Нейропсихологические особенности отклоняющего развития у детей младшего школьного возраста
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Нейропсихологические особенности отклоняющего развития у детей младшего школьного возраста"
Автор работы: Юлия
Страниц: 67 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Увеличение числа детей, имеющих те или иные недостатки развития, наряду со многими другими проблемами обозначили важнейшую задачу: признать безусловную ценность любой личности (в том числе и аномальной), обеспечить ее право быть защищенной государством и всеми его институтами. Нельзя игнорировать и такое обстоятельство, как неготовность большей части общества понять и признать потенциальные возможности развития детей с тем или иным дефектом под воздействием коррекционного обучения и воспитания.
Проблема отклоняющегося развития в настоящее время стоит чрезвычайно остро. С одной стороны, отмечается существенное повышение распространенности различных форм дизонтогенеза. С другой стороны, многие проявления аномального онтогенеза резистентны к известным коррекционным методам, традиционным дефектологическим приемам и медицинским мероприятиям.
Дети с отклоняющимся развитием составляют достаточно большую группу. Среди них особое внимание обращают на себя дети с задержкой психического развития (ЗПР), парциальной несформированностью высших психических функций (сюда входят слабослышащие дети), явлениями минимальных мозговых дисфункций (ММД). Поскольку изменения в их психической деятельности не носят грубого характера, поддаются коррекционнм воздействиям, усилия педагогов и психологов в первую очередь должны быть направлены на разработку адекватных и эффективных программ формирования и развития различных сторон психической сферы данной категории детей. Это тем более важно, что ЗПР это такая разновидность аномального психического развития, которая может быть компенсирована в адекватных состоянию ребенка психолого-педагогических условиях.
Психологические особенности детей с ЗПР в определенной степени изучены, однако необходимо отметить, что большинство исследователей ограничивают свои задачи описанием клинико-нейропсихологической характеристики задержки психического развития и особенностей нарушения какой-либо одной функции: памяти, внимания, речи, слуха, мышления, зрительно-пространственного восприятия, общения, игровой деятельности: Т.А.Власова (1971, 1975); М.С. Певзнер (1960, 1971, 1972); Ю.Г. Демьянов (1971); Г.И. Жаренкова (1973); Т.А. Власова и М.С. Певзнер (1973); В.В. Лебединский (1974, 1977 ,1985); Н.Л.Белопольская (1976); И.Ф. Марковская (1977, 1993); Т.В. Егорова (1973); С.Г. Шевченко (1976, 1994); Н.Г. Лутонян (1977); К.С. Лебединская (1980, 1989); В.В. Подобед (1981); Л.В. Яссман (1985); В.И. Лубовский (1989); Е.Б. Аксенова (1988); Л.И. Переслени, П.В. Шохин (1993); С.Г. Шевченко (1994); У.В. Ульянкова (1983, 1990, 1997); Е.С. Слепович (1990, 1994); Е.В. Карпова (1999); Н.Л. Белопольская (1999).
Содержание работы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТО- И ДИЗОНТОГЕНЕЗЕ 6
1.1. Закономерности психического развития нормального и аномального ребенка 6
1.2. Понятия нормативного и отклоняющегося развития в психологии 14
1.3. Аномалии развития в связи с недостаточностью слуха 21
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ . 37
2. ИЗУЧЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 38
2.1. Нейропсихологические методы изучения детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии. 38
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов 43
Методика «Зашумленные изображения» (А.Р.Лурия) 44
Методика определения уровня развития коммуникативной сферы 45
2.2. Результаты исследования детей 6 лет с отклонениями в развитии с помощью нейропсихологических методик. 46
В ДИАГНОСТИКЕ ПРИНЯЛО УЧАСТИЕ 30 ДЕТЕЙ (15 ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ И 15 ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА). 46
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов 46
Методика «Зашумленные изображения» (А.Р.Лурия) 48
Методика определения уровня развития коммуникативной сферы 49
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА. 55
Использованная литература
- .
- Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К. и др. Подготовка ребенка к школе. М., 1991. 160с.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / Под ред. К.С.Лебединской, Г.П.Бертынь, З.М.Дунаева и др.М., 1982.127с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.,1980.
- Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М, 1997.222с.
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
- Асмолов А.Г. Историкоэволюционный подход в психологии личности: Дисс. в виде научн. докл. на ... дра психол. наук. М.,1998.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.367с.
