Эмоциональная сфера беременных женщин
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Эмоциональная сфера беременных женщин"
Автор работы: Балашова Анастасия
Страниц: 153 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Изучение материнства в настоящее время становится все более популярным как в теоретическом, так и в приклад¬ном аспектах. Проблемами материнст¬ва занимаются социологи, медики, пе¬дагоги, психологи и многие другие спе¬циалисты.
Материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: материн¬ство как обеспечение условий для развития ребенка и материн¬ство как часть личностной сферы женщины.
В психологической литературе много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также ус¬ловиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечест¬венной психологии в последнее время также по¬явился ряд работ, связанных с: феноменологией (Брутман В.И.(5), Филиппова Г.Г. (50) и др.); психофизиологией (Батуев А.С. (13) и др.); психологией материнства (Мухамедрахимов Р.Ж.(31); Филиппова Г.Г.(52) и др.); психотерапевтическими аспектами беременности и ранних этапов материнства (Васильева О.С.(13), Могилевская Е.В. (13) и др.); девиантным материнством (Брутман В.И.(8), Ениколопов С.Н.(9), Варга А.Я.(7), Хамитова И.Ю. (7) и др.).
В комплексных исследованиях со¬стояния женщины во время беременно¬сти, связанных с изучением успешности ее адаптации к материнству и обеспече¬нием адекватных условий для развития ребенка, учитываются разнообразные факторы: личностные особенности, исто¬рия жизни, адаптация к супружеству, особенности адаптивности как свойства личности, удовлетворенность эмоцио¬нальными взаимоотношениями со своей матерью, модель материнства своей ма¬тери, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье.
Успешная адаптация к беременности коррелирует с успешной адаптацией к материнству как удовлетворенность своей материнской ролью, компетентность, от¬сутствие проблем во взаимодействии с ребенком, успешное
3
развитие ребенка.
В последнее время увеличилось число беременных женщин, желающих получить квалифицированную психолого-педагогическую помощь. Подобная помощь в на¬шей стране только начинает развиваться и становится актуальной.
Во время беременности женщины посещают женские консультации, где с ними проводятся беседы по различным вопросам, касающихся здоровья матери и ребенка. Однако большую роль во время беременности играет психологический фактор. Существует связь психо¬логического эмоционального состояния женщины во вре¬мя беременности с успешностью вына¬шивания ребенка и патологией беременности и родов, особенностями послеро¬дового периода как для матери, так и для ребенка.
Женщины подвержены депрессиям, стрессам, они становятся более чувствительны. Здесь необходимы консультации психологов о возможных способах контроля своего эмоционального состояния. Стрессы, депрессии могут негативно повлиять на течение беременности и риск нарушения материнско-детских отноше¬ний после родов, прогноз возникновения послеродовых депрессий и пси¬хозов, а также других психических на¬рушений в развитии ребенка. В связи с этим изучение эмоциональной сферы беременных женщин является актуальной задачей.
Цель: изучить эмоциональную сферу беременных женщин.
Объект: 30 беременных женщин и 30 небеременных женщин.
Предмет: особенности эмоционально сферы беременных и небеременных женщин.
Задачи:
1) провести теоретический анализ литературы по изучаемой
проблеме;
2) подобрать комплекс психодиагностических методик;
3) выявить особенности эмоциональной сферы беременных женщин.
Гипотезы исследования: мы предполагаем, что
4
1. У беременных женщин уровень ситуативной тревожности выше, чем у небеременных.
2. Уровень тревожность первородящих выше, чем у повторно беременных женщин
Практическая значимость нашего исследования:
Состояние здоро¬вья беременной женщины детерминировано мно-жеством факторов: биологических, психологических, социальных. Психологическая помощь по проблемам беременности должна быть только комплексной. Необходимо уделять внимание не только физиологическим изменениям беременной женщины, но и индивидуально – психологическим, эмоциональным состояниям. Снижение положительного эмоционального состояния женщины в период беременности яв¬ляются фактором риска для развития ребенка. Поэтому изучение эмоциональной сферы беременных женщин является актуальной задачей. Наш комплекс психодиагностических методик может быть использован в практической работе психологов, специалистов, работающих в женских консультациях. Результаты нашего исследования могут быть использованы в практике работы психолога в родильных домах.
Методы исследования: методика определения уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина; методика К. Изарда «Дифференциальные шкалы эмоций»; методика «Самооценка депрессии»; методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А.Жмурова; методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге; тест Люшера; математический метод ранговой корреляции Р.С. Спирмена.
База исследования: женская консультация №2 города В.Новгорода. Исследование проводилось на протяжении двух лет: 2004-2005 гг.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………….......3
1. Эмоциональная сфера беременных женщин.
1.1. Материнство как психологический феномен……………………………..6
1.2. Эмоциональная сфера человека…………………………………………..14
1.3. Изменения в эмоциональной сфере беременных женщин………….......22
Выводы по теоретической части...……………………………………………….......40
2. Исследование эмоциональной сферы беременных и небеременных женщин.
