Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Эмоциональная саморегуляция в практике работы медицинских сестер

Эмоциональная саморегуляция в практике работы медицинских сестер

МГУ

Курсовая по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Эмоциональная саморегуляция в практике работы медицинских сестер"




Автор работы: Елена
Страниц: 43 шт.



Год:2012

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Глава I. Теоретические основы исследования понятия эмоциональной саморегуляции

1.1. Понятие эмоциональной саморегуляции

Для психологии имеет большое значение исследования эмоций и эмоциональной саморегуляции. Эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения.

Эмоция как процесс, есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию [7, с.26]; [9. 3, с. 7].

Эмоциональный процесс, включает три основных компонента.

Первый - это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для индивида, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимость может, напротив, уменьшаться.

Второй компонент – знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная - когда оно оценивается как негативное. Положительная эмоция побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательная – побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент - степень контроля эмоции. Следует различать два состояния сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль, и крайние возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны [8, с 45].

Эмоциональное возбуждение может принять также форму эмоционального напряжения, которое возникает во всех случаях, когда наблюдается сильная тенденция к определенным действиям, но эта тенденция блокируется. Исследования, в которых делается попытка подойти к раскрытию психических механизмов напряженности, весьма мало. В ещё меньшей степени изучены механизмы эмоциональной саморегуляции и методы её повышения психическими средствами, в то время как именно от неё в большой степени зависит психическое состояние человека [41, с. 234].

Существует значительное количество определений понятия «эмоциональная устойчивость», большинство из них имеют принципиальные различия и не имеют законченной дефиниции. Такое положение в большей степени объясняется тем, что рассматриваемая проблема – сравнительно молодое направление психологии. Ее развитие связано прежде всего с запросами практики. Лишь практическая направленность проблемы эмоциональной саморегуляции оправдывает исследования, которые, по существу, игнорируют более детальный анализ этого понятия [1, с.28].

Я. Рейковский считает, что понятие «эмоциональная устойчивость» может означать: разную степень чувствительности к эмоциональным раздражителям; разную степень нарушения психических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения [22, с.263].

Е.А. Милерян указывает, что под эмоциональной устойчивостью следует понимать, с одной стороны, невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние человека, а с другой – способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий [31, с.5].

Регулятивная функция эмоциональной саморегуляции указывается и в других работах.

Так В.Э. Мильман отмечает, что эмоциональная устойчивость определяет адекватность эмоциональной реакции на ситуацию и соразмерность эмоциональных оценок [8, с.29].

С.М. Оя считает, что эмоциональная устойчивость – способность регулировать эмоциональные состояния или быть эмоционально-стабильным, т.е. иметь незначительные сдвиги в величинах, характеризующих эмоциональные реакции в различных условиях деятельности [37, с.63].

Авторы подчеркивают, что эмоциональная устойчивость важна при выполнении сложных видов деятельности.

В.Л. Марищук определил эмоциональную устойчивость как способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной двигательной деятельности [29, с.6].

В.М. Писаренко указывает, что под эмоциональной устойчивостью личности следует понимать ее способность отвечать на напряженные ситуации таким изменением эмоционального состояния, которое приводит не к уменьшению, а к увеличению работоспособности [31, с. 51].

Нам близок интегративный подход П.Б. Зильбермана в котором эмоциональная устойчивость определяется как интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимально успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке [20, с.152].

Из этого определения видно, что автор рассматривает эмоциональную устойчивость как детерминанту успешной деятельности. Однако такую детерминацию в профессиональной деятельности медицинских сестер не рассматривали. Остаются нераскрытыми вопросы: с какими показателями эффективности связана эмоциональная устойчивость медицинских сестер; в каких профессиональных ситуациях особенно важна эмоциональная устойчивость и так далее.

О детерминации эмоциональной саморегуляции и деятельности указывает и Б.Х. Варданян. Он считает, что эмоциональную устойчивость можно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоничное отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности [53, с.542].

