Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Организационно-педагогические уловия формирования доброжелательного микроклимата в первом классе.

Организационно-педагогические уловия формирования доброжелательного микроклимата в первом классе.

СПбГУ им.Пушкина (г.Санкт-Петербург)

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Организационно-педагогические уловия формирования доброжелательного микроклимата в первом классе."




Автор работы: Ольга
Страниц: 61 шт.



Год:2008

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Актуальность исследования. В современной пракике образования важное значение придается гуманизации в отношениях как между взрослыми и учащимися, так и между самими учащимися. Акцент на формирование социально-психологического климата приобретает важнейшее значение. Социально-психологический климат во многом определяет продуктивность учебной деятельности, также сложившийся климат может актуализировать качества, свойства личности (лучшие или худшие).

Изменения современной социокультурной ситуации в России выдвинули на первый план необходимость переосмысления вопросов содержания и организации процесса воспитания подрастающего поколения. Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах нового типа, способных к самореализации и функционированию в новых социально- экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности, а также в подготовленных к контакту родителях. Данные характеристики и определяют «перспективную линию развития и воспитания самостоятельной личности в системе среднего образования, что отражено в Концепции модернизации Российского образования, Национальной Доктрине образования, Программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования» . В этом контексте очевидный интерес представляет организация формирования доброжелательного микроклимата в первом классе.

Коллектив имеет огромное влияние на формирование личности. В общей работе развиваются у человека общественно ценные чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия. В требованиях коллектива заложен могучий фактор нравственного совершенствования личности.

Представляется, именно, развитию самосознания личности должно уделяться особое внимание в период обучения в школе. Ученик должен расти ответственным человеком, признающим, что его успехи в жизни закладываются уже сейчас.

Основой для развития самосознания служат идеи гуманистического воспитания, а средством - личностно-ориентированные воспитательные системы, в центре внимания которых стоит личность, стремящаяся к реализации своих способностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разных жизненных ситуациях.

«В именившихся социальных условиях актуальными стали такие качества личности, как активность, целеустремленность, способность решать разнообразные жизненные задачи и нести ответственность за свои решения» . Данные качества предполагают развитую субъектность человека: высокую самооценку, чувство собственного достоинства, веру в самого себя, что невозможно воспитать вне свободы, доверия к ребенку и помогающей позиции воспитателя. Все вышесказанное обусловливает актуальность поиска новых подходов к воспитанию и образовательному процессу в целом.

Конкретной практической задачей становится научное осмысление деятельности педагогов, создание такого ценностного пространства бытия школьников, в котором бы отношения, окружающая среда и ресурсы управления представляли собой целостный социально-педагогический механизм воспитания, гармонично сочетающийся с внутренними психо-физиологическими источниками саморазвития ребенка - потребностями, мотивами, интересами, дарованиями, что позволило бы установить диалоговые отношения субъектов воспитания.

Проблема настоящего исследования заключается в анализ перспектив взаимодействия детей, учителей и родителей в современных условиях, которые характеризуются значительными социально - экономическими изменениями с целью оптимизации этого взаимодействия и формирования доброжелательного микроклимата.

Цель исследования анализ организационного педагогических условий формирования доброжелательного микроклимата в первом классе.

Задачи работы:

- провести анализ теоретических исследований в изучении психологических и педагогических предпосылок формирования доброжелательного микроклимата;

- отметить особенности организационно педагогических условий формирования доброжелательного микроклимата в первом классе;

- провести эксперимент по установления действенности выделенных организационно педагогических условий формирования доброжелательного микроклимата.

Объект исследования: система условий, необходимых для эффективного формирования доброжелательного микроклимата в первом классе.

Предмет исследования: комплекс научно теоретических разработок, а также практических рекомендаций по совершенствованию ормирования доброжелательного микроклимата в первом классе.

Гипотеза исследования: существует определенный комплекс организационно педагогических условий, соблюдение которых позволяет значительно повысить формирования доброжелательного микроклимата в первом классе.

Общая методология исследования базируется на фундаментальных положениях о человеке, личности, индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), о роли деятельности во всестороннем развитии личности (Л.Н. Коган, М.С. Каган, А.В. Петровский, Л.Ф. Спирин, В.Д. Шадриков); о формировании опыта самоорганизации личности (Е.В. Бондаревская, ОН. Гуров, А.Ю. Ефремов, И.С. Кон, Н.И. Шелехова). Однако подходы, оценки и выводы, изложенные в вышеуказанных работах, в большинстве своем излагаются по высшей школе и не дают объективного и всестороннего представления о содержательных и структурно-функциональных характеристиках формирования доброжелательного микроклимата в первом классе.

Отмеченные противоречия также влияют на актуальность настоящей дипломной работы.

