Гендерный аспект агрессивного поведения
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Гендерный аспект агрессивного поведения"
Автор работы: Юлия
Страниц: 47 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Я-структурный тест Гюнтера Аммона (ISTA) представляет собой стандартный перечень, включающий 220 утверждений, которые оцениваются испытуемыми как верные или неверные по отношению к ним, и призваны погрузить испытуемого в воображаемую ситуацию, в которой могут проявиться неосознаваемые тенденции го Я. Вопросы перечня затрагивают самочувствие, настроение, особенности эмоциональных переживаний и поведения в различных жизненный ситуациях. Фактически испытуемым предлагается оценить себя и свое поведение в пространстве воображаемых обстоятельств, заданных тестовыми утверждениями.
Конструкция теста отражает теоретические представления о структуре и особенностях развития центральных Я-функций.
ISTA состоит из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков. Каждый из блоков описывает деятельность одной из 6-ти центральных Я-функций: Агрессия, Тревога-Страх, Внешнее Я-отграничение, Внутреннее Я-отграничение, Нарциссизм, Сексуальность.
Каждая из этих функций описывается тремя отдельными шкалами, позволяющими оценить степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющей этих центральных личностных образований.
Данный тест был выбран нами для выявления агрессивных тенденций, так как он позволяет целостно исследовать и описать структуру личности (Г.Аммон, 1996).
Описание основных шкал Я-структурного теста Гюнтера Аммона
Шкала конструктивной агрессии понимается как активный, деятельный подход к жизни, любознательность и здоровое любопытство, возможность устанавливать продуктивные межличностные контакты и поддерживать их, несмотря на возможные противоречия. Способность формировать свои собственные жизненные цели и задачи, реализовывать их даже в неблагоприятных жизненных обстоятельствах, иметь и отстаивать свои идеи, мнения, точки зрения, тем самым вступать в конструктивные дискуссии. Конструктивная агрессия предполагает наличие развитой эмпатической способности, широкого круга интересов, богатого мира фантазий. Она связана с возможностью открыто проявлять вои эмоциональные переживания, является предпосылкой для творческого преобразования окружающего и собственного развития и обучения.
Шкала деструктивной агрессии понимается как реактивное переформирование изначально конструктивной агрессии вследствие особых неблагоприятных условий в первичной группе, родительской семье. В поведении деструктивная агрессия проявляется склонностью к разрушению контактов и отношений, в деструктивных поступках (вплоть до неожиданных порывов насилия), тенденциях к вербальному выражению гнева и ярости разрушительными действиями или фантазиями. Она проявляется также в стремлении к силовому решению проблем, приверженности к деструктивным идеологиям, склонности к обесцениванию (эмоциональному и мысленному) других людей и межличностных отношений, мстительности и цинизме.
Шкала дефицитарной агрессии. Проявляется в неспособности к установлению межличностных контактов, теплых человеческих отношений, в снижении предметной активности, в сужении круга интересов, в избегании каких-либо конфронтаций, конфликтов, дискуссий и ситуаций соперничества. Они склонны жертвовать своими интересами, целями и планами, а также неспособны брать на себя какую-либо ответственность и принимать решения. При выраженной дефицитарной агрессии существенно затруднена возможность открыто проявлять свои эмоции: чувства и переживания, претензии и предпочтения. Недостаток активности в какой-то мере обычно компенсируется нереалистическими фантазиями, несбыточными планами и мечтами. В эмоциональных переживаниях на передний план выступают чувства собственного бессилия, некомпетентности и ненужности, ощущение пустоты и одиночества, покинутости и скуки.
Шкала конструктивного страха-тревоги предполагает способность дифференцировать реальные угрозы и «объективно» необоснованные опасения и страхи. Контролирует уровень допустимой любознательности. Умение в экстремальной ситуации принимать взвешенные решения. Тревога способствует повышению продуктивности и общей эффективности деятельности.
