Развитие способностей к самопознанию будущих психологов
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Развитие способностей к самопознанию будущих психологов"
Автор работы: Елена
Страниц: 53 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Главное содержание жизни человека - творческое саморазвитие, создание себя. Рассматривая проблему саморазвития личности, следует учитывать ее биологический, психологический и социальный аспекты, помнить о сущностной противоречивости человека.
Саморазвитие - это осознанный и управляемый личностью процесс, в результате которого происходит усовершенствование физических, умственных и моральных потенций человека, рост его индивидуальности. Процесс саморазвития не имеет границ, как нет границ совершенства человека.
Важным условием, первичной ступенькой саморазвития личности является внутренняя потребность в ее осуществлении и самопознание себя. Самопознание - это изучение себя как части природы, выявление своих биологических особенностей и потребностей, это понимание себя как части социума, это осознание себя и как морального и духовного феномена. Адекватно познать себя, угадать свою силу – дело не простое.
Ошибочная мысль о возможностях человека служит причиной трудности, страдание, недоразумение. Каждый знает, если человек привык к мысли о собственной необыкновенной роли в будущем, ему не всегда просто адаптироваться к реальной роли, выполнять то, что он должен делать на самом деле. Однако человек способен влиять на свои психические особенности, он компенсирует свои недостатки, корригирует их действие в нужном направлении, приспосабливает естественные наклонности к социальным нормам поведения. Относительная свобода, независимость человека от природы, способность к саморегуляции в самый раз и есть одной из важнейших характеристик человеческой личности. Его задача – осознать это, и ясно понимать – кто он и каким хочет быть.
Проблема самопознания личности еще не заняла надлежащее место. Об этом свидетельствует и недостаточное внимание к данной проблеме научных деятелей, и недостаточное внимание к этому в ВУЗАХ.
Сегодня остро стоит вопрос решения проблемы психологической готовности будущего психолога, развития у него адекватных содержанию педагогической деятельности личностных качеств и свойств. Разработка методов формирования у будущих психологов профессионально важных качеств остается наиболее важным местом в системе профессиональной подготовки будущих кадров.
Процесс переосмысления функции образования на гуманистических основах, который предусматривает ориентацию содержания образования на актуализацию возможностей личности, преобразование последней в субъект учебной деятельности, способный к сознательному профессиональному самоопределению, саморазвитию, свободному выбору своего жизненного пути, требует определенных изменений в развитии общей стратегии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, в том числе и в сфере решения проблемы формирования у студентов готовности к профессиональной работе в той или другой области трудовой деятельности. Подготовку к профессиональной деятельности надо рассматривать в контексте развития личности. В связи с этим основу формирования готовности к профессиональной деятельности рассматривают не только как развитие операционно-технических умений и навыков, а и развития способности к самопознанию.
Необходимым условием развития личности является его постоянное пребывание в «состоянии самопознания», развитии рефлексивных способностей. Важность этого аспекта для личности психолога и недостаточность существующих разработок определяет актуальность исследования темы «Развитие способностей к самопознанию будущих психологов».
Цель работы – изучить специфику развития способности к самопознанию у будущих психологов.
Объект исследования - будущие психологи.
Предмет – самопознание будущих психологов.
Гипотеза - студенты – психологи имеют разные уровни самопознания.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены его задачи:
1) проанализировать литературу по данной теме;
2) раскрыть понятие самопознания;
3) провести исследование специфики развития способности к самопознанию у будущих психологов;
4) подвести итоги проведенного исследования.
