Личностно – эмоциональные особенности детей разведенных родителей
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Личностно – эмоциональные особенности детей разведенных родителей "
Автор работы: Юлия
Страниц: 76 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность. Изучение психологических особенностей разведенных семей приобретает особую актуальность в современном мире, переживающем достаточно резкую смену парадигм построения семейных отношений. Ценности традиционной семьи и ее достаточно однозначным распределением ролей, высокой степени связанности поколений и отрицательным отношением к разводу устраивают в настоящее время все меньшее количество вступающих в брак молодых и даже немолодых людей. Однако на смену данной традиционной модели семьи пока не пришло некое более или менее выраженное понимание новых принципов организации семейной жизни, сложно говорить о некоей сложившийся современной модели семьи, что и приводит к тому, что гораздо большее, по сравнению с предыдущими поколениями, количество браков заканчиваются разводом. Развод как само по себе достаточно неблагоприятное в большинстве случаев явление становится еще более не-благоприятным, если в распадающейся семье есть дети.
Развод родителей справедливо считается рядом исследователей одним из наиболее тяжелых событий в жизни ребенка, событием, которое накладывает отпечаток на все стороны психической жизни формирующейся личности. Изучение психологических особенностей детей разведенных родителей представляется весьма актуальной тематикой исследования в свете преобразования модели семейных отношений, происходящей в настоящее время.
Целью нашей работы является изучение личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей.
Объектом исследования являются психологические особенности семьи после развода.
Предметом — влияние развода на личностно-эмоциональную сферу детей; личностно-эмоциональные особенности детей разведенных ро-дителей
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:
провести теоретический обзор по проблеме личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей, а именно:
дать обзор психологических особенностей разведенных семей;
показать психологические особенности детей разведенных родителей, проанализировать влияние развода родителей на личностно-эмоциональные особенности детей.
провести практическое изучение личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей, а именно:
провести эмпирическое исследование, направленное на изучение некоторых личностных и эмоциональных особенностей детей разведенных родителей.
разработать, провести и оценить эффективность коррекционной программы, направленной на преодоление негативных послед-ствий развода у детей.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические положения по проблеме личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей 6
1.1. Психологические особенности разведенных семей 6
1.2. Влияние развода родителей на личностную и эмоциональную сферу детей 19
Глава 2. Сравнительное эмпирическое исследование личностно-эмоциональных особенностей детей из разведенных и полных семей 31
2.1. Описание проведения исследования 31
2.2. Анализ результатов диагностического этапа исследования 48
2.3. Психолого-педагогическая коррекция влияния развода родителей на психологическое благополучие детей 56
2.4. Экспериментальное исследования эффективности коррекционной программы 66
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложение 74
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Адлер А. Наука жить. Перевод с англ. и немецкого. — Киев: Port-Royal, 1997.
- Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1996.
- Андреева Т.В. Социально-психологические факторы формирования направленности личности в процессе творческого становления (на примере архитекторов). Дис.... канд. психол. наук. — Л., 1989.
- Андреева Т. В. Биографический метод в исследовании творческого становления лично¬сти // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 2., ч. 2. — СПб., 1996.
- Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. — М.: Просвещение, 1991.
- Белов В. Лад. Очерки о народной эстетике. — М.: Молодая гвардия, 1982.
- Берне Р. Развитие концепции. Я и воспитание. — М., 1986.
- Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. — СПб., 1999.
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. — СПб.: Речь, 2001.
- Воспитание детей в неполной семье. Перевод с чешского / Общая ред. Н.М. Ершовой. — М.: Прогресс, 1980.
- Вдовиченко А.А. О типах акцентуации характера у делинквентных подростков // Пси¬хологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деон¬тологии. — Л., 1986, с. 23–24.
- Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. — СПб.: OMS, 1994.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — Л.: Медицина, 1982.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: Лсииздат, 2000.
- Иванов Е.С. О некоторых закономерностях патологического формирования личности детей и подростков // Всесоюзн. конф. по организации некрологической и психи¬атрической помощи детям. — М., 1980.
- Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. — М.: Педагогика, 1991.
- Кааринен К, Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие // Вопросы философии. 1997. № 6.
- Квинн В. Прикладная психология. — СПб., 2000.
- Кемпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка / Пер. с англ. — СПб.: Мирт, 1995.
- Кон И.С. Социология личности. — М.: Изд-во политич. литературы, 1987.
- Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989.
- Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании / Пер. с польск. — М.: Политиздат, 1990.
- Крайг Г. Психология развития. — М.; СПб.: Питер, 2002.
- Куликов Л.В. Психология настроения. — СПб., 1997.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991.
- Макаренко А.С. Книга для родителей. — Л.: Лениздат, 1981.
- Новикова Л.Г. Основные характеристики динамики населения // Со-цИС: Социологи¬ческие исследования. 1998, № 9.
- Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. — М.: Просвещение, 1990.
- Панкова Л.М. Воспитание внуков. — СПб.: Питер, 1998.
- Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. — М.; Проспект, 1999.
- Психология подростка. Психологическая энциклопедия / Под ред. А.А. Реана. — СПб.: Праим-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003.
- Реан А.А. Психология изучения личное. — СПб., 1999.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с немецкого. — М.: Мир, 1994.
- Ричардсон Р. Силы семейных уз. — СПб.: Акцидент; Ленато, 1994.
- Сидоренко Е.В. Психологическое знание о личности // Психология: итоги и перспек¬тивы. Тез. научно-практ. конф. 28–31 окт. 1996 / Под общей ред. А.А. Крылова. СПб., 1996.
- Соколова В.Я., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. — М.: Просвещение, 1991.
- Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. — М.: Просвещение, 1983.
- Цукерманис Л., Аугустинавичюте А. Вопросы пола и психогигиена семейной жизни / Культура семейных отношений. — М.: Знание, 1980.
- Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. — М.: Медицина, 1996.
- Эйдемиллер Э.Г. Тактика семейной психотерапии при психопатиях и психопатоподоб-ных расстройствах подросткового возраста // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. — Л., 1988.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психологическая корреляция делин¬квентного пове¬дения у подростков с отклонениями характера. Исследова¬ние механизмов и эффек¬тивности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. — Л., 1982, с. 115–119.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000.