Место темперамента в структуре индивидуально-психологических свойств человека
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Место темперамента в структуре индивидуально-психологических свойств человека"
Автор работы: Елена
Страниц: 43 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Глава 1. Научно-теоретические основы темперамента и его свойства
1.1 Понятие о темпераменте. Научные учения о типах темперамента
Индивидуальные особенности личности следует отличать от возрастных, которые наступают с созреванием или старением организма. Индивидуальные качества личности, например скорость реакции, мера активности, впечатлительности и т.п., обнаруживаются независимо от возраста без особых перемен . Вместе с тем с возрастом под влиянием жизни и воспитания индивидуальное довольно своеобразно, ярко обнаруживается в познавательной деятельности, эмоционально-волевой активности, чертах характера, интересах, которые дают основания считать человека способным или не способным, эмоционально впечатлительным или «толстокожим», волевым или безвольным, смелым или трусливым. На некоторых возрастных этапах развития человека, например в подростковом возрасте, возрастные и индивидуальные особенности тяжело дифференцировать. Импульсивность, несдержанность, впечатлительность подростков, если не учитывать обстоятельства, в которых они обнаруживаются, легко истолковать как проявления индивидуальных черт и возрастных особенностей. А в учебно-воспитательной работе важно отличать возрастное от индивидуального, чтобы правильно определить необходимые воспитательные мероприятия.
Индивидуальные особенности личности ярко обнаруживаются в темпераменте, характере и способностях, в познавательной, эмоционально-волевой деятельности, потребностях и интересах. Особенности их проявления зависят от воспитания ребенка. Индивидуальные черты характера, как свидетельствуют исследования, довольно ярко обнаруживаются уже в дошкольном возрасте .
В учебно-воспитательной работе в особенности важным является индивидуальный подход к детям.
А. Макаренко рекомендовал воспитателям всегда помнить, что люди - очень разнообразный материал для воспитания, и было бы невероятным верхоглядством стараться втиснуть его в общие для всех рамки.
Индивидуальные отличия между людьми изучает дифференционная психология. Психология труда, искусства, обучения и воспитания, применение психологических закономерностей всегда должны опосредствоваться знаниями индивидуальных отличий между людьми. Без таких знаний невозможно готовить молодежь к работе, сознательному выбору профессии.
Деятельность и поведение человека предопределяются не только социальными условиями жизни, а и индивидуальными особенностями ее психофизической организации. Это выразительно обнаруживается в темпераменте личности.
Темперамент - смешивать в соответствующих соотношениях, подогревать, охлаждать, замедлять, руководить) характеризует динамическая сторона психических реакций человека - их темп, скорость, ритм, интенсивность. На одинаковые по содержанию и цели действия раздражители каждый человек реагирует по-своему, индивидуально. Одни реагируют активно, живо, глубоко эмоционально, долго переживают влияние раздражителя, а другие - спокойно, медленно, быстро забывая о том, что на них влияло. Некоторые люди весьма аффективно реагируют на событии, на отношение к ним - вспыхивают гневом, действуют агрессивно, а некоторые в этом случае проявляют боязливость, не совершает ни единого сопротивления там, где оно нужно.
Итак, темперамент можно определить как индивидуальную особенность человека, которая обнаруживается в его возбуждаемости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и скорости хода психической деятельности.
Индивидуальные особенности реагирования на разнообразные обстоятельства дали основания поделить людей на несколько групп или типов темперамента.
Учение о темпераменте начатое знаменитейшим древнегреческим врачом и философом Гиппократом. Он и его последователи (римский врач Гален и др.) отстаивали гуморальную теорию, в соответствии с которой темперамент вызывает преимущество в организме определенной жидкости. Гиппократ считал, что жизнедеятельность организма определяется соотношением между кровью, желчью и слизью (лимфа, флегма). На основе этого взгляда сформировалось учение о четырех типы темперамента: сангвиническом, флегматичном, холерическом, пасмурном. Сегодня это учение интересно только с исторической точки зрения. Но описанные Гиппократом характерные особенности темперамента довольно
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы темперамента и его свойства 5
1.1 Понятие о темпераменте. Научные учения о типах темперамента 5
1.2 Основные свойства темперамента 8
1.3 Психологические особенности детей разных типов темперамента 11
1.4 Индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе детей разных типов темперамента 21
Глава 2. Экспериментальная часть 33
2.1 Описание эксперимента 33
2.2 Методические рекомендации 34
Заключение 38
Список литературы 40
Приложения 42
Использованная литература
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2005.
- Бордовская, Н.В.Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2007.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2002.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
- Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2003. – 408 с.
- Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.
- Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи М., 1988.
- Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
- Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста - М., 1988.
- Крысько, В.Г. Психология и педагогика /В.Г.Крысько. – М.: Омега –Л, 2004. – 336 с.
- Крутецкий В.А. Психология. М.,1986.
- Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М., 1964.
- Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
- Немов Р.С. Психология. Учебник. Т. 1. М., 1995.
- Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет - М., 1992.
- Петровский А. В. Введение в психологию. М., 1995.
- Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. и др. Учимся общаться с ребенком. М., 1993.
- Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. –М., 2008. – 640 с.
- Педагогика/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко,Ю Е.Н.Шиянов. –М.: Школа-пресс, 2008. – 512 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении. /Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 2007.
- Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А.Радугина. – М., 2006.- 336 с.
- Психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2006. – 585 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб., Питер 2008.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических
- различий. М., 1979.
- Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре
- индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 ном 1.
- Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.
- Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной
- системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, 5.
- Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной
- деятельности человека и методика их определения. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., Школа-Пресс, 2005.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.