Концепция Я
Реферат по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Концепция Я"
Автор работы: Татьяна
Страниц: 10 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
2. Экзистенциальная позиция
Человек выбирает сценарные темы в соответствии с решениями, принятыми им в глубоком детстве, и наиболее фундаментальные из этих тем — ощущения собственной ценности и благополучия. Берн обратил внимание, что жизненная позиция человека складывается из совокупности отношений к себе (Я — ОК или Я — не ОК) и совокупности отношений к партнеру по взаимодействию (Ты — ОК или Ты — не ОК). ОК в терминологии Берна может обозначать: "хороший", "ценный", "благополучный", "в ладу с самим собой". Сочетание этих установок определяет четыре основные экзистенциальные позиции:
1. Я — ОК (+); Ты — ОК (+).
2. Я — ОК (+); Ты — не ОК (-).
3. Я — не ОК (-); Ты — ОК (+).
4. Я — не ОК (-); Ты — не ОК (-).
Когда ребенок принимает одну из этих позиций, ранние решения, а затем и весь свой сценарий он подстраивает под нее.
Все дети начинают жизнь с позиции "Я+, Ты+". Когда младенец чувствует, что он живет в гармонии с миром и все в мире находится в гармонии с ним, эта позиция становится фундаментом для его решений. Меняет позицию ребенок лишь в том случае, если что-то вмешивается в его взаимозависимость с матерью, например, когда ребенок ощущает, что мать перестает защищать его и заботиться о нем, как она это делала ранее. В ответ на эти неудобства ребенок может решить, что он — не ОК или что другие люди не ОК, и перейти из состояния "базового доверия" в состояние принципиального недоверия. В соответствии с этим принципиальным представлением о себе и окружающих ребенок начинает писать собственный сценарий.
Каждый взрослый человек не находится в избранной позиции все время, мы можем менять эти жизненные позиции в различных ситуациях. Однако у каждого из нас есть принятая нами в детстве излюбленная экзистенциальная позиция, в которую мы входим, испытывая фрустрацию. Каждая из четырех экзистенциальных позиций характеризуется определенным набором эмоций.
• Позиция "Я+; Ты+" является здоровой и заключается в сотрудничестве с другими людьми в решении жизненных проблем. Находясь в ней, мы действуем с целью достичь желаемых результатов, и эта позиция — единственная, основанная на реальности.
• Позиция "Я+; Ты-" — оборонительная. Находясь здесь, человек старается возвыситься над другими людьми. При этом окружающие будут воспринимать его как подавляющего других,нечувствительного и агрессивного человека. Эта позиция характеризуется набором агрессивных эмоций и стремлением к избавлению от оппонента.
• Позиция "Я-; Ты+" заставляет чувствовать себя ниже других людей. В ней человек скорее всего переживает неприятные чувства депрессивного характера и стремится удалиться от "хороших" людей, общества которых он "недостоин".
• Позицию "Я-; Ты-" называют бесплодной. Человек убежден, что весь мир и все люди в нем плохи, как, впрочем, и он сам. Он чувствует себя уставшим и подавленным. Тема основного действия — выжидание.
Убеждения человека, оказывающие влияние на его эмоциональные проблемы, обычно содержат в себе множество слоев.
Наиболее ранним и глубоким является решение относительно собственного благополучия и доверия — экзистенциальная позиция. Она может играть роль фильтра, организующего восприятие и оценку опыта. Для ее оправдания и подтверждения под воздействием родительских предписаний принимается раннее решение относительно себя, людей и жизни, которое может стать центральным убеждением. Это убеждение, в свою очередь, влияет на мировосприятие, формирует частные убеждения относительно конкретных жизненных обстоятельств и совокупность установок.
Содержание работы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Характеристика Концепции Я 4
2. Экзистенциальная позиция 6
Заключение 9
Список литературы 10
Использованная литература
- Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1987.
- Как построить свое «Я». М., 1991.
- Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности. // Психологический журнал,1987. - №4. - С. 126-137.
- Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993.