Потребность в обучении
Реферат по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Потребность в обучении"
Автор работы: Великороднов Виктор
Страниц: 17 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения.
В связи с необходимостью самоопределения возникают потребность разобраться в окружающем и в самом себе, поиски смысла жизни вообще и своей жизни в частности.
Старшеклассники переходят к систематическому усвоению теоретических основ различных учебных дисциплин. Для учебного процесса в старших классах характерны систематизация и обобщение знаний по различным предметам, установление содержательных межпредметных связей, что создает почву для овладения наиболее общими законами природы, общественной жизни и познания. Все это вместе взятое приводит к взаимосвязанному формированию у учащихся, с одной стороны, обобщенной и систематизированной научной картины мира, имею¬щей глубокий философский смысл, а с другой — научного мировоззрения, в центре которого находится марксистско-ленинская философия — диалектический материализм. Это как бы расширяет ту среду, в которой живет старшеклассник: его мировоззрение выступает и как типичная особенность, и как фактор, который оказывает решающее влияние на все психическое развитие, и как условие, определяющее развитие познавательной деятельности, самосознания, самовоспитания и направленность личности старшего школьника.
В старшем школьном возрасте усиливается общественная направленность личности ученика, его потребность принести пользу обществу, другим людям.
Например, по данным исследования, учащиеся младшего школьного возраста в ситуации, когда надо было сказать, куда и на что потратили бы деньги, в 80% всех изученных случаев указывают на себя и только в 20% случаев отмечают на желание что-то сделать для других. При этом в 15% случаев характерно указание на близких людей («Я бы купил сестре куклу и другие игрушки» — II класс). В старшем же школьном возрасте картина существенно меняется. В 48% случаев было выражено желание сделать что-то для других, при этом во всех этих случаях указывается на помощь школе, городу, государству, обществу, т. е. в качестве объекта выступает широкое социальное окружение.
Глава 1. Потребность в обучении
Потребность в общении. Старший школьный возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений, по¬исков своего самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность старшеклассников. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения: «Никто не может приказать мне думать так, а не иначе, навязать свое мнение»; «У меня есть свои убеждения, и я могу их отстаивать, спорить из-за них». Старшеклассники претендуют на самостоятельность в более ответственных сферах жизни, чем подростки: «Хочется самому выбрать интересную специальность и стать мастером своего дела»; «Хочется самому находить ответы на волнующие вопросы»¹.
Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений. Но надо сказать, что не всегда это вполне зрелые и правильные взгляды. Подчас можно столкнуться с ошибочными, незрелыми суждениями. В. А, Крутецкий приводит такие высказывания девушки-девятиклассницы: «Я знаю, что такое упрямство, и сама я очень упряма. Но бороться мне с ним очень трудно. Если даже я неправа, думаю: «Как же так? Неужели чужое мнение будет торжествовать над моим собственным?» Я отстаиваю и защищаю скорее не то, что говорю, а свое право самостоятельно решать дела и иметь собственное мнение»². Ее ошибочные взгляды отражаются и в поведении, что должно стать предметом внимания учителя.
Содержание работы
Введение Глава 1. Потребность в обучении
Глава 2. Самосознание и самооценка
Глава 3. Самовоспитание в старшем школьном возрасте
3.1. Социальное пространство
Заключение
Литература
Использованная литература
- Дубровина И. В.
- Психология: Учебник. – М.: Академия, 2007. – 464 с.
- Немов Р. С.
- Психология: Учебник. – М.: Владос, 2009. – 688 с.
- Общая психология: Учебник под. ред Петровенко В. – М.: Наука, 2008 – 397 с.
- Столяренко Г.
- Психология: Учебник Ростов на Дону, 2001. – 387 с.
- Социальная психология: Учебник/под ред. Г. П. Предвечного. – М.: Политиздат, 1978. – 319 с.