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М., 1994.216 с.
- Бадалян Л.О. Невропатология. М., 1986.
- Балахонов А.В. Ошибки развития. СПб., 2001. 288с.
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. // Практическая детская психология. М., 1993. 90с.
- Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онто и социогенеза: Дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 1998.367с.
- Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М., 1999.148с.
- Бернс Р. Развитие Яконцепции и воспитание. М., 1986.422с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. 326с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
- Большунов А.Я., Большунова Н.Я. Условия формирования детского сообщества как базиса детской культуры и развития индивидуальности дошкольника // Личность и деятельность: Тезисы докладов Сибирской научной конференции. Новосибирск, 1995. С. 42 44.
- Большунова Н. Я. Переживание как фактор структурирования и развития индивидуальности // Развитие личности в системе непрерывного образования. Новосибирск, 1996. С. 62 63.
- Большунова Н.Я. Развитие субъектности как ведущая задача организации образования дошкольников //Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. Новосибирск,1995. С.7778.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебнометодическое пособие. М., 1999. 56с.
- Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. М.: Издво АПН РСФСР, 1963.
- Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. № 6.
- Братусь Б.С.. Аномалии личности. М., 1998.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990. 140 с.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности. //Личность в системе общественных отношений. М., 1983. С.274276.
- Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастнопсихологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М.,1990.136с.
- Винокуров Л.Н. Роль нервнопсихических нарушений в возникновении неуспеваемости у младших школьников.: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1973. 20с.
- Власова Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития / Т.А. Власова, К.С. Лебединская // Дефектология. 1975. № 6. С.817.
- Власова Т.А. Каждому ребенку надлежащие условия воспитания и обучения // Дети с временными задержками развития. М., 1971. С.714.
- Власова Т.А. Основные направления и задачи дальнейшего развития научных исследований в дефектологии / Т.А. Власова // Дефектология. 1975. № 5.
- Власова Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей: обобщенный доклад / Т.А. Власова. М., 1972. 56с.
- Власова Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. М., 1973.
- Вроно М. С., Башина В. М. Синдром Каннера и детская шизофрения. Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1975, № 5.
- Выготская Г.Л. Руководство сюжетноролевыми играми у глухих детей. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 1966.
- Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М., 1991.
- Выготский Л.С. Развитие высших психический функций / Л.С. Выготский. М.: Издво АПН РСФСР, 1960.
- Выготский Л.С. Собр.соч. В 6 т. М., 19811986.
- Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка // Методическое пособие. М., 1994. Вып. 7. 64 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.240с.
- Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М., 1974.
- Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.,1999.280с.
- Делова Т.Б. Некоторые нейродинамические предпосылки в коррекции нарушений поведения у детей // Дети с временными задержками развития. М., 1971.С.125 131.
- Демьянов Ю.Г. Некоторые данные исследований памяти у детей с задержкой психического развития // Материалы III всесоюзного съезда Общества психологов СССР. М., 1968. Т. 3. Вып. 1. С.405406.
- Дети группы риска: Материалы международного семинара. СПб., 1998. 178с.
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. М., 1984. 256с.
- Дети с отклонениями в поведении / Под ред. И.А.Невского. М., 1963.
- Диагностика и коррекция ЗПР у детей /Под ред. Шевченко С.Г. М., 2001. 224с.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Сборник научных тезисов / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панька. Минск, 1997.
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сбор. научн. трудов /Под ред. И.В.Давыдова. М.: Издво. АПН СССР, 1987. С.7480.
- Дунаева З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы ее коррекции: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. 23с.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.,1973.150с.
- Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М., 1998.176с.
- Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психологического развития по образцу и словесной инструкции //Дефектология. 1972. №5.С.2935.
- Забрамная С.Д. Психологопедагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995. 111с.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. /Под ред. Л.А.Анциферовой. М, 1978.368с.
- Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики: Избр. психологические труды: В 2 т. М., 1986.
- Захаров А.И. Влияние семейных факторов на снижение темпов психического развития детей. Л., 1976. С.3743.
- Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1976.238с.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки аномального развития личности. М,. 1980. 360с.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропософии. М., 1996. 286с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. 348с.
- Изучение слабослышащих детей в процессе обучения / под ред. Р.М. Боскис. М., 1972.
