Формирование родительской позиции отца
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Формирование родительской позиции отца"
Автор работы: Юлия
Страниц: 31 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Анализ научной литературы показал, что понятие «позиция» рассматривалось с разных точек зрения в русле философии и педагогики - жизненная позиция (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, В.В.Макаров); социологии и социальной психологии социальная позиция (Г.М.Андреева, И.С.Кон, Д.Б.Парыгин, Л.А.Петровская, А.В.Петровский и др.); психологии личности и психологии развития - позиция личности, внутренняя позиция (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, В.С.Мухина); психологии труда и педагогической психологии - профессииональная позиция, ролевая позиция (Е.В.Антонюк, Ю.М.Жуков, И.С.Кон, М.Д.Лаптева, В.С.Торохтий и др.), родительская позиция (Т.В.Архиреева, Т.В.Брагина, Т.В.Снегирева, Е.Л.Пороцкая, А.С.Спиваковская, А.А.Чекалина, О.В.Шапатина и др.)
При анализе работ, посвященных родительским позициям, выяснилось, что исследованы отдельные характеристики родительских позиций, описаны их когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие, показано влияние родительских позиций на развитие отношения ребенка к себе и его самоопределение, указано на то, что согласование родительских позиций является необходимым условием развития личности ребенка.
В целом современный этап исследования родительских позиций характеризуется следующими особенностями:
• отсутствием системного подхода к трактовке родительских позиций, то есть их связи с другими видами позиций личности (жизненная, личностная, социально-ролевая);
• нечеткостью, расширительной трактовкой понятия «родительская позиция» как одного из синонимов множества других терминов, обозначающих воспитательный процесс в семье: родительское воспитание, родительское отношение, тип воспитания, стиль воспитания, тактика воспитания;
• отсутствием общей классификации родительских позиций и слабой очерченностью специфики материнской и отцовской родительских позиций;
• рассмотрением родительских позиций в статичном состоянии при слабой изученности их динамики применительно к половозрастным и индивидуально-психологическим характеристикам детей;
• преобладанием исследований позиций родителей дошкольников и младших школьников и отсутствием подобных исследований в семьях подростков;
• отсутствием моделей и технологий формирования родительских (материнских и отцовских) позиций.
С другой стороны, результаты анализа исследований возрастной психологии указывают на отличительные особенности социальной ситуации развития подростков с изменением внутренней позиции личности, сменой значимых лиц и перестройкой отношений со взрослыми, формирующимся чувством взрослости и его потребностями в самостоятельности, самоопределении, самоутверждении и независимости, возросшей критичностью ума и рефлексивностью (Л.С.Выготский, В.С.Мухина, М.Ю. Кондратьев, А.В.Петровский, К.Н.Поливанова, Д.И.Фельдштейн, Э. Эриксон, Ф.Райс и др.).
Особенности социальной ситуации развития подростков приводят к отчуждению подростков от родителей, которые должны принять подростковость и ее экспериментирование с независимостью (В.С.Мухина, 2000).
Более того, отрочество - это фаза онтогенеза, требующая обособления для внутренней работы, становления личности как «целого в себе». Поэтому эффективность семейного воспитания во многом зависит от гибкости родительских позиций, которая определяет меру свободы и самостоятельности растущей личности и соотносится с ее возрастно-половыми и индивидуально-психологическими особенностями. Однако, как показывают исследования и семейная практика, многие родители ригидны в своих установках на ребенка, материнская и отцовская позиции часто не дифференцируются и не согласуются между собой. Поскольку родительские позиции занимают важное место в интегральной структуре родительства, их неадекватность, особенно в отношении детей-подростков, является фактором нарушения воспитательной практики семьи.
Таким образом, возникает ряд противоречий: между перестройкой внутренней позиции подростков, проявлениями чувства взрослости, требующими обособления его личности, и практикой семейного воспитания, связанной с неадекватностью родительских позиций; между распространенностью неадекватного подхода к семейному воспитанию подростков и отсутствием научной трактовки сущности адекватности родительских позиций применительно к подростковому возрасту; между необходимостью адекватности родительского влияния на подростка и отсутствием психолого-педагогической технологии формирования адекватных родительских позиций.
Это и обусловило тему исследования: «Формирование родительских позиций отца».
Цель исследования: изучение особенностей родительских позиций отца и разработка психолого-педагогической технологии коррекции воспитательной практики семьи ребёнка.
Объект исследования: родительские позиции отца в аспекте их влияния на воспитательную практику семьи.
Предмет исследования: особенности родительских позиций отца в семьях и психолого-педагогическая технология формирования их адекватности.
Задачи исследования:
1. Обоснование психологической сущности родительской позиции отца как системы отношений родителя.
2. Уточнение теоретических представлений об адекватности родительских позиций отца и доказательство их влияния на воспитательную практику в семьях.
3. Определение критериев и разработка модели общей классификации родительских позиций отца.
4. Выявление типологии отцовской родительских позиции, факторов и психологических механизмов их реализации.
Теоретическая значимость исследования заключается:
• в определении психологической сущности родительской позиции отца как системы отношений родителя в структуре позиций личности;
• в определении критериев родительских позиций отца и создании на этой основе модели их общей классификации;
• в уточнении специфики родительских отцовских позиций;
• в выявлении психологических механизмов реализации отцовской родительской позиции.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
1. Родительская позиция отца …………………………………….….7
2. Отцовство как ценность и сфера самореализации личности……14
3. Особенности формирование родительской компетенции………..23
Заключение………………………………………………………………….29
Литература……………………………….………………………………….30
Использованная литература
- Абрамова Г.С. Практическая психология. - М : Академический Проект, 2001. – стр.247
- Акивис Д.С Отцовская любовь. - М.: Профиздат, 1989. – стр.56.
- Добряков И.С. Перинатальные аспекты психологии и психотерапии семьи // Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003. – стр.114.
- Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. – стр.51.
- Кон И.С. Этнография родительства. - М., 2000. – стр.84
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – стр.93.
- Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: Академия, 2005. – стр.86-126.
- Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни. - М., 1986. – стр. 59.
- Савина Е.А. Родители и дети: Психология взаимоотношений. - М.: Когито-Центр, 2003. – стр.76.
- Филиппова Г.Г. Психология материнства: концептуальная модель. – М., 1999. – стр.143.
- Э. Эриксон Понимание и ответственность. 1964. – стр.42.
- Ross D.P. Fatherhood. Harvard: Harvard University Press, 1996.
- Архиреева Т.В., Полевая Е.В. Мотивация отцовства как детерминанта отношения отца к ребенку // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 1.
- Захарова Е.И Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 1998.- №1.- с.9-17.
- Савина Е.А. Родительские представления и установки: понятие, виды, структура // Семейная психология и психотерапии. – 2001. - № 3.
- Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. М., 1994.
- Ворошин О.Р. Семья и ребёнок: возрастная динамика отношений. http://psylist.net
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. http://lib.ru/PSIHO/KIDS/nevroz.txt
- Павлов И.В. Психология отцовства: обзор исследований и некоторые выводы о современном состоянии проблемы // Материалы III Интернет-конференции «Психология и семья» БГПУ им. М. Танка. http://psy-family.narod.ru/
- Шнейдер. Психология семейных отношений. http://psymania.info