ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ С ВЫБОРОМ СТРАТЕГИИ ПОВЕ-ДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ.
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ С ВЫБОРОМ СТРАТЕГИИ ПОВЕ-ДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ."
Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 88 шт.
Год:2005
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Введение.
Разного рода ссоры, противоречия, конкуренция объективно неизбежны в нашей повседневной жизни. Они различны по эмоциональному накалу, пе-реживаниям, последствиям для соперников, но по своему содержанию они являются конфликтами. Социальная структура общества, состоящая из раз-личных классов, социальных слоев, групп представляет собой постоянный источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, тем больше не-совпадающих или даже взаимоисключающих интересов, ценностей, целей и, соответственно, больше потенциальных источников для конфликтов. Кон-фликты возникают в семейном кругу, на работе, в общественной деятельно-сти- во всех сферах жизни, в которых действует человек. [23;29]
Поле действия конфликта широко и многогранно. Оно включает внут-реннюю психологическую жизнь человека, его взаимоотношения с другими людьми, межгрупповые взаимодействия и отношения социальных слоев, классов и государств. Исходя из этого, конфликты изучаются на различных уровнях: психологическом, социальном и социально-психологическом.
За последние годы в отечественной науке появилось большое количест-во работ, посвященных проблеме межличностных конфликтов. Исследова-ниями межличностного конфликта занимаются: Б.С.Алишев, А.Я.Анцупов, Е.М.Дубовская, Н.В.Гришина, А.А.Ершов, Н.И.Леонов, Р.Л.Кричевский, Н.Н.Обозов, Е.А.Рыльская, В.А.Фокин, Р.Х.Шакуров, А.И.Шипилов и дру-гие.
Но несмотря на большое количество работ, в целом проблема межлич-ностного конфликта изучена недостаточно. На сегодняшний день нет обще-принятого определения конфликта, в частности межличностного.
В настоящее время также существует недостаток экспериментальных исследований по изучению межличностных конфликтов.
Актуальность.
В студенческом возрасте происходит дальнейшее развитие человека, изменение всей структуры личности в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общности.
Неблагоприятная социальная среда, отрицательно влияя на психическое состояние студентов, приводит к возникновению отрицательных эмоцио-нальных переживаний, вызывает рост агрессивности, напряженности, при-водит к снижению работоспособности, что так или иначе влияет на возник-новение конфликтов и отрицательно сказывается на успешности обучения.
Цель дипломной работы:
Выявить взаимосвязь между личностными особенностями студентов гуманитарного и технического факультетов с выбором стратегии поведения в конфликте.
Предмет исследования:
Личностные особенности студентов гуманитарного и технического фа-культетов, связанные с выбором стратегии поведения в конфликте.
Объект исследования: 14 студентов Государственного Университета Гуманитарных Наук (факультет философии), 6 студентов Московского Пси-холого-Социального Института (факультет психологии), 14 студентов Мос-ковского Государственного Вечернего Металлургического Института (фа-культет материаловедения и машиностроения), 6 студентов Московского Психолого-Социального института (факультет информационных техноло-гий).
Возраст студентов- от18 до 22 лет.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по данной проблеме.
2. Выявить личностные особенности студентов гуманитарного и технического факультетов.
3. Определить стратегии поведения студентов в конфликтной си-туации.
4. Установить взаимосвязь между личностными особенностями и выбо-ром стратегии поведения в конфликте у студентов гуманитарного и техниче-ского факультетов.
Методики исследования:
1. Методика исследования стиля поведения в конфликтной ситуации К.Томаса и Р.Килмена (адаптирована Н.В.Гришиной).
2. Опросник субъективной локализации контроля Дж.Роттера.
3. Шестнадцатифакторный личностный опросник Р.Кеттелла.
4. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.
Практическая значимость состоит в том, что полученные данные расширяют представления о способах поведения студентов разных факуль-тетов в конфликте и могут быть полезны психологу в системе высшего обра-зования.
Содержание работы
Введение
Глава1 Проблема межличностных конфликтов в отечественной психологии.
1.1. Причины возникновения межличностных конфликтов
1.2. Стратегии поведения в конфликте
1.3. Влияние личностных особенностей на поведение в конфликтной ситуации
1.4. Особенности личностных характеристик студентов гуманитарных и технических факультетов
Глава2 Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей студентов гуманитарного и технического факультетов с выбором стратегии поведения в конфликте
2.1. Программа и методы исследования
2.2. Результаты исследования студентов гуманитарного факультета
2.3. Результаты исследования студентов технического факультета
2.4. Сравнительный анализ исследования студентов гуманитарного и техни-ческого факультетов
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
Использованная литература
- Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности// Психологический журнал.-1988.-Т.2.-N1.
- Агеев В.С Механизмы социального восприятия //Психологический журнал.1989.Т.10 N2. С.63-70.
- Акопов Г.В. Социальная психология образования.-М.:МПСИ: Флинта, 2000.
- Алишев Б.С. Факторы межличностной конфликтности в инженерно-педагогическом коллективе среднего ПТУ/дисс...канд. психол. наук-Казань 1995.
- Алишев Б.С., Шакуров Р.Х. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения// Вопросы психологии.-1986.-N6.
- Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста.- В кн.: Со-временные психолого-педагогические проблемы высшей школы.Л., 1974.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов.-2-е изд. перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002.
- Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла: Практическое руководство.-М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Большаков В.Ю. Психотренинг Социодинамика Упражнения Игры.-СПб.: Социально-Психологический центр, 1996. (Серия «Библиотека практической психологии»).
- Боровик О.Н. Когнитивное и личностное развитие студентов педагоги-ческого колледжа с разной специализацией. Автореф. дисс...канд.психол.наук.- М., 2002.
- Боровик О.Н. Когнитивное и личностное развитие студентов педагоги-ческого колледжа с разной специализацией. Дисс...канд.психол.наук.- М., 2002.
- Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб.пособие.-М.: Издательство Московского Психолого-Социального Института; Воро-неж: НПО «МОДЭК», 2003. (Серия «Библиотека психолога»).
- Глюханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие/ Н.С.Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство Московского Психолого-Социального Института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. (Серия «Библиотека психолога»).
- Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному по-ведению.//Психические состояния.-Л.:1981.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2003. (Серия «Мастера Психологии»).
- Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типоло-гии конфликтов// Психология производству и воспитанию.-Л., 1977.
- Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л., 1990
- Гришина Н.В. Давайте договоримся. СПб., 1993.
- Грызунова Г.В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности. Дисс...канд.психол.наук.-М., 1994.
- Дворяшина М.Д. Влияние высшего образования на интеллект студен-тов//Социология образования: Тез. док. Всесоз научн.-метод. Конф. Т.П.Л., 1990.С. 52-54.
- Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония.- Киев: Политиздат, 1987.
- Ершов А.А. Личность и коллектив (Межличностные конфликты в кол-лективе, их разрешение).- Л.: Знание, 1976.
- Зазыкин В.Г., Зайцева Е.В. Конфликтная личность в конфликтном про-тивоборстве (Психологические аспекты проблемы).- М., 1998.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995.
- Кабаченко Т.С. Психология управления.-М.,1997.
- Канатаев Ю.А. социально-психологические условия возникновения и предупреждения внутриколлективных конфликтов в подразделении войск радиационной, химической и биологической защиты. Дис...канд.психол.наук.-М., 1994.
- Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (Психо-логический аспект): Уч. Пособие. Москва-Воронеж: МПСИ: НПО «МОДЭК», 2001.
- Кожухарь Г.С. Поведение личности в конфликтном обще-нии//Cоциальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. по-собие/ Под. ред. Проф. В.А.Лабунской.-М.: Гардарики, 1999.
- Козырев В.И. Введение в конфликтологию: Уч. Пособие для студен-тов.- М.: ВЛАДОС 2000.
- Конфликт и личность в изменяющемся мире: материалы междунар. Научно-практической конференции. 2-5 октября 2000.- Ижевск: Уд-муртский Государственный Университет, 2000.
- Конфликтология: Учебник. 4-е изд., стер./Под ред. А.С.Кармина.-СПб.: Изд-во «Лань», 2001. (Учебники для вузов. Специальная ).
- Конфликтология: Хрестоматия/Составитель: Н.И. Леонов.-М.: МПСИ: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. (Серия «Библиотека психолога»).
- Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-2 изд., расш., испр.и доп.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.
- Кричевский Р.Л. Если Вы- руководитель... . Элементы психологии ме-неджмента в повседневной работе.- 2-е изд., доп. и перераб.-М.:Дело, 1996.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теорети-ческий и прикладной аспекты.-М., 1991.
- Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление.- М., 1991.
- Леонов Н.И. Конфликтология.- Москва-Воронеж: МПСИ: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориента-ции/ответственный редактор А.Ф.Кудряшов.- Петрозаводск, 1992.
- Математическая статистика для психологов: О.Ю. Ермолаев.- 2-е изд., испр.- М.:МПСИ: Флинта, 2003.
- Мухина В.С. Проблема генезиса личности. М.:1985.
- Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. - Л.,1991.
- Психологические основы менеджмента: учебное пособие/ М.Г.Рогов, Н.Ш.Валеева; Казанский Гос. Технол. Ун-т.-Казань, 1995.
- Платонов К.К., Казаков В.Г. Развитие системы понятия теории психо-логического климата в советской психологии.-М.1980.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Методы изучения и психодиагностики личности: Учебное пособие.-2-е изд., испр.-М.: МПСИ: Флинта, 2000
- Рыльская Е.А. Влияние свойств личности учителя на особенности его конфликтов в педколлективе/ дисс...канд. психол. наук.-Казань, 1996.
- Cоциальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ Под. ред. Проф. В.А.Лабунской.-М.: Гардарики, 1999.
- Тимонина Г.Е. Межличностный конфликт как объект социально-психологического исследования. Автореф. дисс...канд.психол.наук.- М., 2002.
- Управление персоналом: Учебник для вузов/ под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
- Фокин В.А. Динамическая модель конфликта/ Вестн.Моск.Ун-та. Сер.14. Психология.-1996.-N3.-стр.42-50.)
- Хасан Б.И. Конструирование и организация конфликтов в обучении.-М., 1986.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы совершенство-вания управления профтехучилищем.-М.: Педагогика, 1984.