Влияние коммуникативных навыков на процесс профессиональной деятельности социального психолога
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Влияние коммуникативных навыков на процесс профессиональной деятельности социального психолога"
Автор работы: Юлия
Страниц: 52 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. В результате большое число людей нуждается в помощи психологических служб.
Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия.
Современный этап развития профессионального мира характеризуется возросшей потребностью в специалистах, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях.
По мнению ряда отечественных и зарубежных исследователей (Кон И.С., 1988; Клее М., 1991; Ремшмидт., 1994), подобная ситуация требует одновременного проявления двух противоположных по своей функции индивидуально-психологических особенностей личности – лабильности, гибкости, обеспечивающей постоянную адаптацию к меняющемуся социальному миру, и развитой персональной идентичности, создающей тот внутренний «стержень», который служит отправной точкой процесса самоопределения, как личностного, так и профессионального.
Целью данной работы является описание и анализ личностных и профессиональных качеств социального психолога и влияние коммуникативных навыков на процесс профессиональной деятельности социального психолога.
Задачи исследования:
1. В ходе теоретического анализа рассмотреть основные понятия изучения профессиональной компетенции социального психолога;
2. Изучить личностные и профессиональные особенности социального психолога;
3. Выявить коммуникативные навыки в профессиональной деятельности социального психолога;
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи коммуникативных навыков и деятельности социального психолога;
5. Проверить выдвинутую гипотезу и сформулировать соответствующие выводы.
Гипотеза: Деятельность социального психолога психолога определяется взаимосвязью его профессиональных и личностных качеств.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при разработке специальной программы развития личности психолога, в которой найдет отражение выбор метода работы с клиентом и, соответственно, положительно отразится на эффективности профессиональной деятельности.
Содержание работы
Введение 3
1 Профессиональная компетентность социального психолога 5
1.1 Проблема профессиональной компетентности в современных исследованиях 5
1.2 Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе как совокупность профессиональных и личностных компонентов 8
2 Коммуникативные навыки в профессиональной деятельности социального психолога 22
2.1 Содержательные характеристики социальной коммуникации 22
2.2 Компетентность общения в профессии социального психолога 27
2.3 Социально-психологические аспекты коммуникативной компетенции 31
3 Эмпирическое исследование взаимосвязи коммуникативных навыков и деятельности социального психолога 38
Заключение 49
Список использованных источников 52
Использованная литература
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1,2.— М., 1982.
- Анисимова О. А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохраненияи укрепления профессионального здоровья учителя: Дис... канд. психол. наук. -М, 2002.
- Бодалев, А.А. Психологическое общение. – М., Воронеж, 1996.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
- Большой энциклопедический словарь. - М., 1987. С. 345.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике.— Киев, 1989.
- Васильев И. А., Магомед- Эликов. Мотивация и контроль за деятельностью. М., МГУ, 1991. С. 67.
- Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. Петровского А.В. - М.: «Просвещение», 1979.
- Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. - М., 1995.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.-М., 1986.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.,1996.
- Детская психодиагностика и профориентация/Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: «Феникс»,1999.
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. — М., 1987.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
- Дубровина И.В., Прихожан А.М. Положение о школьной психологической службе // Вопр. психол. 1985. № 2. С. 76–90.
- Занков Д.В. Обучение и развитие. - М., 1975.
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д, 1997.
- Кала У.В., Раудик В.В. Психологическая служба в школе. М.: Знание, 1986.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М., 1988.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М., 1972.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера про¬изводственного обучения. -М, 1990.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология: Учебное пособие для пед. институтов. - М., 1960.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. 2-е изд. М.-Нальчик, 1996.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
- Леонтьев Л.А. Профессиональное решение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. – 2001. – № 1.
- Лукъянова М. И. Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально- производственных средах.// Психологическая наука и образование, 1998, №2. С. 64-67
- Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., «Просвещение», 1975.
- Немов Р. С. Психология образования: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений -Кн. 2. - М, Просвешение, 1995. – 491 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000.
- Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М., 1987.
- Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Андреевой Г.М. – М.,1987.
- Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Академический проект, 1999.
- Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.
- Педагогическая энциклопедия/ под ред. И.А. Каирова и Н. Ф. Петрова.т.3.-М.:Советская энциклопедия, 1966. С.85.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
- Практическая психология образования/Под.ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: просвещение, 1991.
- Разбегаева Л. П. Теория и практика гуманитарного образования: ценностно- коммуникативный подход. Дис. докт. пед. наук, Волгоград, 2001. 387 с.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - Спб., 1999.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М„ 1996.
- Рубинштейн С.Л. Психологическая наука и дело воспитания // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. М.: Педагогика, 1976.
- Седова С.С. Акмеологические технологии развития социально-профессионального мышления будущих педагогов-психологов: Дис... канд. психол.наук. - Шуя, 2002.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2000.
- Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М., 1984.
- Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера // Избр. произв.: В 5 т. Т. 5. Киев: Радяньска школа, 1980.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984.
- Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специа¬листа // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.
- Теории учения. Хрестоматия / под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. - М.: Российское психологическое общество, 1998. - 148с.
- Фридман Л.М. Воспитанность // Классный руководитель. 1999. № 5. С. 18–19.
- Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
- Фридман Л.М. Опыт оценки воспитанности учащихся // Педагогика. 1997. № 4. С. 63–65.
- Фридман Л.М. Психология воспитания. М.: Сфера, 1999.
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические проблемы начального образования. Новгород: Региональный Центр развития образования, 1995.
- Фридман Л.М. С кем работать школьному психологу? // Народное образование. 1992. Сентябрь – октябрь. С. 27–32.
- Фридман Л.М. Управлять духовным развитием // Народное образование. 1998. № 9. С. 140–144.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. Ильясова И.И., Ляудис В.Я. - МГУ, 1980.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Методическое пособие. - М.: Народное образование, 1996.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. - М., 1995.
- Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию. - М., 1989.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте/ Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1994.
- Яковлева Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе: Дис... канд. психол. наук. - Ярославль, 1994.