- Ильин Е.П. Мотивы и мотивации. СПб., 2000. 563с.
- Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982. 224с.
- Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
- Каган В.Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.191с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. М., 1979.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.238с.
- Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебнометодических материалов. М., 1997. 160с.
- Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. М., 1963.
- Коррекционная педагогика / Под ред. Пузанова Б.П. М., 1998. 141 с.
- Лапшин В.А., Пузанова Б.П. Основы дефектологии. М., 1991.143с.
- Лебединская К.С. Клиникопсихологический анализ нарушений поведения у подростков / К.С. Лебединская, М.М. Райская, С.В. Немировская и др. // Дефектология. 1980. №5. С.314.
- Лебединская К.С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания / К.С. Лебединская. М., 1969. 156с.
- Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1991. 97с.
- Лебединский В. В. Задачи патопсихологической диагностики в детском возрасте. В кн.: О диагностике психического развития личности. Таллин, 1974.
- Лебединский В. В. Роль асинхронии развития в формировании патопсихологических симптомов ранней детской шизофрении. Вестник МГУ. Сер. Психология, 1980, № 1.
- Лебединский В. В., Кошелева А. Д. Формирование умственных действий как метод диагностики и коррекции задержки интеллектуального развития. В кн.: Первая Всесоюзная конференция по неврологии и психиатрии детского возраста. М., 1974.
- Лебединский В. В., Спиваковская А. С., Раменская О.Л. Патопсихологическая структура игровой деятельности детей, больных шизофренией. Дефектология, 1974, № 4.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей / В.В. Лебединский. М.: Издво МГУ, 1985. 167с.
- Лебединский В.В. Некоторые актуальные проблемы детской патопсихологии / В.В. Лебединский // Жури. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1971. № 6. С.4145.
- Лебединский В.В., Кошелева А.Д. Формирование умственных действий как метод диагностики и коррекции задержки интеллектуального развития // Первая Всесоюзная конференция по неврологии и психиатрии детского возраста. М., 1974. С.3840.
- Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. М., 1994.360с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения В 2х т. М., 1983.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.39с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972 .575с.
- Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск, 2002. 264с.
- Лисина М.И. Воспитание детей раннего возраста в семье. Киев, 1983.с.153
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.144с.
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л 1977.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л., 1979.335 с.
- Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой развития // Дефектология. 1972. №4. С.1016.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В.И. Лубовский. М., 1978.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. М., 1969.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. М., 1973.
- Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. В 2 т. / А.Р. Лурия М.: Издво АПН РСФСР, 19561958.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клиниконейропсихологическая диагностика) М., 1993.198с.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития церебральноорганического генеза: (клиникопсихологическая корреляция): автореф. дис. канд. мед. наук/ И.Ф. Марковская. Л., 1982. 17с.
- Марковская И.Ф. Клиниконейропсихологическая характеристика задержки психического развития / И.Ф. Марковская // Дефектология. 1977. № 6.
- Марковская И.Ф. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития / И.Ф. Марковская, В.В. Лебединский, О.С. Никольская // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1977. № 12.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
- Никольская О.С. Психологическая коррекция раннего детского аутизма. Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1980, № 10.
- Носков Г.Г. Тест символических заданий: Методическое руководство для практических психологов. Новосибирск, 1996. 28с.
- Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Репиной Т.А., Стеркиной Р.Н. М., 1999. 152с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. М., 2001. 448с.
- Основы обучения и воспитания аномальных детей. Под ред. А. И. Дьячкова. М., 1965.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1965.
- Певзнер М.С. Дети с временной задержкой общего развития // Принципы отбора детей во вспомогательные школы. М.,1960.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа психофизического развития // Дефекты с временными задержками развития. М., 1971. С.15 20.
- Переслени Л.И., Шохин П.В. Особенности внимания и восприятия (у детей с задержкой психического развития) // Обучение детей с задержкой психического развития. М., 1993.
- Петровский В.А. К психологии активности личности //Вопросы психологии. 1975. № 3. С.2638.
- Принципы отбора детей во вспомогательные школы, .Под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. М., 1973.
- Проблемы психологической готовности ребенка к школе: Банк методик для обследования / Под ред. Н.Я. Большуновой; сост. Клинникова З.П. Бердск, 1998. 74с.
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М., 1993.
- 1