Шкала деструктивной тревоги, указывает на склонность к переоценке реальных угроз, трудностей, проблем; неспособность к адекватному поведению в опасных ситуациях, вплоть до панических проявлений; боязнь установления новых контактов и близких, доверительных человеческих отношений; страх перед авторитетами; боязнь любых неожиданностей; затруднения в концентрации внимания; выраженные телесные вегетативные реакции (потливость, учащенное сердцебиение, головокружение), опасения за собственное будущее; неспособность обращаться за помощью и поддержкой в трудных жизненных ситуациях; повышенную тревожность, склонность к беспокойству и волнениям по незначительным поводам, нерешительность, робость, стеснительность;
Шкала дефицитарного страха. В поведении проявляется неспособностью «почувствовать» страх вообще. Объективная опасность недооценивается или полностью игнорируется. Дефицит переживаний страха часто обнаруживает себя в выраженном стремлении к поиску экстремальных ситуаций. У людей с высокими показателями по данной шкале наблюдается тенденция к эмоциональному обесцениванию важных событий, предметов и отношений.
Шкала конструктивного нарциссизма отражает позитивное представление индивида о самом себе, базирующееся на ощущении собственной значимости. В поведении проявляется, как способность адекватно оценивать себя, умение прощать себе ошибки и промахи, извлекая необходимые уроки, при этом искренне прощать другим их ошибки и заблуждения, а также способность безболезненно переживать временное одиночество.
Шкала дефицитарного нарциссизма, отражает снижение уровня самодостаточности, способности отстаивать собственные интересы и иметь самостоятельные взгляды, мнения и точки зрения, пассивность, уступчивость, неуверенность в себе, своих возможностях, силе и компетенции, несамостоятельность, пессимистичность, зависимость от окружающих и чрезмерная идентификация с их нормами, ценностями, потребностями и целями, бедность эмоциональных переживаний, преобладание общего фона безрадостности, пустоты и скуки; ощущение своей неполноценности и ненужности, постоянная потребность в "нарцистическом питании" (поддержке, помощи, присутствии рядом и т.п.) с довольствованием лишь ролью пассивного реципиента (принимающего).
Шкала внутреннего конструктивного Я - отграничения, отражает способность различать внешнее и внутреннее, гибко использовать возможности чувственного и эмоционального постижения действительности, а также интуитивных решений без потери контроля над реальностью.
Шкала внутреннего деструктивного Я - отграничения, жестко рациональное постижение действительности, недопущение интуитивных и чувственных решений, неспособность к фантазиям и мечтам, нечувствительность к насущным потребностям организма (сон, жажда, голод, усталость и т.п.), отсутствие стремления к теплым партнерским взаимоотношениям, а также способности к глубоким сопереживаниям.
Шкала внешнего конструктивного Я - отграничения, в поведении проявляется в форме общительности, коммуникабельности, в способности к постановке собственных целей и задач. Для таких людей характерен хороший эмоциональный контакт с внешней реальностью и зрелость эмоциональных переживаний. Они способны оказывать помощь и поддержку окружающим.
Шкала внешнего деструктивного Я - отграничения, выражается в «выстраивании барьера», препятствующего продуктивной коммуникации с предметным миром. Важнейшей предпосылкой формирования внешних границ Я является нормальное функционирование конструктивной агрессии. В поведении выражается в стремлении к избеганию контактов, в тенденциях к гиперконтролю проявлений собственных переживаний и чувств, в неспособности к совместному поиску компромиссов в эмоциональной интровертированности. Такие люди неспособны принимать помощь, гибко регулировать межличностные контакты.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1 Понятие агрессии в исследованиях зарубежных и отечественных авторов 5
1.2. Развитие и гендерные различия агрессивности 25
П. Экспериментальная часть 26
1. Описание методик 30
1.1. Общая характеристика и структура Я-структурного теста Гюнтера Аммона 30
1.2. Описание теста РУКИ 32
2. Описание результатов 40
Выводы 40
Заключение 43
Список литературы 46
ВВЕДЕНИЕ
Учащение агрессивных проявлений является сегодня одной из острейших социальных проблем нашего общества. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу. Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в наше время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований.
Особенно тревожит тот факт, что агрессивные проявления у детей наблюдаются уже в начальной школе, от чего страдают и дети, и их учителя, и родители. Стрессы повседневной жизни, распад традиционной структуры семьи, информационная усталость, обилие насилия на телеэкранах эти и другие причины ведут к усилению тревожности и агрессивности у детей.
Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры.
Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми. Ребенок с агрессивным поведением создает массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Незрелая детская психика не в состоянии совладать с фрустрирующими влияниями без грамотной помощи взрослого. Учителю младших классов, психологу и родителям необходимо знать и учитывать особенности проявления агрессии у детей с тем, чтобы своевременно корректировать и предотвращать деструктивное поведение. Так же необходимо учитывать тот факт, что мальчики и девочки различаются по проявлениям агрессии, и при построении учебно-воспитательного принимать во внимание эти различия.
