Учёт индивидуально психологических особенностей детей в работе воспитания дошкольного образовательного учреждения
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Учёт индивидуально психологических особенностей детей в работе воспитания дошкольного образовательного учреждения"
Автор работы: Юлия
Страниц: 75 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность проблемы. Проблема формирования личности является важным аспектом ее изучения. Ни одна законченная теория личности невозможна без описания механизмов, движущих сил и условий развития личности. Поэтому вопросы формирования характера, как составной части личности, являются актуальными на протяжении всей истории изучения человека.
На важность детства в формировании личностных особенностей указывают все современные исследователи личности. Однако вопрос о механизмах, лежащих в основе данного процесса до сих пор остается открытым. В психоаналитической традиции формирование личностных особенностей связывают с особенностями реализации инстинктов. В бихевиоризме особую роль в формировании индивидуально –типологических особенностей отводят механизмам подкрепления, а также процессам подражания и имитации. В когнитивной психологии формирование личности объясняется отчасти процессами созревания мозговых структур, а отчасти воспитанием.
В последние годы происходит реформирование системы образования. В отечественной психологии методологической основой для изучения процесса формирования индивидуальных черт личности становится теория деятельности. В рамках данной теории считается, что формирование личности человека обусловлено социальной ситуацией развития и ведущей деятельностью, которые являются уникальными для каждого возрастного периода. В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. Разработаны и внедрены в практику вариативные модели сопровождения, которые соответствуют приоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системно – ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Но разработок сопровождения детей в воспитательном процессе по –прежнему мало ,поэтому тема данной работы представляется достаточно актуальной. Необходимость учета типа темперамента в процессе воспитания и разработка в связи с этим программы воспитания является проблемой моего исследования.
Педагог-психолог, а также воспитатели МДОУ осуществляют деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.
Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
- психологическое обеспечение образовательных программ.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1 Теоретико –методические основы воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей 8
1.1. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста 8
1.2 . Особенности проявления индивидуальности ребенка 19
1.3. Реализация индивидуального подхода в воспитании дошкольника 25
Глава 2. Практическое исследование учета индивидуально - психических свойств ребенка при воспитании 34
2.1. Организация исследования 34
2.2. Констатирующий этап эксперимента 38
2.3. Формирующий этап эксперимента 49
Заключение 66
Список литературы: 71
Приложение 1 74
Приложение 2 75
Использованная литература
- Агаев Е.А., Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает? /Москва “Просвещение” 2001.
- Акрушенко А. В., Ларина О. А., Катарьян Т. В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.- М.: ЭКСМО, 2008.- 128с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272с.
- Би Х. Развитие ребенка. -9-е изд.-СПб.: Питер, 2004.- 768 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. М,2007. Т.4.
- Годиной Г.Н., Пилюгина Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста /Москва “Просвещение” 1998.
- Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность.М,2006.
- Грей Дж. А. Нейропсихология темперамента.М, 2008.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /Под ред. Клочко В.Е. – М.: Владос, 2006.- 264с.
- Детская практическая психология / Под ред. Марцинковской Т.Д. —М., 2004.
- Детская психология: Учебное пособие / Белоус А.Н., Коломенский Я.Л. Панько Е.А. и др.; - Минск: Университетское изд., 1998.- с. 399
- Журнал Дошкольное воспитание. №8 1998.
- Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. - 3-е изд, перераб. и доп.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 251с.
- Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. - М., Просвещение. 1999 г.
- Козача В.В., Гарбер Е.И. Психогеометрическое тестирование (теоретический и практический аспекты) – Самара, 2002.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. - Дошкольная педагогика: Учебник., М.,2007.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Под ред. Т.В. Прохоренко. – СПб.: Питер, 2008. – 944 с. – (Серия «Мастера психологии»)
- Кун Д. (пер. Кулакова А., Миронова Н., Ордановской Л. и др.) Основы психологии: Все тайны поведения человека Изд.10-е, междунар., доп., перераб. - СПб: прайм-Еврознак /Нева /М: Олма-Пресс, 2005
- Леушина Л.А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста /Москва “Просвещение” 2002.
- Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении.- СПб.: Питер, 2009.-320с.
- Маклаков А. Г. Общая психология — СПб.: Питер, 2007.- 583с.
- Митрошина О. А. Психогеометрия: новые возможности знакомого метода// http://festival.1september.ru/articles/212047/
- Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов. / Под ред. Венгера Л.А. – М: Просвещение, 2005. – с. 239
- Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М.: Сфера, 2002.– 128с.
- Потемкина О.Ф., Романова Е.С. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 2002.
- Практическая психология образования / Под ред. Дубровиной И.В.: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – с. 528
- Психология развития. Хрестоматия. / Под ред. А.К.Болотовой, О.Н.Молчановой.- М.: ЧеРо, 2005.-524с.
- Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. - Самара., Бахрах-М. 2009 .
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009.
- Стреляу Я., Митина О., Завадский Б. и др. Методика диагностики темперамента. Смысл. 2009 .
- Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Головнева И.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. – СПб: «Дельта», 1998. – с. 384
- Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд. – М.: Академия, 2009.- 144с
- Эриксон Э. Детство и общество/Пер. с англ. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416с