Юнгианская арт-терапия как метод самопознания
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Юнгианская арт-терапия как метод самопознания"
Автор работы: Алекс
Страниц: 59 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность настоящего дипломного исследования. Современный период развития общества характеризуется устойчивой тенденцией к кибернизации жизни, обусловливающей формирование у человека нетелесного отношения к самому себе и к миру. Современная личность рассматривает себя не как целостное единство телесного и духовного в себе, а как биологический компьютер, доступный для механического репарирования, восстановления. Отношение к себе как к «машине», определяет и отчуждение индивидуумом собственного тела, нежелание его познавать и развивать. Изменить отношение человека к себе, направить его внимание на самопознание своей целостной природы не может не являться целью психологической науки.
Современная психологическая практике пресыщена разнообразными методами «коррекции», «психотерапии», «личностного роста», «развития», «совершенствования» - каждый из которых в некоторой степени претендует на уникальность с попыткой теми или иными способами «улучшить» природу человека и открыть ему новые горизонты развития. Однако продуктивность того или иного подхода зависит от способности самого респондента к переосмыслению, переоценке представлений относительно значения для развития человека характера связей телесного и психического, консервативного и креативного.
Рефлексия себя не может быть полной вне обращения к анализу опыта креативного телесного действия? Именно в творческом действии мы проверя-ем, отрицаем или принимаем те или иные гносеологические установки, моде-ли познания. В акте творения мы видим отражение своих чувств и мыслей.
Понятие символа имеет для арт-терапии принципиальное значение. Это связано с тем, что арт-терапия представляет собой процесс динамической коммуникации, осуществляемой посредством символического «языка» образов. Кроме того, символы выступают и в качестве моста, соединяющие сознательные и бессознательные элементы психической жизни, как пациента, так и арт-терапевта. Используя их в своем изобразительном творчестве, пациент достигает все большей интеграции между этими элементами, с чем связаны многие положительные коррекционные и развивающие эффекты арт-терапии.
Арт-терапевтический процесс основан на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознатель-ного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем слов. Приемы арт-терапии связаны с идеей о том, что в любом человеке, как подготовлен-ном, так и не подготовленном, заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальной форме. По мере того, как клиенты передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах.
Согласно идее К. Юнга о психике, как сложной саморегулирующейся системе, психика может сама поддерживать определенное равновесие путем включения на тех или иных стадиях развития определенных компенсаторных процессов, призванных преодолеть психическую дисгармонию. В символиче-ских образах, проявляющихся в творческом воображении или сновидениях человека, находит свое выражение энергия бессознательного, временное блокирование которой является причиной психической нестабильности и нездоровья. Таким образом, К. Юнг полагал, что символы могут служить не только восстановлению психического баланса, но и «личностному росту». Посредством их человек способен вступать во взаимодействие с блокированными аспектами бессознательного и их энергией, тем самым постепенно приходя к их осознанию и психической целостности.
Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы:
- практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
- арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
- изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
- продукты изобразительного творчества являются объективным свиде-тельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
- арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
- арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
- арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом анализе юнгианской арт- терапии как метода самопознания и разработке рекоменда-ций по её практическому использованию. Также в работе автором дипломного исследования разработана классификация методов самопознания и обоснована эффективности применения юнгианской арт-терапии в качестве такого метода.
Объект исследования – пути и способы повышения эффективности при-менения юнгианской арт-терапии как методы самопознания.
Предмет исследования – понятие, цели, принципы применения, а также пути совершенствования применения юнгианской арт-терапии как метода са-мопознания.
Цель настоящей работы – выявить особенности и разработать рекомендаций по повышению эффективности применения юнгианской арт-терапии как метода самопознания.
Задачи работы:
- исследовать понятие, сущности, современных концепций арт-терапии как метода самопознания;
- изучить принципы, порядок применения и условия эффективности арт-терапии;
- рассмотреть самопознание как категорию психологии и место различ-ных методов в процессе самопознания;
- провести анализ особенностей юнгианской арт-терапии;
- определить особенности применения арт-терапии в целях самопозна-ния;
- разработать рекомендации по повышению эффективности применения юнгианской арт-терапии в самопознании.
