Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Влияние особенностей личности родителей на отношения с детьми дошкольного возраста

Влияние особенностей личности родителей на отношения с детьми дошкольного возраста

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Влияние особенностей личности родителей на отношения с детьми дошкольного возраста"




Автор работы: Alexandr
Страниц: 109 шт.



Год:2008

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Актуальность проблематики детско-родительских отношений остаётся неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Проблема детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка неоднократно рассматривалась в работах как отечественных, так и за-рубежных исследователей (А.И. Захаров, З.И. Гарбузова, А.Я. Варга, А.Е. Лич-ко, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, Э. Шеффер, К. Роджерс, Д. Баумринд и др.). В литературе описана феноменология родительских отноше-ний, позиций, стилей поведения, а также их направленное влияние на формиро-вание характерологических особенностей ребенка в рамках нормального и от-клоняющегося поведения.

В психологической литературе понятия «стиль родительского отноше-ния», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рас-сматриваются как синонимы. В данной работе под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоцио-нальный и поведенческий компоненты, опираясь на определение А.Я. Варги, которая описывает родительское отношение как целостную систему разнооб-разных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практи-куемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков

В целом, во многих описаниях родительского отношения и поведения скрыто или явно присутствуют указания на особенности личности родителя как на источник того или иного отношения, или обращения с ребенком. С этой це-лью запланировано проведение эмпирического исследования влияния особен-ностей личности родителей на взаимоотношения с детьми дошкольного возрас-та. В этом и состоит актуальность представленной работы.

Цель дипломной работы - провести исследование влияния особенностей личности родителей на взаимоотношения с детьми дошкольного возаста.

Задачи дипломной работы:

1) Выявить особенности формирования и становления личности дошко-льника.

2) Раскрыть основные критерии психологической готовности к школь-ному обучению как показатель межличностных отношений.

3) Выявить личностные особенности родителей, влияющие на стиль

воспитания и формирования личности ребенка.

4) Провести эмпирическое исследование влияния личностных

особенностей родителей на взаимоотношение с детьми дошкольного

возраста.

5) Разработать практические рекомендации.

Объект исследования - психологический анализ детско-родительских от-ношений и проявление в них личностных особенностей родителей.

Предмет исследования - влияние личностных особенностей родителей на взаимоотношение с детьми дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Чем больше эмоциональная дистанция в меж-личностных отношениях родителей с детьми, тем более высоким является пока-затель тревожности, астеничности, интровертности, агрессивности ребёнка.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ и синтез, обобщение и сравнение, клас-сификация.

2. Практические методы: анкетирование, тестирование, метод анализа документов.

3) Эмпирические методы: а) Методика PARI, б) Тест-опросник родитель-ского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), в) Тест оценки коммуникативных умений, г) Методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спил-бергера, Ю.Л. Ханина, д) Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отноше-ниях), е) Психологический рисуночный тест семьи.

4) Математические методы и статистический анализ. При обработке ре-зультатов (данных) психодиагностического исследования использовался ряд следующих статистических процедур: описательная статистика параметров на различных выборках, вычисление среднего значения показателей, вычисление процентных отношений, использование ранговой корреляции Спирмена, по-строение корреляционных плеяд.

База исследования и эмпирическая выборка: д/с №140 г. Твери. В иссле-довании приняли участие 20 родителей и 20 детей дошкольного возраста. Эм-пирическое исследование проводилось в старшей группе д/с. Возраст детей 6-7 лет. Большинство детей из благополучной полной семьи.

Средний возраст родителей 30-32 года, наличие высшего и среднеспеци-ального образования.

В настоящее время проблема детско-родительских отношений довольно актуальна. Общение со взрослыми на разных этапах развития ребёнка имеет свою специфику, служит разным целям. В первую очередь оно ускоряет ход развития детей (появления и развития операционально-технических и перецеп-тивных навыков), позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию в развитии ребёнка, способствует нормализации при отставании развития. При недоста-точных контактах со взрослыми психическое развитие ребёнка замедляется.

С точки зрения научной новизны данная проблематика не является абсо-лютно неисследованной областью. Она рассматривалась многими зарубежными и отечественными исследователями, но единого мнения по проблеме детско-родительских отношений до сих пор не существует. Структура дипломной ра-боты.

Дипломная работа состоит из введения, двух теоретических и одной практической главы, заключения, библиографического списка, приложений. Во введении описывается актуальность исследования, цель работы, теоретические и практические задачи, объект, предмет исследования, описание базы проведения эмпирического исследования, теоретическая и практическая значимость, а также, описание психодиагностических методик, используемой в ходе эмпири-ческого исследования.

