Музыкальная психология
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Музыкальная психология"
Автор работы: Юлия
Страниц: 30 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Под музыкальной психологией понимают дисциплину, изучающую психологические условия, механизмы и закономерности музыкальной деятельности человека, а также их влияние на строение музыкальной речи, на формирование и историческую эволюцию музыкальных средств и особенностей их функционирования . Как наука музыкальная психология относится к своей основе к области музыкознания, но теснейшим образом связана также с общей психологией, психофизиологией, акустикой, психолингвистикой, педагогикой и целым рядом других дисциплин. Музыкальные психологические исследования представляют интерес в нескольких аспектах: в педагогическом, связанным с вопросами воспитания и обучения музыкантов, в музыкально-теоретическом и эстетическом, затрагивающем закономерности бытия музыки в обществе, в различных жанрах, ситуациях и формах, а также в собственно психологическом, интересующем ученых, с точки зрения, наиболее общих задач изучения психики человека, его творческих проявлений.[13]
К наиболее распространенным конкретным методам музыкальной психологии относятся педагогические лабораторные и социологические наблюдения, данные самонаблюдения музыкантов, специальный анализ продуктов музыкального творчества (сочинения, исполнения, художественного описания музыки), статистическая обработка получаемых фактических данных, эксперимент и различные способы аппаратурной фиксации акустического и физ. показателей музыкальной деятельности. Музыкальная психология охватывает все виды музыкальной деятельности - сочинение музыки, восприятие, исполнение, музыковедческий анализ, музыкальное воспитание - и делится на ряд взаимосвязанных областей. Наиболее разнообразны и перспективны в научном и практическом отношении: музыкально-педагогическая психология, включающая учение о музыкальном слухе, музыкальных способностях.
В своем историческом развитии музыкальная психология отражает эволюцию музыкознания и эстетики, а также общей психологии и других наук, связанных с изучением человека. Как автономная научная дисциплина музыкальная психология оформилась в 19 в. в результате развития экспериментальной психофизиологии и разработке теории слуха в трудах Г.Гельгольца. До этого времени вопросы музыкальной психологии затрагивались лишь попутно в музыкальных трудах. Большой вклад в развитие музыкальной психологии внесли работы зарубежных ученых - Э.Маха, К. Штумпфа, М.Мейера, В.Вундта и ряда других.
Содержание работы
Введение 3
1. Психофизиологические основы восприятия музыки 5
1.1. Психология восприятия музыки 5
1.2. Восприятие музыки как процесс 6
1.3. Психофизиология восприятия звука 9
2. Особенности музыкального воздействия на организм человека. 11
2.1.Музыкальное переживание 11
2.2. Восприятие времени в музыке 13
2.3. Интонация в музыке 15
3. Музыкальная терапия 18
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Использованная литература
- .Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд.2-е, стереотипное. Т.2.:/ Пер. с франц.- М.: Мир, 1999.
- .Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 2003.
- Изард К.Э. Психология эмоций./ Перев. С англ. – СПб.: Питер, 1999.
- .Казанджиева – Велинова З.Г. Мнения и оценки на слушателите за различните жанрова музикални предавания на програма «Орфей». – София, 1976.
- .Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия.//Художественное восприятие. –Спб., 2001
- Выготский А.С. Психология искусства. –М., 1965
- Костюк А.Г. Восприятие мелодии. – Киев, 2000
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. –М.,2002.
- Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки.//Восприятие музыки. – М., 1980.
- Асафьев Б.В. Речевая интонация. – М., - СПб., 2005.
- Беляева –Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке. // Проблемы музыкального мышления. – М., 1974.
- Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. -М.: Пассим, 1994
- Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия .// Проблемы музыкального мышления. –М., 1974.
- Теплов Б.М. О музыкальном переживании. Психологический Институт РАО. Рукопись.