Теоретико-методологической основой исследования выступили: концептуальные подходы ведущих ученых к пониманию личности и процесса ее становления (К.А.Абульханова - Славская, Б.Г.Ананьев, Б.С. Братусь, Г.С. Костюк, Б.Ф. Ломов, С.Д.Максименко), общепсихологическая концепция деятельности (В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), психологическая концепция отношений (В.М.Мясищев), основные положения субъектной парадигмы (В.А.Татенко), основные положения теории педагогического взаимодействия (Г.А.Балл, М.И.Боришевский, А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик, А.В.Киричук, Я.Л.Коломинский, А.А.Леонтьев, Л.А.Петровская, В.А.Семиченко, Т.С.Яценко), психологическая антропология (Э.И.Исаев, В.И.Слободчиков,) работы Н.П.Зубалий по изучению мотивации будущих практических психологов, исследование А.Ф.Бондаренко, Л.Ф.Бурлачука, А. Маслоу, Р. Мея, К. Роджерса, В. Франкла, К.Г. Юнга по методологии и теории подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов.
Исследовательские приемы: теоретические (изучение и анализ психологической и педагогической литературы по выбранной теме); эмпирические (наблюдение, тесты, констатирующий и формирующий эксперименты), анализ полученных данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений.
1.1 Понятие и структура самопознания
Осознание человеком мира не сводится к отображению лишь внешних эффектов, оно может быть направлено и на сам субъект, на его собственную деятельность, его внутренний мир. Такое осознание человеком самого себя называют самопознанием.
В отличие от сознания самопознание ориентировано на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своих позиций в обществе. Если сознание является знанием о другом человеке, то самопознание - знанием человека о самом себе. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то эффектом самопознания является сама личность, в самопознание она выступает и как объект, и как субъект, благодаря самопознанию человек сознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей 8, 56.
Самопознание имеет свою собственную структуру. С одной стороны - это система психических процессов, которые связаны с переживанием собственного отношения к себе и регулированием собственного поведения. С другой - система относительно стойких образований личности, которые возникают как продукты этих процессов. Так через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе. Сначала они выступают в виде отдельных ситуативных, нередко случайных образов себя, которые возникают в конкретных условиях общения и деятельности. Далее эти образы интегрируются в более или менее целостное и адекватное понятие о собственном «Я».
Сознание и самопознание человека в реальной жизнедеятельности внутренне едины. В процессе сознания самопознание присутствует в форме осознания отнесенности акта сознания именно к своего «Я», а процессы самопознания могут осуществляться только на основе сознания. Человек не только сознает влияние объектов реального мира и своими переживаниями проявляет отношение к ним, а, отделив себя из этого мира и противопоставляя себя ему, сознает себя как своеобразную личность и определенным образом относится к своему «Я». То есть, самопознание напрямую связано с таким понятием, как «Я- концепция». Психологическое понятие «Я – концепция» - это совокупность всех представлений человека о себе, связанных с их оценкой; это убеждения, тенденция поведения, набор установок, направленных на самого себя 12, 107.
Содержание работы
Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы самопознания 6
1.1 Понятие и структура самопознания 6
1.2 Методы и способы самопознания 16
1.3 Развитие самопознания у психологов 20
Выводы по главе 1 27
2. Экспериментальное исследование развития способностей к самопознанию будущих психологов 28
2. 1 Изучение развития способов самопознания 28
2.2 Анализ полученных результатов 35
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения 48
Использованная литература
- Акимова, М.К. Подходы к диагностике практического мышления/ М.К.Акимова, В.Т.Козлова, Н.А.Ференс // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. - С. 21-31.
- Андреева, Г.М. Социальная психология./ Г.М.Андреева - М.: Психология, 2009. – 332с.
- Бондаренко, А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика / А.Ф. Бондаренко // Московский психотерапевтический журнал. - 2003. - № 1. – С.12-15.
- Бусыгина, Н. Психологическая помощь онкологическим больным/ Н. Бусыгина // Московский психотерапевтический журнал. - 2009. - № 1 (24). - С. 77-100.
- Воробьева, Л.И. Феномен авторства в научной психологии/ Л.И. Воробьева // Вопросы психологии. - 2010. - № 5. - С. 131-134.
