Психодиагностика. Методы психодиагностики.
Контрольная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Психодиагностика. Методы психодиагностики."
Автор работы: Бабина Ирина
Страниц: 13 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
. Профессионально-этические аспекты психодиагностики.
К сожалению, в отечественной психодиагностике уделяется мало внимания этическим проблемам, возникающим в диагностических исследованиях. В публикуемых работах чрезвычайно редко встречается обсуждение этических аспектов тестирования. Упоминается лишь о том, что необходимо сохранять в тайне полученные результаты, не повлиять пагубно на испытуемого. Разработанные в последние годы в некоторых странах СНГ (например, в России и Украине) этические кодексы психолога страдают обилием общих мест, а главное — отсутствует система контроля над их исполнением.
Опыт работы зарубежных психологов, специалистов в области психодиагно- стики свидетельствует о том, что в разработке, издании и использовании тестов мы сталкиваемся с многочисленными этическими проблемами. Образцом нормативно-правового регулирования практической, в том числе и психодиагностической деятельности психолога являются достаточно многочисленные и постоянно дополняемые документы, принятые Американской психологической ассоциацией.
Психодиагностика как научная дисциплина опирается на общепсихологическое знание диагностируемых свойств. Однако, собственной методологической основой психодиагностики может выступать психометрика - наука об измерении индивидуально-психологических различий. Именно психометрика разрабатывает технологию создания конкретных психодиагностических методик - тестов - и определяет методологию обеспечения научных требований к ним:
- надежности - внутренней согласованности частей теста и воспроизводимости результатов при повторном тестировании;
- валидности - отражения в результатах теста именно того свойства, для диагностики которого он предназначен;
- дискриминативности – способности отдельных пунктов (заданий) теста дифференцировать испытуемых относительно "максимального" и "минимального" результата теста.
- достоверности - защищенности теста от влияния на результаты стремления обследуемого изменить их в желательную для него сторону;
- репрезентативность показывает, что измеряемый признак распределен в выборке примерно так же, как и в генеральной совокупности (проще говоря, репрезентативность показывает можно ли нормы, рассчитанные для генеральной совокупности, использовать для конкретной выборки).
Следует отметить, что психометрические требования в разной степени приложимы к разным группам тестов: в наибольшей степени к объективным тестам и личностным опросникам; в наименьшей - к проективным техникам.
и т.д.
Содержание работы
Тема №3.
1. Профессионально-этические аспекты психодиагностики.
2. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.
Использованная литература
- А. Анастази Психологическое тестирование: Книга 1. Пер. с англ./Под ред. К.М.
- Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. - М.: Наука, 1982.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 528 с.
- Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. –320 с.
- Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. С. 13-18.
- Психологическая диагностика: Проблемы и исследования/ Под ред. К.М.
- Гуревича. – М.: Педагогика, 1981. –232 с.
- Введение в психодиагностику: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревич, Е.М.
- Борисовой. –М.: Академия, 1997. – 192 с.
- Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним
- статусом/Под ред. С.А. Багрецова и др.- СпбУ, 1999. –640 с.
- Суслов В.И., Чумакова Н.П. Психодиагностика. Учебное пособие СПб РИО, СПб ГУ, 1992, 59 с.