Внушение
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Внушение"
Автор работы: Ольга
Страниц: 34 шт.
Год:2004
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Внушение как мощное средство влияния на психику было известно ещё в древние времена, однако в силу исторической ограниченности человеческого познания оно на протяжении многих веков не могло стать объектом научного познания. В то же время религия широко применяла самые разнообразные способы. «Божьи пастыри » были знакомы только с внешним проявлением внушения, но широко пользовались этим психологическим феноменом для утверждения своего могущества. Одним из таких социально-психологических механизмов, используемых религией, является внушение.
Религиозные культы многих племён и народов на протяжении столетий изыскивали приёмы, с помощью которых можно оказать влияние на психику человека. В этом процессе поисков средств гипноза, внушения и самовнуше-ния, перевода психики в сумеречное состояние наиболее преуспели йоги.
Йоги предлагают систему физических и психических упражнений, с по-мощью которых якобы достигается общение со сверхестественными силами. В древних египетских книгах «Ведах» даётся детальное описание системы уп-ражнений, которые обязан проделать йог для того, чтобы научится управлять душой и телом. Находясь в таком состоянии, йог не чувствует боли, он может длительное время оставаться без пищи, без воды. Если отбросить религиозное содержание учения йогов, то следует признать, что сама техника внушения, самовнушения и гипноза у них разработана весьма искусно.
Первые шаги научного объяснения природы внушения и практического использования этого феномена в лечебных целях сделала медицина.
В начале XIX в. выделяются 2 школы, изучающие явления гипноза. Обе школы – и нансийская и парижская – выступали единым фронтом против мистицизма, как основного врага изучения внушения.
Школа Шарко считала, что лёгкая внушаемость и гипнолабильность свойственны только психически аномальным людям. Гипнотический сон, по мнению Шарко, явление патологическое, и его можно вызвать только у лиц с предрасположением к истерии.
Резкую критику такого понимания природы внушения и гипноза дал Бернгейм. Он сказал, что гипнотическое состояние – это не невроз, подобный истерии, а искусственно вызванный сон, которому поддаётся большинство людей.
Огромный вклад в разработку проблем внушения и гипноза внёс В. М. Бехтерев. Он рассматривал внушение как психический процесс, вызывающий определённые ощущения и представления без должной критики. Гипнотиче-ское состояние В. М. Бехтерев связывал с эмоцией описания, которая и обу-славливает усиление действия внушения. Он показал, что внушение может быть использовано и для пользы и во вред человеку.
Физиологическая основа внушения и гипноза была вскрыта И.П. Павло-вым. Классические экспериментальные исследования И. П. Павлова раскрыли истинную картину условно-рефлекторной деятельности высшей нервной системы, природу процессов торможения и возбуждения коры головного мозга дали возможность создать цельное учение о сне, гипнозе и словесном воздействии, которое стало теоретической основой психотерапевтической практики.
Характеризуя общее значение внушения, грузинский учёный И. Т. Бжалава отмечает, что невозможно назвать другое психологическое явление, которое пользовалось бы настолько широким распространением в обществе. «Оно занимает важное место в педагогике, социологии, медицине, социальной психологии и т. д.»
Б. Ф. Поршнев «В целом, внушение – один из самых действенных, практически важных механизмов социальной психологии».
Для современной социальной психологии чрезвычайно актуальными во-просами исследования являются :
- специфика внушающего воздействия индивида на коллектив;
- аналогичное влияние коллектива на личность;
- внушение, передаваемое от коллектива к коллективу;
- наконец, межличностное внушение
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………2
1. Понятия и механизмы внушения…………………………………4
2. Гипноз, как проявление внушающего поведения……………..15
3. Внушение в психолого-педагогической работе………………...20
4. 10 правил внушения на заметку социальному работнику……26
5. Самовнушение и аутогенная тренировка……………………….27
Заключение ……………………………………………………………33
Библиографический список литературы………………………….34
Использованная литература
- Бехтерев В. М.
- \"Внушение в общественной жизни\" // Правда, 1990 г. №7
- Васильев Л. М.
- \"Экспериментальные исследования мысленного внушения\" Л., 1962 г
- Гримак Л. П.
- \"Моделирование состояний человека в гипнозе\" М., 1978 г.
- Мышляев С. Ю.
- \"Гипноз\" М., 1999 г.
- Общий психологический словарь
- Овчинникова О. В.
- \"Гипноз в экспериментальном исследовании личности\" М., 1989 г.
- Платонов К. И.
- \"Внушение и гипноз в свете учения И. П. Павлова\" М., 1951 г.
- \"Приёмы самовнушения\" //Воспитание школьников 1993 г. №1 №2
- Под ред. В. Н. Куликова
- \"Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия\" Иваново, 1982 г.
- Р. Брег
- \"Самоучитель\"
- Роженов В. И.
- \"Гипноз и внушение в медицине\" М., 1955 г.
- Узнадзе Д. Н.
- \"Основные положения теории установки\" Тбилиси, 1961 г.
- Часов В. А.
- \"К методике исследования внушаемости\" Уфа, 1955 г.
- Шварц И. Е.
- \"Внушение в педагогическом процессе\" Пермь, 1971 г.
- Ю. Рыжкин
- \"Некоторые теоретические вопросы психологии внушения\" Иваново, 1982 г.