Особенности эмпатии у детей с отклонениями в развитии
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Особенности эмпатии у детей с отклонениями в развитии"
Автор работы: Юлия
Страниц: 30 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Тревожной тенденцией в современном обществе является снижение гуманности в отношениях людей, что представляет собой важную социальную проблему. Одной из центральных характеристик, определяющих гуманное отношение к другому индивиду, является эмпатия.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эмпатия необходима для полноценного личностного развития, нормального становления межличностных отношений.
Воспитание эмпатии - важнейшая составляющая становления личности, обеспечивающая нравственное развитие (Т. П. Гаврилова, Л. И. Божович, К. Дембеле, А. Д. Кошелева, Я. 3. Неверович и др.). Эмпатия в формировании индивида необходима для гуманизации межличностных отношений. Она является одним из основных факторов, тормозящих проявления агрессии (Н. Фешбах, С. Фешбах, А. Мехрабиан, Н. Эпштейн, П. Миллер, Н. Айзенберг и др.) и побуждающих действовать в пользу другого (А. Валлон, Н. Н. Обозов, С. Бэтсон, М. Дэвис, Н. Айзенберг, М. Хоффман и др.).
Исследователи отмечают, что недостаток эмпатии лежит в основе ряда психологических трудностей детей и подростков, в том числе и нарушений поведения (Э. Мэш, Д. Вольф, Д. Коэн, П. Хастингс и др.).
Особую актуальность проблема эмпатии приобретает в отношении детей со специальными образовательными потребностями, прежде всего, одной из самых многочисленных их категорий - детей с отклонениями в развитии. Отмечая характерное для детей такого рода отставание в психическом развитии, исследователи указывают на сочетание эмоциональной «незрелости» и интеллектуального «недоразвития», которое замедляет и искажает процесс формирования отношения к другому человеку.
Задержка психического развития является фактором риска, способствует проявлению асоциальных форм поведения у детей и подростков (Г. В. Грибанова, К. С. Лебединская и др., В. В. Лебединский, Е. Б Моисеева).
Проводятся исследования, касающиеся восприятия и понимания эмоциональных состояний другого человека детьми с задержкой психического развития (О. К. Агавелян, Н. А. Деревянкина, Л. К. Минакова, Е. С. Слепович, Т. 3. Стернина, Е. В. Хлыстова, Н. Б. Шевченко), положительного эмоционального отношения к близким взрослым и сверстникам (Е. Н. Васильева), моральной регуляции поведения (Е. А. Винникова, Е. С. Слепович, Г. И. Ефремова).
Однако до настоящего времени исследований, непосредственно направленных на изучение эмпатии у детей с задержкой психического развития, очень мало (О. К. Агавелян, Е. Н. Васильева, С. Н. Сорокоумова) Между тем, этот вопрос чрезвычайно важен. Возраст дошкольного и младшего школьного периода является формирующим для нравственного развития и становления взаимоотношений с другими людьми, формирования децентрации и моральных чувств (Л. И. Божович, Т. П. Гаврилова, Я. Л. Коломинский, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, Р. Сетаан, Дж. Флейвелл и др.).
Это определяет значительные возможности данного возрастного периода в плане развития эмпатии. В связи с этим изучение эмпатии у детей с задержкой психического развитая этого возраста, т.е. дошкольного и младшего школьного, приобретает особую значимость. Объект исследования - эмпатия детей в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - особенности эмпатии и ее формирования у детей с задержкой психического развития.
Цель исследования - изучение особенностей эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Определить значение эмпатии в нравственном воспитании детей;
2. Рассмотреть определение и классификацию задержки психического развития;
3. Определить особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития;
4. Рассмотреть методы и способы развития эмпатии у детей с задержкой психического развития.
Представленная курсовая работа состоит из двух глав, в которых рассматриваются последовательно изложенные задачи работы, введения, заключения и выводов с рисунками.
Содержание работы
Введение 3
1. Теоретические обоснования исследования особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития. 6
1.1. Роль эмпатии в нравственном воспитании детей 6
1.2.Представление о задержке психического развития и ее классификация 10
Выводы 14
2. Развитие творческого воображения и эмпатии у детей с задержкой психического развития 15
2.1.Особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития 15
2.2.Развитие эмпатии путем формирования творческого воображения 16
Выводы 24
Заключение 26
Список литературы 27
Использованная литература
- Басин Е.Я. Искусство и эмпатия. М. 2010 - 456 с.
- Басина Н. , Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М. 1997 – 245 с.
- Бодалев А.А. Психология общения. М. 2002 – 347 с.
- Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 2005. N 1. С. 80–89.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. CПб.: Питер, 2008.
- Васильева Е.Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к близким взрослым и сверстникам. Дис. канд. психол. наук. Н.Новгород, 1994.
- Винникова Е.А., Слепович Е.С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1999. N 1. C. 18–24.
- Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Дис. канд. психол. наук. М., 2001.
- Глоба Н В Особенности когнитивной децентрации у младших школьников с задержкой психического развития //Психологическая наука и образование -2007, №2 - с 93-101
- Глоба Н В Изучение некоторых особенностей мотивации и личностной децентрации младших школьников с задержкой психического развития// Актуальные проблемы сопровождения лиц с ограниченными возможностями Материалы международной научно-практической конференции в 2 ч Ч 1 /Под общ ред Бугаевой Т И, Российской Е Н -Курск КГУ, 2007, - с 110-114
- Деревянкина Н.А. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005.
- Дети с временной задержкой развития/ Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М., 2001.
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.
- Егорова Т. Е. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 2001 – 451 с.
- Ефремова Г.И. Особенности усвоения шестилетними детьми с задержкой психического развития знаний о некоторых нравственных нормах поведения по отношению к взрослым и сверстникам // Шестилетние дети: проблемы и исследования: межвуз. cб. науч. тр. Н.Новгород: Нижегор. гос. пед. ун-т, 1998. С. 188–198.
- Забрамная С.Д. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.-мед.-пед. комиссий. М.: Владос, 2008.
- Конева И.А. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития // Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция: учеб. пособие / под ред. У.В.Ульенковой. СПб.: Питер, 2007
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: пер. с фр. М.: Педагогика-Пресс, 1999.
- Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка / пер. с фр. В.Большакова. М.: Академический проект, 2006.
- Понарошка Я. Мир с точки зрения другого. Ростов-на-Дону: Пресс-Релиз, 2001.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005.
- Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. М. 2006 – 547 с
- Основные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. Лебединской К. С.. М.: Педагогика, 1982 – 640 с.