Глава 1 - теоретическое обоснование проблемы. В данной главе пред-ставлена общая характеристика дошкольного возраста. Глава 2 раскрывает ос-новные теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений в работах зарубежных и отечественных авторов. Глава 3 содержит в себе про-грамму и описание результатов проведения исследования влияния особенностей личности родителей на отношения с детьми дошкольного возраста. В заключе-нии подводятся итоги проделанной работы, формулируются общие выводы.

Дипломная работа снабжена библиографическим списком (49 наименова-ний) и приложениями. Приложения содержат в себе: психодиагностические ме-тодики, использованные в ходе эмпирического исследования, таблицы исходных данных, описательную статистику, графики, гистограммы, результаты кор-реляционного анализа, корреляционные плеяды.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика дошкольного возраста

1.1. Формирование личности, субъекта общения, познания

и деятельности в дошкольном возрасте в контексте общения

и взаимодействия со взрослым 7

1.2. Психосоциальная зрелость ребёнка как критерий

психологической готовности к школьному обучению

и показатель межличностных отношений 16

Глава 2. Детско-родительские отношения

и проявление в них личностных особенностей родителей

2.1. Обзор психологических подходов к исследованию родительско-детских отношений 22

2.2. Роль семьи в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста 30

2.3. Классификация стилей родительского отношения к ребёнку в зарубежной и отечественной психологии 40

2.4. Личностные особенности родителей, влияющие на стиль воспитания и формирования личности ребенка 49

Глава 3. Влияние особенностей личности родителей на от-ношения с детьми дошкольного возраста

3.1. Программа эмпирического исследования 57

3.2. Процедура исследования и обсуждение его результатов61

Практические рекомендации 77

Заключение 78

Список литературы 79

Приложения 83

ОТЗЫВ

РЕЦЕНЗИЯ

Использованная литература

  1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.
  2. Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30 - 60 годы XX века. (Тексты). М., 1986.
  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 2007.
  4. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста.: Дис. канд. псих. наук М., 1990.
  5. Бруменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1991.
  6. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис... канд. псих. наук. М., 1986.
  7. Венгер П.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  8. Возрастные аспекты онтопсихологии. // Под ред. Крылова А.А., Рыбал-ко Е.Ф. СПб, 1993.
  9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 2007.
  10. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
  11. Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. Л., 1990.
  12. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание 4-е, стерео-типное. М.: ЧеРо, Сфера, 2005.
  13. Гордон Т.Р. Повышение родительской эффективности.
  14. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М.: Знание, 1976.
  15. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996, 1999, 2000.
  16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретическо-го и экспериментального психологического исследования. М., 2004.
  17. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. СПб., 1999.
  18. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 2006.
  19. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 2000.
  20. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 2005.
  21. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.
  22. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. Л., 1983.
  23. Лунин И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося поло-ролевого поведения ребенка.: Автореферат дис. ... канд. псих. наук. Л., 1987.
  24. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма ус-воения социального опыта. М., 2006.
  25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.
  26. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского раз-вития. Учебное пособие. М., 2007.
  27. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. по-собие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
  28. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Вегнера. М, 2008.
  29. Пономарев Я. А. Знание, мышление, умственное развитие. М., 1967.
  30. Пороцкая Е.Л., Спиридонов В.Ф. Выявление представлений родителей о развитии дошкольника // Вопросы психологии. № 4. 2004. С. 31 39.
  31. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Под ред. Райгородского Д.Я. Самара, 2000.
  32. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Особенности младших школьников, воспитывающихся вне семьи. / Вопросы психологии. 1982. № 2.
  33. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 Т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Т. 2.
  34. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Ан-циферовой. М., 1961.
  35. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии. - № 3. 2000. С. 67 - 81.
  36. Сидаренко Е.В. Опыт реориентационного тренинга. СПб., 2005.
  37. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и дина-мики родительского отношения // Вопросы психологии. № 3. 2000. С. 3 -14.
  38. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности. / Семья и формирование личности. Ред. А.А. Бодалева. М., 1981.
  39. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
  40. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 2006.
  41. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2. М., 2004.
  42. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. 1982. № 4.
  43. Теория личности в западно-европейской и американской психоло-гии./Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1996.
  44. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  45. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
  46. Хрестоматия по возрастной психологии. // Под ред. О.А. Карабановой, А.И. Подольского, Г.В. Бурменской. М., 1999, ч. 1.
  47. Хрестоматия по детской психологии. // Под ред. Г.В. Бурменской. М., 1996.
  48. Ширн Ч., Рассел К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-родительских взаимоотношений // Проективная психология. М., 2000.
  49. Эйдемиллер Э.Г., Ютицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.


Другие похожие работы