Методологическую основу исследования составили: гуманистические теории развития и становления личности, идеи демократизации и гуманизации личностно- ориентированного подхода в процессе исследования.

В ходе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: теоретического анализа философской, социологической, педагогической и психологической литературы; диагностические методы; обсервационные: целенаправленное наблюдение, обобщение независимых характеристик, изучение результатов деятельности; педагогический мониторинг.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем:

разработке системы организационно педагогических условий формирования доброжелательного микроклимата в первом классе, являющейся основой методических рекомендаций для практико-исследовательской работы для учителей младших классов;

научной обоснованности результатов исследования для осуществления диагностики воспитательных систем;

основанием для разработки методических рекомендаций как для учителей, так для родителей с целью оптимизации их взаимодействия.

Структура работы: настоящая работа сстоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы формирования доброжелательного микроклимата в первом классе

1.1 Понятие и значение доброжелательного микроклимата в первом классе

«Социально-психологический климат обозначает моральную и эмоциональную сторону системы человеческих отношений, сложившихся в группе» . Психологический климат включает в себя совокупность нравственных норм и ценностей, которыми руководствуются члены группы в своих отношениях к объединяющему их делу и друг к другу. Психологический климат характеризует преобладающий в группе эмоциональный настрой.

Класс - это среда, где ребенок должен проводить основную долю времени вне дома. Эмоциональный климат в классе - это тот благоприятный либо стрессогенный фон, на котором разворачивается основная деятельность ребенка в школе. Не требует доказательств то, что эффективное усвоение материала возможно только в благоприятной эмоциональной атмосфере, особенно если поток информации весьма велик. Еще в большей степени это справедливо для развития творческого потенциала и стимуляции интеллектуальной активности.

«Вместе с тем класс - это новая референтная группа, формирующая, изменяющая и закрепляющая особенности Я-концепции ребенка: его самооценку, уверенность либо неуверенность в себе, склонность к замкнутости либо открытости, агрессивность либо доброжелательность, конформность либо экстремизм поведения, основы которых закладываются в родительской семье» . По данным исследований основателя «групп личностного роста», К.Роджерса, доброжелательный, теплый эмоциональный климат способствует благоприятным изменениям в искаженном Я-образе. С другой стороны, именно адекватная самооценка, а не навыки социального взаимодействия или благоприятные семейные условия - главный фактор успешной адаптации подростка в обществе.

В настоящее время главное внимание разработчиков обучающих программ сосредоточено на организации технологии усвоения знаний и работе с информацией. Это просто демонстрируется соотношением удельного веса контролирующих методик, направленных на мониторинг усвоения знаний или конфортность социально-психологического климата в классе. Н одну чашу весов ложатся все журнальные текущие оценки, контрольные по темам, четвертные и годовые оценки. На вторую - головная боль учителя и латентная астенизация учеников. Любые утверждения о гуманизации образования декларативны, если концепция не имеет четких критериев контроля эмоциональной конфортности программы для ученика. Но до настоящего времени это требование являлось невыполнимым, поскольку в распоряжении психолога (и педагога) нет компактной и технологичной методики комплексного измерения параметров эмоционального климата класса.

Из наиболее важных форм проявления социально-психологического климата в коллективе большинство социальных психологов в первую очередь выделяют феномены «совместимости», «сработанности» и «сплоченности» участников совместной деятельности рабочего коллектива.

Содержание работы

Введение.3

Глава 1. Теоретические основы формирования доброжелательного микроклимата в первом классе

1.1 Понятие и значение доброжелательного микроклимата в первом классе..6

1.2. Показатели сформированности доброжелательного микроклимата в классе.8

1.3. Участие школьного психолога в формировании доброжелательного микроклимата в классе...14

Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы формирования доброжелательного микроклимата в первом классе

