проблема психического здоровья детей дошкольного возраста
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"проблема психического здоровья детей дошкольного возраста"
Автор работы: Оксана
Страниц: 26 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.
К основным критериям психического здоровья относят: соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакции - внешним раздражителям, значению жизненных событий; адекватный возрасту уровень зрелости эмоциональной, волевой и познавательной сфер личности; адаптивность в микросоциальных отношениях; способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении.
\"Здоровье - состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов\". Данное определение психического здоровья вполне согласуется с определением здоровья, которое сформулировано экспертами Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
По мнению экспертов ВОЗ, благополучие в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека.
Проблема психического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности.
Особое внимание уделяется психическому здоровью детей. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев – практически невозможно.
Успешное становление ребенка как личности определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в конечном счете, и прогресс развития общества в целом. Дети не просто особый социальный слой. Они являются приоритетной группой, так как степень образованности, социализированные масштабы и уровень культуры, здоровья детей завтра материализуются в здоровье нации, в качество жизни народа, в новые технологии и безопасность социальной жизни, в авторитет страны в мире.
В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. Важная роль в концепции модернизации образования отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров».
Сегодня проблема психического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В. А. Ананьев, Б. С. Братусь, И. Н. Гурвич, Н. Г. Гаранян, А. Н. Леонтьев, В. Э. Пахальян, А. М. Степанов, А. Б. Холмогорова и др.). Проблеме психического здоровья детей посвящены труды И. В. Дубровиной, В. В. Давыдова, О. В. Хухлаевой, Г. С. Никифорова, Д. Б. Эльконина и др.).
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА 6
2. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
14
2.1 Особенности психического здоровья детей в дошкольном периоде
14
2.2 Факторы, влияющие на психическое здоровье детей дошкольного возраста 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 26
Использованная литература
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник. – М.: Академический проект, 2006. – 701 с.
- Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 192 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
- Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. – М.: МГОПУ АНОО НОУ, 2006. – 234 с.
- Волков Б. С. Детская психология в вопросах и ответах / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: Сфера, 2007. – 256 с.
- Кон Р. Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. – М.: Академический проект, 2006. – 735 с.
- Косякова О. О. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие. – Рн/Д.: Феникс, 2007. – 415 с.
- Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов выс¬ших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Сфера, 2006. - 464с.
- Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2006. – 456 с.
- Немов Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2 Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 608 с.
- Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2006. – 237 с.
- Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2006. – 400 с.
- Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под. ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 144 с.
- Психология дошкольника. Хрестоматия / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Академия, 2006. – 408 с.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 176 с.
- Розенова М. И. Психология обучения и воспитания. – М.: Эксмо-Пресс, 2006. – 175 с.
- Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 460 с.
- Сарычев С. В. Педагогическая психология / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. – СПб.: Питер, 2006. – 223 с.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учебник. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2007. – 352 с.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М.: Академия, 2005. – 384 с. – ISBN 5-7695-2405-7