Социальная психология: методы исследования
Контрольная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Социальная психология: методы исследования"
Автор работы: Ольга
Страниц: 19 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Методы исследования, используемые в социальной психологии
Социально-психологическое исследование это вид научного исследования, проводимого с целью установления психологических закономерностей взаимодействия индивидуального и коллективного субъектов. Основными источниками информации о социально-психологических явлениях принято считать:
a) характеристики реального поведения и деятельности личности и группы (поступки и действия, вербальное и невербальное поведение, образ жизни и т.д.);
b) особенности индивидуального и группового сознания: социальные установки, ценностные ориентации, оценки, мнения, убеждения, отношения, социальные представления, ожидания и т.п.;
c) слабоосознаваемые или несознаваемые характеристики личности и группы (имплицитные представления, социальные стереотипы и предрассудки, архетипы и т.п.);
d) характеристики продуктов материальной и духовной деятельности личности и группы;
e) отдельные события жизнедеятельности личности и группы, ситуации социального взаимодействия и т.д.
Среди методов эмпирического исследования наиболее широкое распространение в социальной психологии получили следующие: наблюдение, анализ документов, опрос, социометрия, групповая оценки личности (ГОЛ), тесты, шкалы измерения социальных установк и аппаратурный метод.
Метод наблюдения
В зависимости от роли наблюдателя в ситуации исследования различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение предполагает непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемой группой. Наблюдатель выступает полноправным членом группы. По условиям организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях жизни личности или группы) и лабораторные (в искусственных условиях).
Много внимания уделяется способам повышения достоверности получаемых с помощью наблюдения данных, например разработке надежных схем (программ) наблюдения, использованию технических средств регистрации поведения и деятельности личности или группы, специальной подготовке наблюдателей и т.п.
Метод анализа документов
Метод анализа документов является разновидностью общепсихологического метода анализа продуктов человеческой деятельности.
Документы обычно различаются по:
- способу фиксации информации (рукописные, печатные, фото-, кино- и видеодокументы);
- целевому назначению (естественные, специальные и целевые);
- степени персонификации (личные и безличные);
- статусу (официальные и неофициальные) и т.д.;
Методы анализа документов различаются на качественные (или неформализованные) и количественные (формализованные). В основе любого метода лежат процессы понимания текста и интерпретации исследователем содержащейся в нем информации
Метод опроса
Метод опроса получил наиболее широкое применение в социально-психологических исследованиях. Его суть состоит в получении информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов).
Опросы делятся на два основных типа:
интервью (очный опрос); проводиться в форме непосредственных вопросов-ответов;
анкетирование (заочный опрос); предполагает самостоятельное заполнение вопросника (анкеты) самими респондентами.
В социальной психологии опросы применяются в следующих случаях:
для сбора предварительной информации на ранних стадиях исследования;
для апробации или пилотажного испытания нового методического инструментария;
как дополнительное средство уточнения, расширения и контроля получемых данных;
как основой эмпирический метод сбора социально-психологической информации.
Метод социометрии
Метод социометрии разработал Дж.Морено для исследования эмоционально-психологических отношений в малой группе. Социометрическая процедура предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации.
Непараметрическая процедура в социометрии проводится без ограничения количества предпочтений или отклонений членов группы. Параметрическая процедура предполагает строго фиксированное число предпочтений или отклонений, что позволяет стандартизировать их условия в группах различной численности.
Результаты использования социометрии могут быть представлены в виде социоматриц (таблиц), социограмм, графически отображающих структур отношений в группе, и социометрических индексов, количественно представляющих психологические отношения в группе. Надежность социометрических данных зависит прежде всего от силы социометрического критерия (вопроса) как основания для предпочтений или отклонений членов группы.
К числу известных разновидностей социометрического метода относятся шкала приемлемости, аутосоциометрия, коммунокометрия и др.
Наиболее существенные недостатки метода социометрии:
невозможность выявления мотивов межличностных предпочтений или отвержений;
высокая вероятность искажения результатов из-за неискренных ответов или психологической защиты;
возможность использования лишь в группах, имеющих опыт взаимодействия.
Метод групповой оценки личности. Тесты
Метод групповой оценки личности (ГОЛ) этот способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы. Метод ГОЛ основан на феномене групповых представлений о каждом члене группы как результате взаимного познания людей в процессах их совместной деятельности и общения.
С помощью этого метода оцениваются качества человека по предполагаемому их перечню с использованием приемов:
прямого оценивания по n-бальной шкале;
ранжирования качества;
попарного сравнения качеств и др.
Содержание оцениваемых качеств определяется целями исследования, а их число варьирует у разных исследователей в диапазоне от 20 до 180.
Адекватность измерения качеств с помощью ГОЛ зависит от познавательных способностей оценивающих, особенностей оцениваемых членов группы, их взаимной позиции в группе, опыта их взаимодействия и т.д.
Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, однако широко применяются для диагностики разных групп, межличностного, межгруппового и других видов взаимодействия, социальной перцепции, социально-психологических свойств личности (социального интеллекта, социальной компетентности, стиля лидерства и др.).
Шкалы измерения социальных установок
Шкалы измерения социальных установок занимают особое место среди тестов в социально-психологических исследованиях.
Понятие «социальная установка» используется для обозначения односторонней психологической связи человека с людьми, любыми одушевленными и неодушевленными объектами и явлениями окружающей его действительности. В исследованиях установок главное место занимает сам социальный объект установки, который служит как бы общим знаменателем, вмещающим в себя разнообразие индивидуальных установок. Понятие «установка» ввели в обиход социальной психологии Т. и Ф.Знанецки. Они определяли социальную установку как процесс переживания личностью значимости социального объекта.
Этот метод позволяет количественно измерять направленность и интенсивность психологической готовности личности к определенному поведению по отношению к различным социальным категориям стимулов (работе, политике, социальным группам и т.д.). В отличие от опросов шкалы установок измеряют одномерную изучаемую переменную, а не распределение мнений. Однако одной из сложностей использования является необходимость предварительного определения социальной процедуры их построения.
Наиболее известными являются шкалы измерения социальных установок по Л.Терстоуну, Р.Лайкерту, Л.Гутману, шкала социальной дистанции Е.Богаруса и др.
Содержание работы
1. Методы исследования, используемые в социальной психологии
3
2. Средства общения и разновидности барьеров коммуникации 11
3. Составьте таблицу «Психологическая характеристика темперамента личности»
15
4. Составьте схему «Классификация малых групп» 15
5. Факторы социализации личности 17
Список литературы 20
Использованная литература
- Пиз А. Язык телодвижений. Н.Новгород: Ай-Кью, 1994г.
- Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.:ИНФРА-М, Новосибирск:НГАЭиУ,1997
- Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2003. 375с.
- Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. - М.: 1999.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 512с.
- Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. хрестоматия. Издание третье, допол. Самара: Изд-й Дом «БАХРАХ-М». 2002. 512с.