Проблема нравственного воспитания детей с нарушенным интеллектом
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Проблема нравственного воспитания детей с нарушенным интеллектом "
Автор работы: Юлия
Страниц: 29 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
В последние годы в нашей стране успешно развивается сеть специальных школьных учреждений, где обучаются дети с нарушенным интеллектом. Эти учреждения призваны обеспечить максимальное развитие школьников с нарушенным интеллектом и подготовить их к дальнейшему жизненному пути. Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы заключаются в проведении комплекса мер, направленных на всестороннее развитие личности, на сглаживание различных недостатков психики школьников с нарушенным интеллектом, усугубляющих их интеллектуальную, физическую и социальную несостоятельность.
В настоящий момент проблема духовно-нравственного возрождения общества стала жизненно необходимой. В этом свете исключительно важным в образовательном процессе, строящемся на началах гуманно-личностного подхода, является развитие духовной жизни ребёнка, воспитание его нравственных качеств.
Проблема эмоционально-нравственного развития и воспитания детей с нарушенным интеллектом нашла отражение в работах Л.Б. Баряевой, А.Г. Селюкова, С.А. Зыкова, Р.А. Афанасьевой, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипициной и др . Нарушение интеллекта уже в младенческом возрасте вызывает дефицит эмоционального общения, который со временем нарастает и отрицательно сказывается на развитии эмоционально-нравственной сферы детей. Исследователи выявляли возможности использования разнообразных средств эмоционально-нравственного воспитания: общения, игры, чтения, устного народного творчества, музыки, компьютерных технологий.
Содержание работы
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Проблема нравственного воспитания детей с нарушенным
интеллектом в психолого-педагогических исследованиях……………....5
1.1 Проблема нравственного воспитания с нарушенным интеллектом в
работах выдающихся ученых……………………………………………...5
1.2 Современный взгляд на проблему нравственного воспитания в
старших классах школы VIII вида………………………………………..9
Глава 2 Система работы по формированию нравственных качеств у
учащихся старших классов……………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………..28
Использованная литература
- Афанасьева Р.А. Роль воспитательной работы в повышении качества жизни детей с проблемами в развитии / Р.А. Афанасьева, Л.Ю. Долгих, З.А. Дулатова // Материалы регион. науч.-метод. семинара «Роль воспитательной работы в повышении качества жизни детей с проблемами в развитии». - Иркутск : ГОУ ВПО Иркутский гос. пед. ун-т, 2007.
- Антипина А. Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития.// "Начальная школа", 1997, № 6, с. 60-64.
- Баряева Л.Б. Обучение игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - № 3. - С. 29-36.
- Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. Москва, «Просвещение», 1982.
- Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990.
- Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников : кн. для воспитателя / О.П. Гаврилушкина. - М. : Просвещение, 1985. - 72 с.
- Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. - М., 1961.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь "особому" ребенку : кн. для педагогов и родителей / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич. - [3-е изд.]. - СПб. : Детство-пресс, 2001. - 125 с.
- Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. – М., 2002.
- Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков : [Руководство] / Д.Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2003. - 389 с.
- Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. - М.: "Академия", 1999. - 304 с.
- Кирилюк Л. Г. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1986.
- Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. - М.: ТЦ "СФЕРА", 2000. - 192 с.
- Лалаева Р.И. Коррекционно-педагогическая работа во вспомогательной школе. – М., 2001.
- Лиепиня С.В. Психология умственно отсталых детей / С. Лиепиня. - Рига : Звайгзне , 1991. - 144 с. - Библиогр.: с. 143-145.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : практ. пособие / А.Р. Маллер. - М. : АРКТИ, 2000. - 121 с.
- Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М., 1980.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития : учеб. пособие / Б.П. Пузанов. – М. : Academia, 2003. – 268 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология образования М.: Академия, 2003.
- Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для труда психического развития учащихся вспомогательной школы. М.: 1995 г.
- Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981.
- Рычкова Л.С. Психопатология детского возраста: умственная отсталость : учеб. пособие / Л.С. Рычкова ; М-во образования Рос. Федерации, Юж.-Урал. гос. ун-т. - Челябинск : Изд-во Юж.-Урал. гос. ун-та, 2000. - 49 с.
- Селюков А. Г. Становление психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей в контексте развития педагогической антропологии в конце XIX — начале XX веков // Проблемы современного общества в исследованиях молодых учёных: Сб. научных трудов аспирантов. — М.: Московский открытый социальный институт, 2007.- № 9. — С. 96-103.
- Соколова Н.Д., Калинникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Москва, 2001.
- Судаков Н. И. Нравственный идеал и формирование личности школьника. — Вопросы психологии, 1973, № 3, с. 104—113.
- Шипицина Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии // Образование. - СПб, 1995.
- Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – Спб., 2002.
- Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. // Дошкольное воспитание, №3, 1998.