Практические основы психотерапевтической работы с семьей
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Практические основы психотерапевтической работы с семьей"
Автор работы: Елена
Страниц: 28 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Глава 1. Психотерапия семьи.
1.1. Семья как объект психотерапевтической работы.
Каждая семья осуществляет свой жизненный цикл. Она проходит определенные стадии развития, связанные с неизбежными объективными обстоятельствами. На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с трудными ситуациями, которые либо объективно нарушают жизнедеятельность чело¬века или его семьи, либо субъективно воспринимаются им как сложные и потому не могут быть преодолены самостоятельно1. В одних случаях такие ситуации бывают следстви¬ем неблагоприятного воздействия социальных процессов; в других они являются результа¬том действия горизонтальных и вертикальных стрессоров.
К первой группе, а именно к результату неблагоприятного воздействия социальных процессов относят следующие факторы:
1. Глобальные: войны, терроризм, экологические катастрофы, природные бед¬ствия (землетрясение, наводнение), техногенные катастрофы (взрывы, пожары, аварии и пр.).
2. Макросоциальные: национальные и этнические противоречия, экономиче¬ские кризисы, культурное противостояние, миграция и отрыв от родной среды.
3. Микросоциальные: конфликтные отношения с соседями, образовательными и производственными учреждениями, армией, правовыми институтами.
Ко второй группе — горизонтальным и вертикальным стрессорам — относятся такие:
1. Трудности, возникающие при переходе от одной стадии жизненного цикла к другой (заключение брака и приспособление к совместной жизни,
______________________________
1 Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2009, с. 94.
налаживание отношений с родственниками, появление ребенка и его воспитание, уход детей из семьи и пр.).
2. Трудности, вызванные с необходимостью параллельного решения сразу многих проблем на определенной стадии жизненного цикла (одновременное ведение домашнего хозяйства, воспитание ребенка, завершение получения образования, освоение профессии и решение жилищной проблемы).
3. Трудности, связанные с неблагоприятными вариантами жизненного цикла (отсутствие в семье одного из членов, появление отчима, рождение внебрачного ребенка, наличие больного члена семьи, патологизирующее семейное наследование)1.
Исходя из этих критериев, можно определить следующий примерный круг семей, кото¬рые с наибольшей вероятностью будут нуждаться в получении психологической помощи и в проведении с ними психотерапевтической работы:
1. Семья, проживающая в деструктивном районе (локального вооруженного противостояния, социальных или этнических конфликтов, экологического, экономического неблагополучия, пострадавшего от стихийного бедствия, техноген¬ной катастрофы и пр.).
2. Семья на разных этапах жизненного цикла (молодые супруги без детей, ожи¬дающие ребенка, с новорожденным ребенком, с ребенком дошкольником, млад¬шим школьником, подростком и пр.).
3. Неполная семья (оставшаяся без матери или отца в результате их смерти или развода).
4. Семья одинокой матери.
5. Семья многодетная.
6. Семья бездетная.
7. Семья с приемными детьми.
______________________________
1 Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2008, с. 49-51.
8. Совокупная семья (повторный брак).
9. Семья с проблемным членом (инвалидом, имеющим соматическое, психическое, инфекционное заболевание, с девиантным поведением и пр.).
10. Альтернативная семья (пробный или гражданский брак, семья с раздельно проживающими партнерами, гомосексуальная семья).
Воздействие сложных жизненных ситуаций на семью затрагивает разные сфе¬ры ее жизнедеятельности и приводит к нарушению ее функций: воспитательной, хозяйственно-бытовой, сексуально-эротической и пр. Эти нарушения неизбежно влияют на благополучие членов семьи, не позволяют им удовлетворять свои по¬требности, вызывают состояние внутреннего напряжения и дискомфорта, служат источником соматических, нервно-психических и поведенческих расстройств, тормозят развитие личности1, а значит, требуют вмешательства различного рода специалистов – социологов, психологов, социальных педагогов и др., основной целью работы которых с такими семьями будет выступать преодоление семьей таких сложных жизненных ситуаций, нормализация взаимоотношений между членами семьи и восстановление семьей всех ее функций.
Содержание работы
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психотерапия семьи ……………………………………………... 7
1.1. Семья как объект психотерапевтической работы …………………... 7
1.2. Методы и методики психотерапевтической работы с семьей ……… 9
Глава 2. Практическая часть. Описание реального случая ……………. 17
Заключение ………………………………………………………………... 22
Список использованной литературы ……………………………………. 24
Приложения ………………………………………………………………. 25
Использованная литература
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Психотерапия
- Бернис Б. Грюнвальд, Гарольд В. Макаби. Консультирование семьи. Практическое руководство М., Когито-Центр, 2004.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ, 2008.
- Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2008.
- Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. С.-Пб.: Питер, 2000.
- Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии Пер. с англ. М.: Класс, 2006.
- Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. М.: ЭКСМО, 2004.
- Сатир В. Психотерапия семьи. М.: АСТ, 2007.
- Уорден М. Основы семейной психотерапии. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.
- Шлиппе А., Швайтцер Й. Учебник по системной терапии и консультированию. М., Институт консультирования и системных решений, 2007.
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2009.