Педагогика и медицинская психология
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Педагогика и медицинская психология "
Автор работы: Юлия
Страниц: 27 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что вопрос о том, что такое мышление и какую роль оно играет в познании и деятельности человека, интересует и интересовало человечество еще с античности и до наших дней. К вопросу мышления человека обращались такие ученые, как Гераклит Ефеський - V века до н.э.; Парменид - V века до н.э.; Платон - IV в.в. до н.э, где они разграничили деятельность органов чувств и деятельность мышления.
Кроме того, большая роль изучению человеческого мышления принадлежит философии и логики. В настоящее время вместе с философией и логикой исследованием мышления занимаются психология и многие другие научные дисциплины, такие как физиология, кибернетика, лингвистика и т.д. С точки зрения психологии, мышление конкретного человека изучается в его реальной жизни и деятельности. Современные психологические исследования природы мышления исходит из различения чувственного и рационального познания. Для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия.
В результате исследований выдающихся отечественных психологов (Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. А. Смирнова, А.В.Запорожца, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, Н.А.Менчинской и др.) роль мышления была показана в онтогенезе.
Объектом данного исследования выступает мышление человека.
Предметом является развитие мышления детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мышление детей дошкольного возраста развивается с развитием личности ребенка в процессе деятельности.
Цель данной работы: теоретически обосновать методы развития мышления.
Для достижения поставленной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть природу и виды мышления;
2. рассмотреть особенности и специфику развития мышления в онтогенезе;
3. разработать программу исследования уровня мышления у детей старшего дошкольного возраста;
4. определить уровни развития мышления у старших дошкольников;
5. разработать систему занятий по развитию мышления у старших дошкольников
Методологической основой исследования явились:
идеи личностно ориентированного образования, акцентирующего внимание на развитие личностных качеств детей (Е. В. Бондаревская, М. В. Корепанова, В. В. Сериков),
психологические теории эмоций, связывающие эмоции с потребностями и мотивами (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов),
приоритетность воспитания эмоциональной сферы личности (Я. Корчак, В. М. Минаева, В. А. Сухомлинский, Е. Л. Яковлева);
Для проверки гипотезы и решения задач был использован комплекс методов исследования:
изучение и анализ философской, психолого-физиологической, литературы,
педагогический эксперимент,
диагностические методы (тестирование, беседы, педагогическое наблюдение),
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы психолого-педагогические условия развития мышления старших дошкольников. Разработанная методика позволяет повысить эффективность процесса развития мыслительных процессов у старших дошкольников. Результаты могут быть использованы в практике дошкольного образования.
Содержание работы
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты развития мышления 5
1.1 Природа и виды мышления 5
1.2 Особенности и специфика развития мышления в онтогенезе 7
2. Экспериментальное исследование уровня развития мышления у старших дошкольников 10
2.1 Программа и основные задачи исследования 10
2.2 Анализ проведенного исследования 13
2.3 Коррекционная работа по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста 22
Список использованной литературы 26
Приложение 27
Использованная литература
- Блейчер, Э. Аутистическое мышление [Текст]/Э. Блейчер // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.: Педагогика, 2007. – 369 с.
- Выготский, Л.С. Психология [Текст]/Л.С. Выготский - М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2007. - 1008 с.
- Дункер, К.Подходы к исследованию продуктивного мышления [Текст]/К. Дункер // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Педагогика, 2007. – 335 с.
- Ильин, Е. П. Психология: учебник для средних учебных заведений/ Е. П.Ильин - СПб.: Питер, 2004. - 560 с: илл.
- Кравцов, Г. Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе [Текст] / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. - М.: Знание, 1987. — 235 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]/ А. Н.Леонтьев - М.: Наука, 2004. - 325 с.
- Максимова, СВ. Творчество: созидание или деструкция? [Текст] / СВ. Максимова. — М.: Академический проект, 2006. — 224 с.
- Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии [Текст]/Р.С. Немов Т. 1, 2. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 576 с.
- Психология. Учебник [Текст]/Под ред. А.А.Крылова - М.: Педагогика, 2007. – 412 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - T.I [Текст]/С.Л. Рубинштейн - М.: Педагогика, 2007. – 335 с.
- Теплов, Б.М. Практическое мышление [Текст]/Б.М. Теплов // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.: Педагогика, 2007. – 335 с.
- Теплов, Б.М. Психология индивидуальных различий / избр.труды 2 т./ [Текст] Б.М. Теплов. – М.: Просвещение, 1985. – 233 с.
- Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) [Текст]/ Д. Б. Эльконин - М.: Педагогика, 2004. - 388 с.