- Воробьева, Л.И. Психологический опыт личности. К обоснованию подхода / Л.И.Воробьева, Т.В. Снегирева // Вопросы психологии. - 2009 - № 2. - С. 5-13.
- Гингер, С. Что такое Гештальт? Двадцать базовых понятий. / С. Гингер - СПб.: Нева, 2006. – 288с.
- Гингер, С. Гештальт-терапия контакта. / С.Гингер, А. Гингер - СПб.: Специальная , 2009. - 287 с.
- Гуггенбюль Крейг, А. Власть архетипа в психотерапии и медицине./ А. Гуггенбюль Крейг - СПб.: Б.С.К., 2007. - 117 с.
- Донцов, А.И. Профессиональные представления студентов-психологов/ А.И.Донцов, Г.М. Белокрылова // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. – С.3-10.
- Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. / В.Н. Дружинин - СПб.: Питер, 2010. – 254с.
- Зелинченко, А.И. Психосемантика и изучение профессионального сознания психологов/ А.И.Зелинченко, Т.И. Степанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1989. - № 3. - С. 20-32.
- Иванова, Е.А. Приглашение к Гештальту / Е.А.Иванова, Н.М. Лебедева // Журнал практического психолога. - 2009. - № 7-8. - С. 99-109.
- Калитеевская, Е.Р. Супервидение. О профессиональном самосознании психотерапевта/ Е.Р. Калитеевская - М.: Гештальт-96. 2007. – 177с.
- Кон, И.С. Категория \"Я\" в психологии/ И.С. Кон // Психологический журнал. Т. 2. - 1981. - № 3. – С.2-16.
- Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования./ Р. Кочюнас - М.: Академический проект, 2009. - 239 с.
- Маркелова, М.Н. Профессиональное самосознание начинающего психолога/ М.Н.Маркелова, В.М. Просекова // Психолог-профессионал: деятельность, личность, общение. - Тюмень, 2008. - С. 33-34.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма. / А.К. Маркова - М.: Психология, 2006. - 308 с.
- Мэй, Р. Раненый целитель/ Р. Мэй // Московский психотерапевтический журнал. - 2007. - № 2. – С.12-17.
- Орлов, А.Б. Феномены конгруэнтности и эмпатии/ А.Б.Орлов, М.А. Хазанова // Вопросы психологии. - 2008.- № 4. - С. 68-72.
- Перлз, Ф. Опыты психологии самопознания. / Ф. Перлз - М.: Гиль-Эстель, 2008. – 332с.
- Петренко, В.Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие./ В.Ф. Петренко - Смоленск: Изд. СГУ, 2007. - 400 с.
- Пуртова, Е.А. Психологические механизмы психотерапии/ Е.А. Пуртова // Журнал практического психолога. - 2009. - № 5-6. - С. 26-42.
- Собчик, Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений (адаптированный вариант интеперсональной диагностики Т.Лири). Методическое руководство. / Л.Н. Собчик - М.: Психология, 2010. - 43 с.
- Соколова, Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств/ Е.Т. Соколова // Вопросы психологии. - 2009. - №. 2. - С. 95-105.
- Столин, В.В. Самосознание личности. / В.В. Столин - М.: МГУ, 1983. - 285 с.
- Тутушкина, М.К. Психологическая помощь и консультирование // Психологическая помощь и консультирование./ М.К. Тутушкина - СПб.: Дидактика Плюс, 2009. – 344с.
- Улыбина, Е.В. Обыденное сознание: структура и функции./ Е.В. Улыбина - Ставрополь, 2008. - 208 с.
- Фромм, Э. Душа человека. / Э.Фромм - М.: Республика, 2007. - 430 с.
- Ханина, И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира/ И.Б. Ханина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2010. - № 3. – С.3-15.
- Шмелев, А.Г. Психосемантика и психодиагностика личности. Дисс. … докт. психол. наук. / А.Г. Шмелев - М., 2009. – 211с.