Цель: выявление гендерных особенностей агрессивного поведения, с учетом успеваемости школьников.
Гипотезы:
1) Будут отличия в уровне агрессии и ее особенностях между юношами и девушками;
2) Могут быть выявлены различия между полами в уровне агрессии и в ее особенностях;
3) Будут обнаружена связь агрессивности с успеваемостью
Задачи:
1. Выявление индивидуальной направленности агрессивного поведения;
2. Выявление взаимосвязей между успеваемостью и агрессивностью;
3. Выявление различий между девочками и мальчиками в направленности агрессивного поведения.
Объект: агрессивное поведение и гендерные особенности;
Предмет: особенности агрессивного поведения и гендерных различий школьников.
1. Теоретическая часть
1. Понятие агрессии в исследованиях зарубежных и отечественных авторов
Термин «агрессия» наделяется различными значениями и форму¬лировками у разных авторов.
Агрессия (от латинского «agressio» нападение, приступ) это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, нанося¬щее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевлен¬ным), приносящим физический ущерб людям (отрицательные пе¬реживания, состояния напряженности, страха, подавленности) [32, с. 9].
По мнению американского, профессора и ведущего специалиста в области психологии агрессии, Леонарда Берковица, агрессия это «некоторый вид поведения, фи¬зического либо символического, которое мотивировано намере¬нием причинить вред кому-то другому»[5, с.32]
А.Г. Маклаков агрессивными называет действия, наносящие человеку какой-либо ущерб: моральный, материальный или физический. [27,c. 532]
По определению Роберта Бэрона агрессия означает любую форму поведения, направленного к цели причинения ущерба или вреда другому лицу, не желающему такого с ним обращения [4, с.336]
Грэйс Крайг определяет агрессию как поведение, целью кото¬рого является нанесение вреда другому человеку или его подавле¬ние и достижение за счёт этого доминирующего положения [17, с.376].
В работах К.Э.Изарда агрессия вербальные или физические действия оскорбительного или вредоносного характера [12, с.266].
Порой, в повседневной жизни, считают единым термины агрес¬сия и агрессивность.
А.А. Реан предлагает не идентифицировать эти понятия. Поня¬тие агрессия и агрессивность несинонимичны. Под агрес¬сивностью следует понимать свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессия есть совокупность опреде¬ленных действий, причиняющих ущерб другому объекту, тогда как агрессивность это личностная особенность, выражающаяся в готовности к агрессивным действиям в отношении другого. Аг¬рессивность включает в себя и социально-перцептивный компо¬нент, заключающийся в данном случае в готовности (склонности) воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждеб¬ное. В этом плане, очевидно, можно говорить о потенциально аг¬рессивном восприятии и потенциально агрессивной интерпрета¬ции как об устойчивых для некоторых людей особенностях миро¬восприятия и миропонимания [40, с. 3-5].
Нашей задачей является точно различать агрессивное поведе¬ние, которое проявляется в напористости, энергичности в достижении поставленной цели и отстаивании своих прав, но кото¬рое не сопряжено с нанесением вреда другим людям. И поведение, единственная цель которого причинить боль, повредить или раз¬рушить это и есть агрессия.
В связи с описанием агрессии часто употребляются такие тер¬мины как гнев и враждебность. Эти понятия ни в коем роде не являются синонимами.
В случае агрессии мы имеем дело с действием направленным на достижение определенной цели: причинить ущерб [4].
Гнев напро¬тив, вовсе не обязательно имеет какую-то конкретную цель, но оз¬начает определенное эмоциональное состояние, которое в значи¬тельной степени порождается внутренними физиологическими ре¬акциями и непроизвольной эмоциональной экспрессией, обуслов¬ленной неблагоприятными событиями: моторными реакциями (сжа¬тые кулаки), выражениями лица (расширенные ноздри, нахмурен¬ные брови) и т.д. Определенную роль при этом играют мысли и воспоминания. Гнев это личностные переживания человека. Важно отметить, что гнев как эмоциональное состояние не запус¬кает прямо агрессии, но может сопровождать побуждение к напа¬дению. Гнев создает готовность к действию [12, с.266].
Враждебность можно определить как негативную установку, недружелюбие по отношению к другому человеку, которая сопро¬вождается желанием видеть объект установки страдающим тем или иным образом.
