Роль и место музыкальных занятий в эмоционально - когнитивном развитии слабослышащих детей
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Роль и место музыкальных занятий в эмоционально - когнитивном развитии слабослышащих детей "
Автор работы: Юлия
Страниц: 60 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность. Проблема нарушения слуха представляет для детей более серьезную опасность, чем это может показаться на первый взгляд. У детей с нарушениями слуха помимо всего прочего существует опасность задержки речевого развития, а так же тех психических функций, которые непосредственно связаны с речью, прежде всего это образно-понятийное мышление и прочие познавательные навыки, так или иначе имеющие отношение к когнитивному развитию ребенка. Другой сферой, потенциально подверженной нарушениям при слуховом недоразвития, является эмоциональная сфера ребенка, так как недостаточнее развитие слухового аппарата может препятствовать установлению полноценных социальных контактов ребенка, что является необходимым условием для эмоционального развития.
Музыка в той или иной своей форме всегда привлекала специалистов широкого круга помогающих профессий как средство оказания коррекционного воздействия. На сегодняшний день имеется достаточно успешных примеров применения музыкальных технологий в терапевтических и коррекционных целях. Наша работа посвящена исследованию возможностей применения музыкальных занятий как средства эмоционального и когнитивного развития слабослышащих детей.
Целью нашей работы является изучение возможностей музыкальных занятий как средства развития эмоционально-когнитивного развития сла-бослышащих детей.
Объектом исследования является эмоциональное и когнитивное развития слабослышащих детей.
Предметом — развитие эмоциональной и когнитивной сферы сла-бослышащих детей посредством музыкальных занятий.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:
провести теоретический анализ основных понятий исследования:
раскрыть психологические особенности слабослышащих детей;
показать специфику эмоционального и когнитивного развития слабослышащих детей;
осветить основные исследования по изучению возможностей му-зыки как средства психического развития ребенка.
провести практическое исследование, направленное на изучение воз-можностей развития эмоциональной и когнитивной сферы детей по-средством музыкальных занятий.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические изучение возможностей музыки как средства эмоционально-когнитивного развития слабослышащих детей 5
1.1. Психолого-педагогические особенности слабослышащих детей 5
1.2. Эмоциональное и когнитивное развитие слабослышащих детей 10
1.3. Возможности музыки как средства психического развития ребенка 16
Выводы по Главе 1 23
Глава 2. Практическое исследование возможностей развития эмоциональной и когнитивной сферы младших школьников посредством музыкальных занятий 24
2.1. Этапы и методы исследования 24
2.2. Первичное диагностическое исследование уровня эмоционально-когнитивного развития слабослышащих младших школьников 35
2.3. Описание коррекционно-развивающей программы комплексного музыкального развития детей с ограниченными возможностями 41
2.4. Анализ эффективности коррекционно-развивающей программы посредством повторного диагностического исследования уровня эмоционально-когнитивного развития слабослышащих младших школьников 45
Выводы по Главе 2 47
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложения 53
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Бертынь Г. П., Розанова Т. В. Клинико-психологическое изучение глу-хих детей со сложным дефектом //Дефектология, 1993, № 1.
- Бородич А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М.: 1998.
- Восприятие музыки: сб. статей / ред.-сост. В.Н. Максимов. — М.: Музыка, 1990.
- Выготский Л.С. Мышление и речь ребенка. — М.: 1982.
- Гольдберг А.М. Особенности самостоятельной письменной речи у глу-хих школьников. — М., 1986.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология — М.: 1993
- Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. — М.: 1994.
- Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. — М.: 1999.
- Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. — М., 2000.
- Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. — М., 1987.
- Коровин К.Г. Усвоение основных грамматических понятий учащимися старших классов школы слабослышащих. — М., 1982.
- Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников. — М., 1989.
- Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.
- Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. — М., 1993.
- Лазарев М.Л. Метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия // Школа здоровья, 1996, № 4.
- Лебедев Д.И. Особенности запоминания фраз глухими школьниками // Дефектология, 1985, № 6.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. — М.: 1988.
- Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. — М.: Гардарики, 2001.
- Музыкальный язык в контексте культуры. — М., 1989.
- Мухина В.С Возрастная психология. — М., 1997.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: 1982.
- Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып. 2, ред.-сост. В.И. Руденко. — М.: 1989.
- Психологический словарь // под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Меще-рякова. — М., 1996.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М., — Л.: 1982.
- Селиверстов В.В. Речевые игры с детьми. — М.: 1994.
- Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений // под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. — М., 1989.
- Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания — М., 1989.
- Шматко Н.Д. Коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми раннего возраста. — М., 1991.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте — М.: 1995.
- Якобсон С.Г. Проблемы этического развития детей. М., 1994
- Яхнина Е.3. Пути совершенствования произносительной стороны речи у глухих школьников // Дефектология, 1995, № 1.