О.А. Сиротин включает в определение эмоциональной саморегуляции параметры, характеризующие нервную и физическую выносливость, а также когнитивный компонент – способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке без значительного отрицательного влияния последней на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность человека [53, с.1].

Эмоциональную устойчивость как свойство личности, проявляющееся в стереотипе эмоционального поведения в напряженных условиях деятельности, характеризуется эмоциональной стабильностью и способствующее сохранению определенной направленности действий, адекватному функционированию человека [41, c.42].

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Теоретические основы исследования понятия эмоциональной саморегуляции 6

1.1. Понятие эмоциональной саморегуляции 6

1.2. Факторы, обуславливающие формирование эмоциональной саморегуляции у субъекта в профессиональной деятельности 12

Глава II. Эмпирическое исследование эмоциональной саморегуляции 17

2.1. Программа и методы исследования 17

2.2. Анализ результатов исследования 17

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов 21

Список использованной литературы 37

Приложения 40

Использованная литература

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной саморегуляции человека. Казань, 1997.
  2. Абрамова Г. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. -7-е перераб. и доп. - Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
  3. Абрамова Г. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. -4-е перераб. и доп. - Екатеринбург: Деловая книга, 2008.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Юнити, 2007.
  5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М.: Международн. педагог. академия, 2007.
  6. Бреслав Г. Психология эмоций. М.: Академия, 2006.
  7. Варданян Б.Х. Механизм регуляции эмоциональной саморегуляции // Категории, принципы и методы психологии. М.,2003
  8. Васильев И.А, Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 2008.
  9. Вилюнас В.К. и др. Психология эмоций / Под ред.В.К. Вилюнаса. СПб.: Питер, 2007.- 496 с.
  10. Вилюнас В.К. (1990) Психологические механизмы мотивации человека. М. 2007
  11. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М. МГУ 2007.
  12. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М.: Сфера, 2007.
  13. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. Л., 1985.
  14. Левитов Н.Д. Социальная психология. – М.: Черо, 2008.
  15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.
  16. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб: Питер, 2006. - 582 с.
  17. Мананикова Е.Н. Психология личности / Е.Н. Мананикова. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2009. - 218 с.
  18. Марищук В.Л. К вопросу об эмоциональной саморегуляции медицинских сестер транспортных компаний. Л., 2004.
  19. Милерян Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности // Очерки психологии труда. М., 2005.
  20. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога. М., 2008.
  21. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. - М.: Наука, 2008. - 192 с.
  22. Наенко Н.И. «Психическая напряженность», 2009.
  23. Немов Р.С. Психология. Т.1. – М.: Статут, 2006.
  24. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. – М.: Владос, 2006.
  25. Ольшанникова А.Е. Пути исследования регулирующей функции эмоций // Тез. науч. сообщений сов. психологов к XXII Международ. психол. конгрессу. М., 2006.
  26. Писаренко В.М. Устойчивость эмоционального состояния // Пути достижения трудной цели в жизни. М., 2005.
  27. Пичугин.В.Г: Эмоциональная устойчивость: техника развития М., Изд. Вершина 2009 .
  28. Практикум по общей психологии. / Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Владос, 2007.
  29. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности: учеб. пособие / [В.А. Бодров [и др.] ; под ред. В.А. Бодрова. - М. : Per Se, 2003. - 767 с.
  30. Практическая психодиагностика / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2001
  31. Прохоров А.О., Габдреева Г.Ш. Практикум по психологии состояний. М.: Речь, 2004.
  32. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1999.
  33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 712 с.
  34. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - 8-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 671 с.
  35. Сиротин О.А. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной саморегуляции. М., 2007.
  36. Степанов С. Психологическая мозаика. Наблюдения, эксперименты, тесты. - Екатеринбург: Деловая книга, 2008.
  37. Теории личности в западно-европейской психологии: Хрестоматия по психологии личности / Сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: БАХРАХ, 2006
  38. Черникова О.А. Исследование эмоциональной саморегуляции как важнейшего показателя психологической подготовленности к работе человека в экстремальных условиях// Психологические вопросы. М., 2007.


Другие похожие работы