Гипотеза исследование: применение арт-терапии в целом, и юнгиниан-ской арт-терапии в частности, является эффективным методом самопознания. Однако для повышения эффективности применения юнгианской арт-терапии необходимо совершенствование практики её применения по следующим направлениям:
1.) использование арт-терапии совместно с такими методами, как телес-но-ориентированная психотерапия, психодрама, пластикодрама, драматерапия, музыкальная терапия, гештальт-терапия, танцевальная терапия, игровая терапия, психоанализ, юнгианский анализ.
2.) расширение приемов арт-терапии: использование не только традиционных видов искусства, но и современных, таких как компьютерная графика, художественная обработка цифровых фото и видео-материалов и иных.
Методы исследования: Описание эмпирического материала, анализируемого в работе, выполнено с помощью метода структурного анализа. Для выявления общего и особенного между арт-терапией и иными методами самопознания в работе использован сравнительный и метод. Основу сбора материала составил проективный метод (изобразительный).
Структура работы. Настоящее дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика арт-терапии 8
1.1. Понятие и сущность арт-терапии 8
1.2. Принципы, условия и цели применения арт-терапии 20
1.3. Виды арт-терапии 22
Глава 2. К.Юнг и арт-терапия 36
2.1. Основные положения работ К.Юнга, составляющие базу применения арт-терапии. Аналитическая психология. 36
2.2. Особенности юнгианской арт-терапии 38
Глава 3. Применение арт-терапии в целях самопознания 42
3.1. Функциональные возможности изобразительной формы 42
3.2 Диалог в рамках арт-терапевтического опыта 46
3.3. Перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания, формирование смыслов 49
Выводы и рекомендации 54
Заключение 57
Список литературы и источников 58
Использованная литература
- Амелина А.Н. Арт-терапия в психотерапевтической работе. – М.: Смарт, 2006
- Амелина А.Н. Метод арт-терапии. – М, 2002
- Арт-терапия / Сост. и общ. ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001
- Балашова А.С. Экспрессиные методы психодиагностики. – М., 2004
- Буксбаум Р. К истории вопроса о художественном творчестве ду-шевнобольных // Из мира аднаво в другой.- Киев: Сфера 1997.
- Бычков В. В., Бычков О. В. Эстетика // Новая философская энцик-лопедия. - М.: Мысль, 2001. - Т. 4
- Винников А.Н. Арт-терапия в работе с подростками. – М., 2005
- Гильбурд О.А. Избранные очерки эволюционной психиатрии. - Сургут, 2000
- Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. - Спб.: Европейский Дом, 2000
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Спб., Питер, 2000.
- Дуглас М. Чистота и опасность. – М.: КАННОН-пресс-Ц, 2000.
- Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
- Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - Спб.: Речь, 2001
- Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
- Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002
- Копытин А.И., Свистовской Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. –М.: Когито-Центр, 2007
- Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 2000.
- Маргинальное искусство // Сост. А. С. Моргунов. – М.: изд-во МГУ, 1999
- Методологические основы применения арт-терапии/Под ред. А.Н.Смирновой. – М.: Литера, 2006
- Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. - Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001
- Перлз Ф. Опыты психологического самопознания. – М, 2003
- Потетня А.Н.Эмоциональные состояния в арт-терапии. – М.: Ману-скрипт, 2003
- Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. - М.: АСТ, 2005
- Скейфи С. Диалектика арт-терапии // Арт-терапия: хрестоматия. - СПб: Питер, 2001
- Умаров С.Ю. Условия эффективности применения музыкальной терапии. – М.: Олма-пресс, 2005
- Хоружий С. С. Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя. – М.: Литера, 2006
- Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – Спб.: Питер, 2001
- Юнг К.Г. Аналитическая психология .\ История зарубежной пси-хологии: тексты - М. 1986
- Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество. Самосозна¬ние ев-ропейской культуры XX в. М., 1991