Проблемы возникновения и развития психики. Современные концепции в психологии личности. Природа эмоций. Конфликты, их предупреждения и преодоления. Взаимос
Контрольная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Проблемы возникновения и развития психики. Современные концепции в психологии личности. Природа эмоций. Конфликты, их предупреждения и преодоления. Взаимос"
Автор работы: Ольга
Страниц: 16 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Проблемы возникновения и развития психики.
Рубинштейн: развитие психики это общий принцип, метод исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения.
Онтогенез индивидуальное развитие.
Развитие психики в онтогенезе процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой.
Развитие психики в животном мире связано с возникновением и развитием нервной системы (головного мозга).
Простейшие микроорганизмы не обладают психикой. Для них характерна элементарная форма отражения раздражимость. Появление психической формы отражения связано с возникновением простейшей формы нервной системы диффузной (кишечнополостные). Этот тип нервной системы представляет собой отдельные нервные клетки с отростками, которые переплетены между собой.
Следующий тип нервной системы ганглиозная (узловая) черви. Нервные узлы расположены в каждом сегменте тела, соединены между собой и организм действует как единое целое. Головной узел устроен сложнее, чем все остальные. У насекомых происходит дальнейшее усложнение нервной системы: отчетливо выделяются головной, грудной и брюшной участки. Заметно усложняется головной узел, который регулирует движение конечностей и др. органов. У высших насекомых имеются обонятельные, вкусовые, осяательные и зрительные ощущения. У позвоночных животных центральная НС: спинной и гол. мозг. Развитие ЦНС выражается в постепенной кортикализации увеличение объема и роли коры головного мозга.
Ведущую роль в развитии человеческой психики играют не биологические, а социально-общественные закономерности.
В первобытном обществе человек получил возможность трудиться и общаться с себе подобными. Это дало возможность передать однажды приобретенный опыт от одной особи к другой, в то время, как ни одно животное не обучает целенаправленно других животных тому, что научилось делать само. У животных из поколения в поколение передавались лишь инстинкты, навыки же приходилось приобретать самим. В человеческом стаде потомки усваивали навыки предков, таким образом, они смогли развиваться всё быстрее и быстрее, и вместе с их развитием развивался их интеллект, мышление, сознание.
Появление и совершенствование труда повлекло и другие изменения в человеческой психики: для успешного труда человек должен поставит себе цель, представлять конечный результат. Так развиваются воля, обостряется память.
Таким образом, в результате непрерывного и долговременного труда выковывались все без исключения стороны психики человека. Все перечисленные процессы стали контролироваться сознанием, стали сознательными и управляемыми.
Возраст категория, определяющая временные характеристики
70-е годы периодизация Д. Б. Эльконина, которая пользуется в отечественной психологии, основные понятия: смена ведущей деятельности и смена стабильных и критических периодов развития. Стабильные периоды длительны во времени, в психике ребенка происходят количественные изменения, накопление опыта, увеличение, объём знаний, умений, навыков.
Критические периоды менее длительны, по законам диалектики количествен. накопления преобразуются в качественные. Периодизация психического развития:
0 л кризис новорожденности, 0-1г период младенчества, ведущая деятельность эмоционально-личностное общение со взрослым, 1г кризис 1 года, 1 -3г раннее детство, ведущая деятельность предметно-манипулятивная, 3г кризис 3 лет «я сам»», 3-7 л дошкольный возраст, ведущая деятельность сюжетно-ролевая игра, 7л кризис 7 лет (школьный кризис), 7-10-11л мл. школьный возраст, ведущая деятельность учебная, 11л подростковый возраст. Кризис, 11-15л подросткового возраста, ведущая деятельность интимно-личностностное общение со сверстниками, 15л юношеский кризис, 15-17л юношеский возраст ведущая деятельность учебно-профессиональная.
2 Современные концепции в психологии личности
Индивид человек как представитель рода и имеющий природные свойства, телесное бытие человека.
Личность человек как представитель общества, определяющего свободно и ответственно свою позицию среди других, имеющий свою позицию.
Индивидуальность человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в действительности, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.
На протяжении XX века в психологии сложилось три основных направления, в русле которых были разработаны наиболее значительные теории личности: психоаналитическая психология, гуманистическая психология; психологическая теория личности Левина (топологическая психология).
Психоаналитические теории личности.
Согласно взглядам Фрейда, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, и, прежде всего, полового инстинкта, и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, так как общество накладывает на человека множество ограничений. Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, «уходят в подполье», но не исчезают. Сохраняя свою активность, они из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности.
