подростковый возраст полон сложностей и часто родители, позабыв, что они тоже когда-то были в этом возрасте и возможно испытывали подобные про-блемы, не пытаются понять своего выросшего ребёнка.

Переходный возраст это время полового созревания с окончательным формированием вторичных половых признаков. У разных подростков этот пери-од может начинаться в разное время. У девочек переходный возраст обычно на-ступает немного раньше, чем у мальчиков. В основном переходный возраст на-чинается в 11-12-13 лет. В это время у многих девочек начинается менструация, а у мальчиков появляется эякуляция. У ребёнка появляется резкая смена на-строений, раздражительность, беспокойство, упрямство, ему хочется больше времени проводить среди сверстников, возможны трудности в учёбе и т. д. Ро-дителям обязательно стоит учитывать эти закономерные физические и психоло-гические изменения. Различные конфликтные ситуации могут встречаться го-раздо чаще, чем раньше и ребёнок может переживать их сильнее, чем прежде. Если родители начинают способствовать возникновению конфликта, часто упре-кать ребёнка, показывать своё недовольство, это лишь усугубит ситуацию. От-мечено, что переходный возраст протекает тяжелее у единственных в семье де-тей. Этот возрастной период сложен как для родителей, так и для детей, но ни-кто не сможет точно сказать, на сколько сложным он будет. Если не проявлять должного терпения у ребёнка может развиться невроз. Как правило, к 15 годам ситуация налаживается [12, 78].

В психологии и педагогике принято под подростковым возрастом пони-мать возраст от 10 до 15 лет. Его называют переходным от детства к взрослой жизни. Это период, когда человек делает свои первые шаги из детства, где его поведение контролировали родители, во взрослую жизнь, требующую принятия собственных решений. Ему приходится пересматривать свое отношение к миру, принимать и вырабатывать самостоятельно новые ценности, мировоззрение, идеалы. Вместе с тем в этом процессе принимают участие и влияют на него те ценности, которые были в предшествующем возрастном периоде.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 6

1.1.Отечественные и зарубежные взгляды на проблемы агрессивного поведения подростков 6

1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков 7

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ №196 Г. МОСКВЫ 18

2.1.Организация и методы исследования 18

2.2.Анализ и интерпретация результатов 22

2.3. Психокоррекционная праграмма на снижение агрессивного поведения подростков 27

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

ЛИТЕРАТУРА 34

ПРИЛОЖЕНИЕ...38

***Приложения в отдельном файле (3 Приложения - 48 страниц):Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки), Методика К. Томаса, Тест «Шкала реактивной и личностной тревожности»

(опросник Спилбергера).

Использованная литература

  1. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтоло-гии. СПб., 2004. 243 с.
  2. Алфимова М.Б., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. 2000. № 6. С.112 116.
  3. Андрюшина Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2003. - 202 c.
  4. Банщикова Т.Н. Профессионально-личностная готовность воспитателя к предупреждению агрессивности у дошкольников: Дис. ... канд. психол. на-ук. - М., 2001. - 186 c.
  5. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с.
  6. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 512 с.
  7. Бойко Н.Б. Проявления агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола // Вопросы психологии. - 1993. - №4. - С.27.
  8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2006. 312 c.
  9. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: СПб., 2005. 257 с.
  10. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровского. М., 2006. 370 с.
  11. Возрастная психология. Хрестоматия /Сост. Мухина В.С., Хвостов А.А. М.: Академия, 1999. - 624 с.
  12. Волкова Е.В. Скажем "нет" агрессии! // Психологическая газета. - 2003. - № 5. - С. 17-21.
  13. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // СоцИс. - 2003. - № 4. - С.31-34.
  14. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Приклад-ная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71.
  15. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки // СоцИс. - 2001. - № 2. - С.18-19.
  16. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции аг-рессивного поведения подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. - 149 c.
  17. Зотова Л.Э. Психологические факторы агрессивного поведения старше-классников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 188 c.
  18. Ковалев А. Г. Психология личности. М., 2007. 391 с.
  19. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. СПб.,2006. 264 с.
  20. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. ред. А. А. Бодалев. М., 2004. 191 с.
  21. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. М., 2006. 175 с.
  22. Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методика исследования лично-сти «Hand-тест»: Методическое руководство. - СПб, ГМНППП «ИМА-ТОН», 2001 - 64 стр.
  23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2007. 304 с.
  24. Лэйн Д. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотера-пия / Под ред. Д.Лэйна, Э.Миллера. - СПб.: Питер, 2001. - С.240-276.
  25. Лютова Е. К, Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с деть-ми. - СПб: Речь, 2002. 190 с.
  26. Мельников В. М. , Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную пси-хологию личности: Учеб. пособ. для пед. ин-тов. М., 2005. 319 с.
  27. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. М. Воронеж: МО-ДЭК, 2000. - 256 с.
  28. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный ме-ханизм. СПб: МВД-СпбГУ, 1999. 128 с.
  29. Морозова Е. Агрессивность и идентичность подростков Издательство: Ижевск: НИПЦ "ERGO", 2007. 289 с.
  30. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 2007.- С. 124-128.
  31. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога /Р.В.Овчарова. М.: Просвещение, Учебная , 2006. 352с.
  32. Павлова Н.Н. Педагогические условия коррекции агрессивного поведения
  33. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 2007. 164 с.
  34. Подольский А.И и др. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика / А.И.Подольский, О.А.Идобаева, П.Хейманс. СПб.: Питер, 2008. - 281 с.
  35. Пономарева Д.И. Профессинальная деятельность субъектов пенитенци-арных
  36. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под ре-дакцией И. В. Дубровиной СПб.: Питер, 2004. 592 с
  37. Психодиагностика: Справочник практического психолога / Под ред. С.Т. Посоховой. М.: АСТ, 2005. 671 с.
  38. Психология детства / Под ред. А.А.Реана. СПб: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. 368 с.
  39. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сель-ченок. - Минск: Харвест, 1999. - 656 с.
  40. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер: 2000. - 624 с.
  41. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. 4-е изд., испр. М.: МПСИ: Флинта, 2005. 435 с.
  42. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 2005. 428 с.
  43. Реан А.А. Изучение агрессивности личности // Реан А.А. Психология изу-чения личности. - СПб., 1999. - С. 216-251.
  44. Реан А.А. Социализация агрессии // Реан А.А, Коломинский Я.Л. Соци-альная педагогическая психология. - СПб., 1999. - С. 36-43.
  45. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Пер. с нем. М., 2007. 327 с.
  46. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми раз-ного возраста. - С.240-246.
  47. Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.81.
  48. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. посо-бие. СПб., 2005.-256 с.
  49. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 2006. 263 с.
  50. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 17-25.
  51. Фонаги П., Моран Дж.С., Таргет М. Агрессия и психологическая самость // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2004. - №2.
  52. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб., 2003. - 320 с.
  53. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Акаде-мия развития, 2001.


Другие похожие работы