2.1. Характеристика выборки и методов исследования…………………......43
2.2. Результаты исследования уровня тревожности…………………………49
2.3. Результаты исследования эмоционального самочувствия беременных
небеременных женщин…………………………………………………....52
2.4 Результаты исследования уровня депрессии у беременных и
небеременных женщин…………………………………………………….56
2.5. Результаты исследования уровня стрессоустойчивости и социальной
адаптации беременных и небеременных женщин………………………60
2.6. Результаты исследования эмоционального состояния беременных и
небеременных женщин по тесту Люшера………………………………..62
2.7. Сравнительный анализ особенностей эмоциональной сферы
беременных и небеременных женщин…………………………………..65
Выводы по практической части………………………………………………….......85
Заключение……………………………………………………………………………91
Список литературы…………………………………………………………………...96
Приложения………………………………………………………………………….100
Использованная литература
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.\r\n2. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия // Психологический журнал. - 1999.- Т. 20. № 1. С. 39-48.\r\n3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1963.\r\n4. Арина Г.А., Айвазян Е.Б., Маклакова М.В. Особенности развития эмоционально – ценностного отношения к ребенку у женщин с отягощенной беременностью. //Дефектология. – 2003. - №4- с.59-66.\r\n5. Брутман И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. — №1. — 2002. — С. 59-69.\r\n6. Брутман В.И. Формирование привязанности ма¬тери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 38-46.\r\n7. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского по¬ведения // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. № 2. \r\n8. Брутман В.И., Ениколопов С.Н. Некоторые ре¬зультаты социологического и психологического обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. - 1994. - №4. С. 34.\r\n9. Брутман В.И., Ениколопов С.Н. и др. Раннее со¬циальное сиротство. М., 1994.\r\n10. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии, 2002.- №3. – с.11-118.\r\n11. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Психологическое состояние женщин во время беременности и после родов //Вопросы психологии, 2002. - №1.- с.59-68.\r\n12. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб 2001.\r\n13. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально – психологический аспект// Психологический журнал, \r\n96\r\n2001, том 22. - №1. – с.82-89.\r\n14. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976. \r\n15. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери. М., 1998. С. 47. \r\n16. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.\r\n17. Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии. – М.: Издательство московского психолого-социального института, 2003.- 224с.\r\n18. Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции. – М., 1975.\r\n19. Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия // Системная семейная психотера¬пия / Ред. Э.Г. Эйдемиллера: СПб., 2002. — С. 265-285.\r\n20. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.\r\n21. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М., 1978.\r\n22. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности – СПб: Питер, 2002.- 512с.\r\n23. Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб., 1998. С. 3-77.\r\n24. Изард К.Е. Психология эмоций /Перев. с англ. –СПб.: \\"Питер\\", 2000.–464с.\r\n25. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980.\r\n26. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.\r\n27. Кон И.С. Введение в сексологию.- М.,1999.\r\n28. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989.\r\n29. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2000.\r\n30. Мухамедрахимов РЖ. Формы взаимодействия ма¬тери и младенца // Вопросы психологии, 1994. - № 6. С. 16-25.\r\n31. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – Спб., 2003.\r\n32. Никофоров А.С. Эмоции в нашей жизни. – М., 1974.\r\n33. Пайнз Д. Бессознательное использование женщи¬ной своего тела. М., 1997.\r\n34. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко. – М., 1997\r\n97\r\n35. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К.Вилюнаса и Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1984.\r\n36. Рубинштейн CJJ. Человек и мир // Проблемы об¬щей психологии. М., 1973.\r\n37. Русалов В.М., Рудина Л.М. Индивидуально – психологические особенности женщин с осложненной беременностью // Психологический журнал, 2001, том 24. - №6 с.16-26.\r\n38. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.,1992.\r\n39. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 2001.\r\n40. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.\r\n41. Семья в психологической консультации /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989.\r\n42. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 2001.\r\n43. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М., 1981. – С. 10-39.\r\n44. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.\r\n45. Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб., 2002.\r\n46. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.\r\n47. Фанти С. Микропсихоанализ. М., 1995.\r\n48. Филиппова Г.Г. Девять месяцев, меняющих жизнь //Семья и школа. – 2001. - №5.- с.14-15.\r\n49. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнитель¬но-психологический подход // Психологический журнал. — 1999. — № 5. — С. 81-88.\r\n50. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Во¬просы психологии. — 2001. — № 2. — С. 24—35.\r\n51. Филиппова Г.Г. Психологическая помощь семье в период перинатального \r\n98\r\nразвития ребенка //Дефектология. – 2003. - №4- с.56-59.\r\n52. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. — М., 2002.\r\n53. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. - 144 С.\r\n54. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М., 1989. \r\n55. Фресс П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже.— М 1971\r\n56. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 512с.\r\n57. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – Спб: Питер, 2002.\r\n58. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.\r\n59. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб, 1996.\r\n