Подобная трактовка личности и ее активности фактически превращает личность в существо, по сути, биологическое. При этом предполагается, что человек и общество принципиально чужды друг другу, что их «гармонические» отношения возможны лишь при подавлении одного силой другого.
В понимании личности неофрейдисты отказываются от приоритета сексуальных влечений. На первый план выдвигается ависимость личности от среды. При этом личность выступает в качестве проекции социальной среды, которой личность якобы автоматически определяется. Среда проецирует на личность свои важнейшие качества.
Гуманистическая психология
Основные положения гуманистической психологии сводятся к следующему: - человек целостен и должен изучаться в его целостности;
- каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
- человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью;
- человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
- человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Топологическая психология. К. Левин объясняет поведение личности тем, что различные точки и районы «жизненного пространства» (поля), в котором существует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что он испытывает в них потребность. Когда потребность в них исчезает, то и значение объекта утрачивается.
3. Природа эмоций
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний.
Эмоции сопровождают практически любые проявления активности субъекта, служат одним из главных механизмов регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей.
Выделяют 2 полярных класса:
1. Положительные - побуждают субъекта к достижению и сохранению воздействия;
2. Отрицательные - стимулируют активность, направленную на избегание вредных воздействий.
Эмоции важны для приобретения индивид опыта. Осуществляя функцию положительного и отрицательного подкрепления, они способствуют приобретению полезных и устранение неполезных форм поведения.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты.
Субъективные псих. состояния, отражающиеся в отношении человека к окружающему миру и людям в форме непосредственных ощущений и переживаний являются эмоциями. Эмоции отражают процесс и результат деятельности. А. Н. Леонтьев подчёркивает, что эмоция имеет ситуативный характер, т.е выражает оценочное отношение к настоящему или последующему. Чувство это высшие эмоциональные переживания, устойчивое эмоциональное отношение, имеет предметный (объектный) характер. Классификация Леонтьева: 3 вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Роль эмоций выражается в регуляторных функциях: отражательная (обобщённая оценка событий, непосредственно связана с побуждающей функцией), подкрепляющая (непосредственное участие эмоций в процессах обучения), переключательная (эмоции побуждают человека изменять свои решения, поведение), коммуникативная (язык человеческих чувств) мобильная (моментальная интеграция (объединение) всех функций организма), приспособительная (определённый, закрепившийся в эволюции способ разрешения ситуации), коммуникативная (мимика, жесты, позы, изменение интонации являются «языком человеческих чувств»). Деление эмоций на первичные (базисные) имеют глубокие филогенетические корни, есть у человека и животных и вторичные. Эмоции и чувства личностные образования. Виды эмоций: положительные, отрицательные, стенические, астенические (нервно-псих. слабость, повышенная утомляемость). Виды чувств: нравственные, интеллектуальные, эстетические. Свойства эмоциональных процессов: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность (на себя, мир, прошлое, настоящее, будущее, способ выражения и нейрофизиолог).
Психологические теории эмоций: Приспособительное значение эмоций (теория Дарвина) эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которых живые существа устанавливали значимость тех или иных условий. Теория Джемса первопричиной возникновения эмоций является изменения физиологического характера, происходящие в организме. Теория Кеннона-Барда телесные изменения и связанные с ними эмоциональные переживания возникают почти одновременно. Влияние эмоций на психику и поведение теория Хеба: меняется уровень возбуждения, меняется деятельность. Шехтер изучал условия, показал, что эмоции имеют память и мотивации, влияние прошлого опыта на возникновение эмоций. Информационная теория Симонова: сила и качество моций зависит от силы потребности и оценки способностей для её удовлетворения.
Содержание работы
1.Проблемы возникновения и развития психики2
2.Современные концепции в психологии личности .5
3.Природа эмоций.7
4.Конфликты, их предупреждения и преодоления10
5.Взаимосвязь закономерностей и принципы обучения11
Использованная литература
- Используемая :
- Айсмонтас Б.Б., Психология и педагогика: альбом схем, М., 1996
- Крысько В.Г., Общая психология, С-П., 2007
- Крысько В.Г., Психология и педагогика: Схемы и комментарии, М., 2001
- Немов Р.С., Психология, том 1, М., 2001
- Психологический словарь, 2-изд., М., 1996
- Столяренко Л.Д., Основы психологии, Ростов н/Д, 2001
- Тарасова Л.Е., Основы общей психологии, М., 2007