Разработка электронного учебного пособия по курсу педагогическая психология
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Разработка электронного учебного пособия по курсу педагогическая психология"
Автор работы: Юлия
Страниц: 72 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
В настоящий период развития информационных технологий в образовании(49) является актуальной разработка программных средств и приложений, реализующих те или иные методологические идеи, связанные с полуавтоматическим или автоматическим доступом к учебной информации, работой с известными математическими пакетами, проверкой правильности полученных результатов, оценкой начальной и текущей подготовки и пр. В своем большинстве эти идеи воплощаются в виде интерактивных программ и электронных учебников(40).
В простейшем случае такие учебники представляют собой гипертекстовые файлы, подготавливаемые в редакторе Word, загружаемые с сервера при помощи стандартного браузера сети Интернет или локальной сети. Иллюстрации подготавливаются в одном из графических редакторов и вставляются в текст непосредственно. Гипертекстовые ссылки используются в основном для организации навигации по главам (оглавление) и для предъявления контекстной подсказки (термины, комментарии). Достоинство такой методологии разработки электронного учебника состоит в том, что минимизируются усилия по погружению методического материала в стандартную ра-ботоспособную электронную форму. Недостатком является отсутствие обратной связи (контроль качества подготовки или усвоения), статичность иллюстраций, пассивность учащегося.
Электронное учебное пособие представляет собой завершенный, как правило, мультимедийный материал, разработанный с помощью инструментальной авторской системы, одного из языков программирования или языка гипертекстовой разметки - html. Электронное учебное пособие может быть разработано для двух вариантов использования — on-line и off-line. Вариант on-line предполагает наличие возможности длительного «присутствия» обучаемого в сети (глобальной или локальной). Вариант off-line предполагает эпизодическое вхождение в сеть. В этом случае Электронное учебное пособие, как правило, записывается на CD и рассылается (выдаётся) обучаемым.
Очевидно, электронные учебные пособия и любые другие образовательные технологии не являются альтернативой преподавателю, хотя и предполагают альтернативные формы презентации учебной информации, выполнения упражнений и контроля знаний.
Это, конечно же, расширение возможностей выбора для преподавателя при организации учебного процесса и способов презентации учебной информации, не исключая использования технологий совместно с традиционными учебниками, а также в условиях обеспечения педагогического общения.
Однако, вместе с тем, это не просто автоматизация деятельности учителя и освобождение его от механического, рутинного труда, а поиск и реализация тех форм и методов применения компьютеров, когда компьютерная система становится партнером учителя в достижении учебных целей.
Практически все развитые страны активно разрабатывают и поддерживают компьютерные технологии обучения. Это вызвано, во-первых, тем, что компьютер стал средством повышения производительности труда во всех сферах деятельности человека, во-вторых, резко возрос объем необходимых знаний и с помощью традиционных способов и методик преподавания уже невозможно подготовить требуемое количество высокопрофессиональных специалистов.
Необходимость активного использования обучающих программ сегодня диктуется не только тем, что персональный компьютер стал уже не экзотической технической новинкой, но инструментом в технологической образовательной цепочке в виде средства обучения, а также тем, что без его активного использования невозможно повысить интенсивность процесса получения знаний, закрепления навыков и умений.
В настоящее время, методика построения электронных учебных пособий достаточно хорошо изучена. Однако, как показывает анализ электронных средств поддержки обучения, несмотря на наличие большого количество обучающее – тестирующих программ, информация в существующих программах, как правило, представлена в виде обычных текстов, чтение которых с экрана не только утомительно, но и в известной степени наносит вред здоровью, кроме того, тестовые программы однообразны и непривлекательны для учащихся и не содержат должного уровня интерактивности.
Перспективы и проблемы использования компьютеров в образовании в качестве средства обучения рассматривались многими авторами, такими как Е.И.Машбиц(24), И.В.Роберт(34), В.М.Монахов, Е.С.Полат(31) и др(35, 26, 28, 50). Наряду с этим можно отметить, что в отечественной методике разработок и исследований, касающихся использования средств ЭВМ в качестве основных средств обучения на предметах, находящихся за рамками специализированных курсов информатики и информационных технологий не так много, хотя перспективность их разработки и внедрения отмечается часто.
