Влияние семейного воспитания на формирование самооценки у младшего школьника
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Влияние семейного воспитания на формирование самооценки у младшего школьника"
Автор работы: Юлия
Страниц: 94 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Семейное воспитание – это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные педагогические действия родителей с объективным повседневным влиянием семейного быта.
По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изна-чально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нрав-ственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непроходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.
На формирование самооценки личности в детском возрасте оказывает целяй ряд факторов. Семья, как социальный институт, на основе системы разноуровнего влияния, а затем школы – институты в большей степени влияют на формирование самооценки личности. Организация учебной деятельности детей определяется соответствующим уровнем психологичесой помощи.
Гуманистический подход к личности в целом предполагает отношение к ней как к субъекту культуры и истории. Процесс социализации личности требует обязательного учета этнопсихологических факторов. Созревание и становление семейных отношений, стилей семейного воспитания невозможно без формирования этнических установок и стереотипов. Родительские установки и стиль семейного воспитания тесно связаны с наличием у данной культуры тех или иных стереотипов, системы отношений, - мотивационных факторов.
Степень научной разработанности проблемы. Основой работы являлись фундаментальные положения российских психологов о детерминации психических явлений (Блонский П. П.; Рубинштейн С. Л.,), культурно-историческая теория Л.С. Выготского, принципы изучения личности и самооценочных ее компонентов (Ананьев Б.Г.; Мясищев В. Н.; Божович Л. Е.; Липкина А. И.; Леонтьев А.Н.; Лебединский В. В.; Лубовской В. И.; Певзнер М.С.; Рубинштейн С. Я. и др.), принципы изучения стилей и типов семейного воспитания детей и подростков (Личко А. Е.; Эйдемиллер Э.Г.; Юстицкий В. В.; Варга А.Я.; Столин В.В.; Мамайчук И. И. и др.). При исследовании этнопсихологических особенностей личности использовались личностно-центрированное и культурно-центрированные направления (Стефаненко Т. О. и др.).
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 6
1.1. Сущность семейного воспитания как фактора, влияющего на самооценку личности младшего школьника 6
1.2. Самооценка в структуре «Я - концепции» младшего школьника 20
1.3. Влияние семейного воспитания на формирование самооценки младшего школьника 34
Выводы по главе 1 45
ГЛАВА ІІ. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 47
2.1. Программа изучения самооценки у младших школьников в общеобразовательной школе 47
2.2. Определение самооценки младших школьников на основе детско-родительских отношений 62
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 74
Выводы по главе 2 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Использованная литература
- Я всегда сочувствую своему ребёнку.
- Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
- Я уважаю своего ребёнка.
- Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
- Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
- Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
- Мой ребёнок часто неприятен мне.
- Я всегда стараюсь помочь своему ребёнку.
- Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.
- Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.
- Мой ребёнок ничего не добьется в жизни.
- Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
- Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
- Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
- Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
- Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное как губка.
- Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.
- Ребёнка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастит порядочный человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
- Я принимаю участие в своём ребёнке.
- К моему ребёнку «липнет» всё дурное.
- Мой ребёнок не добьётся успеха в жизни.
- Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
- Я жалею своего ребёнка.
- Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению и по суждениям.
- Я с удовольствием провожу с ребёнком всё своё свободное время.
- Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
- Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
- Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него.
- Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.
- При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.
- Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.
- В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по своему прав.
- Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь со своим ребёнком.
- Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
- Основная причина капризов моего ребёнка - эгоизм, упрямство и лень.
- Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.
- Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.
- Иногда мне кажется, что мой ребёнок неспособен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения моего ребёнка.
- Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
- Я понимаю огорчения своего ребёнка.
- Мой ребёнок часто раздражает меня.
- Воспитание ребёнка - сплошная нервотрёпка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребёнку.
- За строгое воспитание дети благодарят потом.
- Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребёнка.
- В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.
- Я разделяю интересы своего ребёнка.
- Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
- Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.
- Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
- Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
- Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
- Я не высокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.
- Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.