Проблемные ситуации и их создание при обучении математики в детском саду.
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Проблемные ситуации и их создание при обучении математики в детском саду."
Автор работы: Юлия
Страниц: 33 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе .
Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия с дошкольниками, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах (3,с.18). Поэтому «Проблемные ситуации и их создание при обучении математике в детском саду» - одна из важнейших и актуальных тем на сегодняшний день.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов:
Актуальность нашего исследования определила цель и задачи работы.
Цель исследования - рассмотреть проблемные ситуации и их создание при обучении математике в детском саду.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть психологические особенности дошкольника в обучении.
2.На основе анализа литературы изучить понятие мышления ребенка.
3.Дать общую характеристику формрования математических представлений в детском саду.
4. Проанализировать виды проблемных ситуаций.
5. На основе проведенного исследования сделать выводы и дать рекомендации по работе.
Объект исследования - обучение математики в детском саду.
Предмет исследования - проблемные ситуации и их создание при обучении математике в детском саду.
Содержание работы
CОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы особенностей дошкольников в обучении 5
1.1.Психологические особенности дошкольников в обучении 5
1.2.Мышление ребенка. Виды. Особенности формирования 11
1.3.Развитие логического мышления 14
Глава 2.Проблемные ситуации при обучении математике в детском саду 18
2.1. Общая характеристика формирования математических представлений в детском саду 18
2.2. Виды проблемных ситуаций 25
2.3.Выводы. Рекомендации 28
Заключение 31
Список литературы 32
Использованная литература
- 1.Гоголева В.Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. - СПб.: Детство-Пресс, 1998. - 128 с.: ил.
- 2.Давайте поиграем: Математические игры для детей 56 лет/Под ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, 1991 80 с.
- 3.Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. - М.: Академия, 19967. - 160с. - (Серия «Педагогическое образование»).
- 4.Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике. //Дошкольное воспитание. - 1999. - № 2. - С.17-20.
- 5.Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. - М., 1994.
- 6.Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 1999. - 64 с., ил.
- 7.Зак А. 3. Развитие интеллектуальных способностей у детей 67 лет. М.: Новая школа, 1996. 288 с.
- 8.Игра в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. /Сост. Смоленцева А.А., Суворова О.В. - Н.Новгород: Горьковский областной институт усовершенствования учителей, 1991. - 26 с.
- Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
- 10.Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. 1-й год обучения. - М.: Гном и Д, 2001. - 96 с. (Опыт работы практического педагога).
- 11.Кларина Л. М. Дети и знаки: буквы, цифры, геометрические формы. - М.: Новая школа, 1993. - 108 с., ил.
- 12.Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - М.: Гном-Пресс, 1999. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).
- 13.Корнеева Г.А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников. // Вопросы психологии. -1978. - № 2. - С.91-101.
- Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. М.: ИРИАС, 2006. 452 с.
- 15.Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1974.
- 16.Ломова Н.В., Куколевская Г.И. Математика. Система развивающих упражнений. - М.: Перспектива, 1996. - 88 с.
- 17.Математика от трех до шести: Учебн.-метод, пособие дня воспитателей детских садов / Сост. 3. А. Михайлова,Э. Н. Иоффе. - СПб.: Акцидент, 1996. - 150 с.
- 18.Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. /Авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. - СПб.: Детство-Пресс, 1999. - 176 с., ил. - (Серия «Библиотека программы «Детство»).
- 19.Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. /Сост. З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Р.Л.Непомнящая, А.М.Вербенец (РГПУ им. А.И. Герцена). - СПб.: Акцидент, 1998. - 94 с.
- 20.Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. - М., 1985.
- Михайлова 3., Непомнящая Р. Методы формирования элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. - 1988. - №2. - С. 26-30.
- 22.Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для до¬школьников. М.: Просвещение, 1990. 94 с.
- 23.Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. - М.: Новая школа, 1997. - 128с.
- 24.Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие /Авт.-сост. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. /(Библиотека программы «Детство»). - СПб.: Акцидент, 1997. - 79 с.: Ил.
- 25.Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька ... Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2001. - 256 с.
- 26.Ревягина Т.А., Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А. Введение шестилетнего ребенка в знаковую систему. - М.: МПСИ; ННГАСУ (ГХИ), 2001. - 408 с. - (Серия «Библиотека дошкольника»).
- 27.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 47 с., ил.
- 28.Сербина Е.В. Математика для малышей. - М., 1992.
- 29.Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. Математика до школы. Н. Новгород: Нижненовгородский гуманитар¬ный центр, 1996. 107 с.
- 30.Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 1980. - 64 с., ил.
- 31.Тихонова Л.И., Селиванова Н.А. Математика в играх с Lego-конструктором. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 64с. (Серия «Из опыта педагога»).
- 32.Фидлер М. Математика уже в детском саду. М.: Про¬свещение, 1981. 159 с.
- 33.Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / Е. А. Агаева, В. В. Брофман, А. И. Булычева и др. М.: Просвещение, 1991. 64 с.
- 34.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. - М.: Академия, 2000. - 272 с. - (Серия «Педагогическое образование»).