Актуальность проблемы исследования, однако, обоснована не только недостаточным количеством электронных учебных пособий, отвечающих современным информационным требованиям, но и современным состоянием учебно-методического сопровождения изучения студентами курса «Педагогическая психология». Современные учебники и учебные пособия по данной общепрофессиональной дисциплине характеризуются разноплановостью представления ее структуры и содержания. Ряд учебных пособий раскрывает содержание данной дисциплины в рамках отдельных психолого-педагогических теорий (иногда в рамках единственной теории), не отражая при этом всей полноты системы научного психолого-педагогического знания. Учебники по данной дисциплине также не вполне равномерно раскрывают становление и современное состояние соответствующей данной учебной дисциплине научной области. Кроме того, количество опубликованных к настоящему времени и используемых в учебном процессе учебников и учебных пособий, сравнительно мало. Изучение студентами данного курса с необходимостью предполагает работу с достаточно широким перечнем дополнительной литературы. Вместе с тем, курс педагогической психологии является обязательным для изучения студентами всех психологических направлений и специальностей. И хотя разработанное нами учебное пособие не исключает полностью необходимости работы студентов с научной литературой по данному курсу, но ряд тем, традиционно кратко представленных в современных учебниках, в нем раскрыто в несколько более подробном виде. С учетом актуальности проблемы исследования, сформулируем аппарат исследования.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование структуры и содержания электронного учебного пособия по курсу «Педагогическая психология» 8
1.1. Основные подходы к разработке структуры современного учебника и/или учебного пособия по курсу «Педагогическая психология» 8
1.2. Основные подходы к разработке структуры и содержательному наполнению электронного учебного пособия по курсу «Педагогическая психология» 18
1.3. Требования к электронным образовательным ресурсам 28
1.4. Выбор средств проектирования электронного учебного пособия по курсу «Педагогическая психология» 40
Глава 2. Разработка и обоснование содержания электронного учебного пособия по курсу «Педагогическая психология» 49
2.1. Структура электронного учебного пособия 49
2.2. Содержательное наполнение электронного учебного пособия 56
Заключение 62
Литература 65
Использованная литература
- Горюнова М.А., Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д. Электронные образовательные издания. Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003.
- Агеев В.Н. Электронная книга: Новое средство соц. коммуникации. М.: 1997
- Аленичева Е.В., Монастырев В.П. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества )// Высшее образования в России. – 2001. - №1
- Аллатова И.В. Новые информационные технологии в обучении. – М.: Изд. МГПУ, 2006. – 318 с
- Анищенко Ю. WWW-редактор: больше, чем просто HTML. // Подводная лодка. 2002. №4. C.84-90
- Бальцук Н.Б., Буняев М.М., Матросов В.Л. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе М.: Прометей 1989. - 135 с.
- Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику. - Ставрополь: СГПУ, 1995
- Вигерс Карл. Разработка требований к программному обеспечению. /Пер, с англ. - М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004. -576с
- Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. - СПб.: Питер, 2001. - 384 с.: ил.
- Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация. М.: Логос, 2000
- Гультяев А. Разработка мультимедийных учебных курсов. СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт., 2002
- Гура В.В. Теория педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных медиаобразовательных ресурсов / В.В.Гура // Научная мысль Кавказа. Спецвыпуск №1, 2006
- Демкин В.П., Руденко Т.В., Серкова Н.В. Психолого-педагогические особенности ДО // Высшее образование в России. - 2000. № 3. с.124-128
- Евреинов Э.В., Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование. М.: ВАК, 1998. - 88 с.
- Заёнчик В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация. М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 256с.
- Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников: Монография. - Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999. - 364с.
- Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика.– М.: Изд-во МЭИ, 2008
- Кирсанов Д.В. Краткая история HTML. http://www.kirsanov.com/
- Колин К.К. Фундаментальные соновы информатики: социальная информатика/Учебное пособие для вузов. – М.:Академический проект, 2009 –350 с.
- Концепция УМК «Перспективная начальная школа» (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=10
- Красильникова В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: Монография. - М.: ИИО РАО, 2002
- Кузнецов А.А. Сергеева Т.А. Компьютерная программа и дидактика // Информатика и образование. - 1986. - № 2.
