Психологическая помощь детям с нарушениями речи
Реферат по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Психологическая помощь детям с нарушениями речи"
Автор работы: Юлия
Страниц: 29 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Целый ряд факторов влияет на рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД), которые приводят к нарушению развития высших психических функций (ВПФ), в том числе и речевых. К этим факторам можно отнести как ухудшение экологической и социальной обстановки, так и недостатки медицинской помощи при родах и выхаживании детей после родовых осложнений. Комплексное обследование детей с общим недоразвитием речи позволила высказать некоторые предположения о нейрофизиологических механизмов, которые лежат в основе дефекта. Отсюда следует, что эта группа детей нуждается в специальном подходе при коррекции речевых нарушений.
В специальных исследованиях, проведенных в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования.
При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова.
Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.
Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с ОНР (общее недоразвитие речи), которое проявляется в нарушениях не только произношения, но и лексико - грамматических средств языка.
Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2
КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ…………...4
ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЯ РЕЧИ……………………………….13
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ…………………19
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ, ИМЕЮЩИМ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ..28
Использованная литература
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., Академия, 1997.
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1999 с. 65
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.
- Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
- Бельтюков В И. Об усвоении детьми звуков речи М, Изд-во АПН РСФСР, 1964.,
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии. – М., 1983. – 500 с.
- Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – 370 с
- Гальперин П.Я., Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.
- Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 1994.
- Жукова Н. С. Формирование устной речи. - М., 1994.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если Ваш ребенок остается в развитии. - М., 1993.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М., 1973.
- Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1982.
- Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. – М., 1987.
- Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995. – 340 с.
- Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968.
- Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1980.
- Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. - М., 1994.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей со сложным недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1994.
- Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997. – 315 с.
- Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М., 1984.