Большинство исследований главной целью агрессии считают намеренное причинение ущерба другому человеку. Но существуют и другие цели. Так психологи Дж. Патерсон и Д.Тедеши особо под¬черкивают этот факт, «что агрессия часто бывает ничем иным, как грубой попыткой принуждения. Попыткой повлиять на поведе¬ние другого человека, чтобы заставить других престать делать то, что их раздражает [4, с.29].
Рой Мэй считает, что агрессия часто бывает, направ¬лена на поддержание и усиление власти, утвердить в отноше¬ниях с жертвой собственные доминирующие позиции. Агрессия есть дей¬ствие, которое вторгается на территорию другого, чтобы совершить переструктурирование власти в своих интересах или в интересах того, кому предан субъект [16, с.178].
Социолог Ричард Фельсон интерпретировал агрессию как сред¬ство управления впечатлениями. Люди стремятся показать, что они такие, чье я следует уважать [4, с.31].
Мотивом к агрессивному поведению может быть и желание приобрести деньги или завоевать социальное одобрение и множе¬ство других целей и мотивов.
Агрессивность многолика [20, с. 75]. В частности, по своей направленно¬сти она может быть:
- внешней, характеризующейся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо
- на безличные обстоятельства, предметы или со¬циальное окружение (смещенная агрессия), а также
- внутренней, характеризующейся выражением обвинений или требований, адре¬сованных самому себе.
По способу конроля [15] агрессия подразде¬ляется на:
- произвольную, возникающую из желания воспрепят¬ствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить, а также - непроизвольную, представляю¬щую собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие не подконтрольно субъекту и про¬текает по типу аффекта.
В социальной психологии различными авторами Реаном А. А. [39], Ильиным Е.П., Майерсом Д. [11] различают следующие виды агрессии:
- инструментальная агрессия, при которой нападение в основном обусловлено скорее стремле¬нием к достижению определенной цели. Например, один ребенок толкает другого, пытаясь дотянуться до игрушки, вред оказан не¬преднамеренно
- враждебная агрессия - это поведение, целью ко¬торого является нанесение вреда или уничтожения жертвы. Один ребенок толкает другого, совершая акт мести.
Агрессивные действия могут быть дифференцированы с точки зрения их физической природы как физические действия, такие как удар или пенок, или как вербальные суждения, которые могут подвергать сомнению ценность личности другого человека, быть оскорбительными или выражать угрозу объекту агрессии. Агрессивные действия могут носить прямой или косвенный характер. Допустим, человек был ос¬корблен коллегой по работе. Он может ударить оскорбившего (прямая физическая агрессия) или, в свою очередь, оскорбить его (прямая вербальная агрессия), или же он может начать распро¬странять об этом человеке порочащие сведения с тем, чтобы на¬вредить его репутации (непрямая вербальная агрессия).
Использованная литература
- Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
- Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М.Платоновой. СПб.: Речь, 2004.
- Аммон Г. Динамическая психиатрия, - СПб.:ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 1996.
- Андреева Г.М. Психология социального познания: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс. 1997.
- Антонова Н.В. 1996 Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. №1.
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Бойко И. Б. Проявление агресивности несовершеннолетних осуждённых женского пола, - М.: Аспект Пресс, 1999.
- Бэрон и Ричардсон Агрессия. - СПб.: Питер, 1998.
- Гидденс Э., Социология. - М.: Эдиториал УРСС. 1999.
- Дж. Мак-Ки и А. Шериффс
- Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра // Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002.
- Жмуров В. А. Психопатология, часть 1. М., 2000.
- Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. - СПб., Алетея, 2004.
- Кон И.С., Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке: материалы к симпозиуму. - М., 1975.
- Копейко Я. Ю. Гендерные аспекты агрессивности // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. - СПб., 2000
- Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии, // Вопросы психологии. №6.
- Мацумото Д., Психология и культура.- СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. 2002.
- Московичи С., Предпосылки объяснения в социальной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. - М., 1995.
- Мэй Р, Исскуство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. М.: Независимая фирма «Класс». 1994.
- Психология. Словарь, - М., 1990.
- Румянцева Т. Г. Философский анализ методологических и концептуальных оснований теорий человеческой агрессии, 2000.
- Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. - М.: Флинта, 1998.
- Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности /Пер. с нем.; -Мн.:ООО «Попурри», 1997.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М.:Республика, 1994.
- Хекхаузен, Мотивация и деятельность: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1986. - С. 376. - Т. 1.
- Юферевой Т. И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982.