- Лапчик М.П., «Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования», монография научное издание. - Омск, 1999. - 295 с
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.
- Мильчин А.Э. Издательский словарь–справочник. М.: Юристъ, 1998
- Насс, О. В. Компьютерные средства как педагогический феномен / О.В. Насс // Наука и школа. – М. 2009. № 3. – С. 57-58
- Насс, О. В. Формирование структуры компьютерного средства на примере занятий с активными формами и методами обучения / О.В. Насс // Преподаватель XXI век. – М. 2009. № 3. – С. 92-98
- Опарина М.В. Исследование образовательного медиапространства. - М.:Литера, 2009
- Основы компьютерной грамотности Е.И. Машбиц, Л.П. Бабенко, Л.В. Верник и др.; Под редакцией А.А. Стогния и др., Киев, Выща школа, Головное издательство, 1988. - 215 с.
- Петюшкин, А.В. HTML. Экспресс-курс. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 256 с.
- Полат B.C., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е., «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
- Попкова Е. В., Бауман М. Л. Методические рекомендации по составлению учебно-методических комплексов. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.ozo.nspu.ru/sotrud/umk/normdoc/metodnmo.html
- Роберт И.В. Информационные технологии в науке и образовании. Учебно-методическое пособие. // М.: Школа педагогического мастерства, - 1999.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы; перспективы использования. // М.: ШколаПресс, - 1994.
- Романенко В.В., Автоматизированная система разработки электронных учебников Материалы конференции «Новые информационные технологии в образовании». - Томск, 2000
- Российские электронные издания: Каталог.—Вып. 4: Новые поступления в гос. Депозитарий / Авторы–составители: Вигурский К.В., Глушкова О.Л., Негадова В.И. (под общ. ред. Антопольского А.Б.) — М.: НТЦ Информрегистр, 2000.
- Рубцов В.В., Мульдаров В.К., Нежнов П.Г. Логико-психологические основы использования компьютера в процессе формирования учебной деятельности. Вопросы психологии. 1986. № 6
- Свириденко С.С. Современные информационные технологии. - М.: Радио и связь, 1989
- Селевко Г.К.. Технологии учебников и учебно-методических комплексов «Школа 200-2100». Проект Национального Фонда Подготовки Кадров. Региональный информационный центр учебного книгоиздания № 5(9). Май 2003 г. Ежемесячное информационное издание (Электронный ресурс). - Режим доступа:
- http://ric.iro.yar.ru:8101/our_development/vestnik/vestnik9/vestnik9.shtml
- Середа Ю.А. Образовательные технологии компании «Кирилл и Мефодий» как основа совершенствования качества подготовки студентов и школьников//Информационные технологии и телекоммуникации в обеспечении творческой профессиональной подготовки студентов и учащихся. Сборник докладов Всероссийской школы-семинара «Информационные технологии в управлении качеством образования и развития образовательного пространства». Ч.3 – М., 2001, С.34-36
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., 1997. - 264 с.
- Симонович С.В., Мураховский В. И., Интернет у вас дома, ООО «АСТ-Пресс Книга», Москва 2002
- Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. 928 с.
- Субботин М.М. Новая информационная технология: Создание и обработка гипертекстов. М., 1992
- Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники / А.П. Ершов, Н.М. Шанский, А.П. Окунева, Н.В. Баско. - М.: Просвещение, 1991
- Устинова А.К. Электронный учебник: структура, принципы содержательного наполнения. – М.: ПРИОР, 2009
- Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии// Информатика и образование. – 2000. - №2. - 70 – 78с.
- Цветкова М.С. ЦОР к УМК как средство расширения его образовательных возможностей. «Бином. Лаборатория знаний» (БИНОМ), г. Москва (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Moscow/I/1/I-1-6621.html
- Юрин В.Н. Информационные технологии и развитие инженерного образования// Информационные технологии и телекоммуникации в обеспечении творческой профессиональной подготовки студентов и учащихся. Сборник докладов Всероссийской школы-семинара «Информационные технологии в управлении качеством образования и развития образовательного пространства». Ч.1 – М., 2001, С.39-46
- Яковлев П.А. Информатизация педагогического процесса. – М.: Олма-пресс, 2010