Психология малых групп
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Психология малых групп"
Автор работы: Сергей Пашков
Страниц: 38 шт.
Год:2006
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых социальной психологией в настоящее время является проблема социальных групп.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия группа» . С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию
1. История исследования малых групп.
Исследование американским психологом Н. Триплетом (1887 год) эффектности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы принято считать первым экспериментальным исследованием в социальной психологии.
Прошло несколько десятилетий, прежде чем экспериментальное (шире - эмпирическое) направление исследований получило дальнейшее развитие в зарубежной специальной психологии. Случилось это уже в 20-е годы XX века. Именно в этот период усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался эмпирический бум в социальных науках, особенно в психологии и социологии. Неудовлетворенность умозрительными схемами способствовала поиску объективных факторов. Две крупные работы тех лет (в Германии В. Меде и в США Ф. Оллпорт) во многом продолжали линию исследований, начатую Н. Триплетом.
Ф. Оллпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы, как «совокупности идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях» Отказ рассматирвать группу как определенную реальность Ф. Оллпорт объясняет отсутствием адекватных методов исследования.
В процессе накопления научных знаний и развития методов исследования преобладающим стало представление о группе, как о некоторой социальной реальности, качественно отличающейся от составляющих ее индивидуумов.
Содержание работы
Введение
1. История исследования малых групп
2. Группы: их виды, размеры, структура.
3. Развитие группы. Общие качества группы.
4. Межличностные отношения в группах.
5. Коллектив как малая группа. Самоопределение личности в коллективе.
6. Идентификация и интеграция личности в коллективе. Конформные реакции
7. Сплоченность группы.
8. Эффективность групповой деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Использованная литература
- Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1974.
- Еникеев И. М. «Общая и юридическая психология». Часть 1. М.,2001
- Немов Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического колеектива. М., 1988
- Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студ. выс.пед.учебн.завед. Кн.1 М.:Просвещение:1994
- Рогов Е. И. «Общая психология». Курс лекций.
- Социальная психология. Под ред. В.Е. Семенова,
- Кузьмина Е.С. и др. ЛГУ. 1974.
- Социальная психология. Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.Н. М.: Политиздат. 1975.
- Социальная психология под редакцией А.П.Журавлева. М.: 2002
- Стрижак Л. Н. «Психология и педагогика». Учебное пособие
- Сухомлинский А.В. О воспитании. М.: Политиздат. 1985.
- Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение. 1991.
- и педагогика». Учебное пособие