2.1 Характеристика констатирующего эксперимента.26

2.2. Рекомендации по оптимизации микроклимата в первом классе45

Заключение..55

Список литературы.59

Использованная литература

  1. Авдеев А.С. История педагогического воздействия в онтогенезе. М.: Манускрипт, 2001
  2. Андриади И.П. Истоки становления авторитета учителя //Школа и производство.-2001,-№8.с
  3. Андриади И.П.Основы педагогического мастерства-М.: Издательский центр «Академия»,1999.
  4. Бардин К. В. Чтобы ребёнок успешно учился. Москва, 1988.
  5. Баринова А.Н. Педагогика. М.: Литера, 2003
  6. Березняк Е. Авторитет учителя: из чего он складывается.//Учитель.1997, -№3
  7. Богуславский М. Л.И. Новикова: воспитание как образ жизни / М. Богуславский // Воспитательная работа в школе: деловой журн. зам. директора по воспитат. работе / учредитель и изд.: Ред. «Нар. образование «. - М.: Нар. образование. - 2005. - № 6.
  8. Вавилов Ю. П.Специфика профессии учителя начальных классов //Педагогическое образование и наука.2002.-№1.
  9. Воликова Т. В. Учитель и семья. Москва, 1987.
  10. Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. // Начальная школа. - 1999, №3.
  11. Гребенщиков И. В. Школа и семья. Москва, 1985.
  12. Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. 1988, №10.
  13. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.-М.: Издательский центр «Академия». -2002
  14. Караковский К.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.И. Воспитание? Воспитание Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н.Л.Селивановой.- М.: Педагогическое общество России, 2000.
  15. Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя.//Вопросы психологии. -1987. -№2
  16. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Москва, 1998.
  17. Малашихина И.А., Стасенко Н.М. Некоторые подходы к организации
  18. Малашихина И.А., Стасенко Н.М. Организация внеучебной деятельности
  19. Мишукова А.Ю. К вопросу о готовности будущих учителей к подготовке родителей к эффективной коммуникации в семье/ Мишукова А.Ю.//Гуманизация высшего профессионального образования: сборник научных трудов региональной научной интерактивной конференции. Магнитогорск: МаГУ, 2005
  20. Мишукова А.Ю. Савва Л.И. Эффективная коммуникация в семье как путь к гармонии Ненасилие как образ жизни/ Мишукова А.Ю. Савва Л.И.// Сб. научных статей и материалов XXV международной научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия /Под ред. Козловой А.Г. и др. СПб.:Verba Magistri,2004.
  21. Немов Р. С. Психология Кн. 2 Москва, 1998.
  22. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - М.: Онега,1994
  23. Основы педагогического мастерства/Под ред.И.А. Зязюна. -М.: Просвещение, 1989
  24. Педагогические науки № 5 (1). М.: Изд-во «Компания Спутник+», 2004
  25. Подласый И. П. Педагогика т. 2 Москва, 1999.
  26. Популярная психология для родителей. Под ред. А. А. Бодалева Москва, 1988.
  27. Профессия - учитель: Беседы с молодыми учителями./Под ред.В.Г. Онушкина.-М.:Педагогика,1987
  28. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию .- М.: Просвещение,1991
  29. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.:ПРИОР, 2002
  30. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - М.:1998
  31. Савицкая Д. В. Психологическая готовность детей к школьному обучению. // Начальная школа. 1999, №3.
  32. Самуйленков Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя. - Смоленское книжное издательство. -1961
  33. Сахаров В.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников.-М.: Просвещение, 1982
  34. Смирнова А.Н, Основы педагогики. М.:Литера, 2003
  35. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. 1985, № 9. С. 19 21.
  36. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения.-М.:1998
  37. Стасенко Н.М. К вопросу о проблемах самореализации личности //
  38. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М: МР3 Пресс, 2005
  39. Ханхасаева И. Растёт дочка, растёт сын. Москва, 1991.
  40. Черняева А.Ю. Андрагогический подход как основа развития готовности родителей к эффективной коммуникации с детьми в семье/ Черняева А.Ю. // технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 7 / Под ред. З.Г. Нигматова, РШ. Маликова. Казань: Тат.кн.из-во, 2006
  41. Черняева А.Ю. К вопросу о роли общения в семье / Черняева А.Ю. // Гуманизация образования в России: сборник научных трудов региональной интерактивной конференции.- Магнитогорск: МаГУ, 2006.
  42. Черняева А.Ю. Коммуникация как основа семейного воспитания / Черняева А.Ю. // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований». Том 10. Педагогика психология, социология.- Одесса: Черноморье, 2006
  43. Черняева А.Ю. Комплекс педагогических условий развития готовности родителей к эффективной коммуникации с детьми в семье / А.Ю. Черняева // Проблемы истории, философии и культуры. Магнитогорск : МаГУ, 2006. №.16
  44. Черняева А.Ю. Общение родителей и детей в семье : учеб. пособие / А.Ю.Черняева, Л.И. Савва, Е.Г. Чигинцева. Магнитогорск : МаГУ, 2006
  45. Черняева А.Ю. Педагогическое просвещение родителей как необходимое условие эффективного развития их готовности к коммуникации с детьми в семье /А.Ю. Черняева // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психолого-педагогические науки». 2006.- №5
  46. Чечет В. В. Педагогика семейного воспитания. Минск, 1998.
  47. Шакуров Р. Воспитание внушением / Р. Шакуров // Педагогическая техника. Секреты педагогического мастерства: журнал / НИИ школ. технологий. - М.: Школ. технологии. - 2005. - № 2.
  48. Яковлев П.А. Основы взаимодействия учителей и родителей в процессе воспитания ребенка. М.: Смарт, 2004
  49. Яковлев И.С. Имидж учителя: каким ему быть?//Учитель.-1999. -№1


Другие похожие работы