Программа коррекции эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта
Контрольная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Программа коррекции эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта"
Автор работы: Склепович Илона
Страниц: 68 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Напряженная, социальная, экологическая, демографическая, экономическая обстановка в современном обществе способ¬ствует возникновению выраженных трудно¬стей в процессе адаптации и интеграции в об¬ществе лиц с ограниченными возможностями, к числу которых относятся и дети с наруше¬нием интеллекта, обучающиеся специальных коррекционных школ и домов-интернатов. Обращают на себя вни¬мание участившиеся в последние годы случаи возникновения различных девиаций в поведе¬нии таких детей и подростков, когда основ-ной дефект интеллектуальной сферы осложня¬ется и поведенческими отклонениями, лежа¬щими в диапазоне от повышенной внушаемо¬сти до совершения противоправных действий.
Лица с умственной отсталостью уже от рождения на¬ходятся в состоянии интеллектуальной депри¬вации, когда информация извне воспринима¬ется искаженно, искаженно перерабатывает¬ся и искаженно усваивается, а, следовательно, и искаженно актуализируется. Выраженные нарушения эмоционально-волевой сферы, по¬знавательной деятельности, недоразвитие пси¬хических процессов препятствуют полноценной социализации таких детей, установлению двустороннего контакта между ребенком и со¬циумом, что в свою очередь не может не отра¬зиться на формировании самосознания.
Грамотное, целенаправленное воздействие на формирование личностной организации обучающихся специальных школ и домов-интернатов будет спо¬собствовать повышению эффективности кор-рекционно-воспитателыюго процесса, пре¬дупреждению дезадаптации таких детей в об¬ществе, профилактике возникновения асоци¬ального поведения. Такой подход особенно актуален в отношении тех умственно отсталых детей, степень интеллектуального снижения у которых невелика, т.к. но своим возможнос¬тям они могут быть хорошо адаптированы в социуме при условии адекватного психолого-педагогического сопровождения.
Для того чтобы оптимизировать сроки на¬чала коррекционного воздействия, необходи¬мо начать изучение эмоциональной сферы уже на этапе младшего школьного воз¬раста. В специальной психологии мало исследова¬ний, посвященных проблеме изучения эмоциональной сферы (в частности проблемы тревожности и агрессивности) умственно отсталых детей, воспитывающихся в домах –интернатах. Именно поэтому, темой выпускной квалификационной работы стала: «Исследование тревожности и агрессивности умственно-отсталых детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в домах-интернатах».
Цель исследования: изучить особенности тревожности и агрессивности умственно отсталых детей младшего школьного возраста и составить программу коррекции.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать программу коррекции тревожности и агрессивности для детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Психологические особенности умственно-отсталого школьника, особенности развития эмоциональной сферы…………………………………4
2. Исследование тревожности и агрессивности умственно-отсталых детей младшего школьного возраста............................................................................14
2.1. Организация и методы исследования…………………………………… 14
2.2 Анализ результатов исследования……………………............................... 21
2.3. Программа коррекции эмоциональной сферы умственно отсталого школьника.............................................................................................................28
Заключение………………………………………………………………………49
Литература……………………………………………………………………….50
Приложения……………………………………………………………………...52
Использованная литература
- Александров А.А. Типология деликвентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера. (Нарушение поведения у детей и подростков.- М. Просвещение.- 1981. – 390с.
- Астапов В.М. Тревожные расстройства у детей. // Прикладная психология №2, 2002г.- С.34.
- Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Психологический журнал, Т13 №5,2002 г.-С.25.
- Атавелян М.Г. Практикум по развитию социально-перцептивной сферы умственно отсталых школьников.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ , 1999.- 157с.
- Вайнер М.Э Игровые технологии коррекции поведения дошкольников.- М.: Педагогическое общество России, 2004.-96с.
- Долгова В.И., Напримеров А.А., Латюшин Я.В. Формирование эмоциональной устойчивости личности.- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.- 138с.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогичес¬кая диагностика умственного развития детей: М.: Владос, 1995.- 291с.
- Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг.- Ярославль: Академия развития,2002.-160с.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- СПб.: Речь, 2005.- 160с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб: ООО Изд-во «Речь»,2001. 259с.
- Мельниченко Н.Д. Детская психология . - СПб.:ВЛАДОС, -2003.- 321с.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.- СПб.: Речь, 2004.- 248с.
- Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников.- М.: Академия, 2004.- 159с.
- Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков- патопсихология- М.: Изд-во Институт практической психологии ,1996 430с.
- Романов А.А., Направленная терапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. М.: \"Романов\", 2001. - 48с.
- Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. Практическое пособие для воспитателей и логопедов-М.: Гардарики, 1998. 120с.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция-М.: ВЛАДОС, 2003.- 390с.
- Шаповалова О.Е. Технологии коррекционно-развивающего воздействия на эмоциональную сферу умственно отсталых школьников// Коррекционная педагогика.- 2005.- №4(10).- С.5-12.