Воспитание детей в семье. Тактики взаимодействия родителей и детей."
Контрольная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Воспитание детей в семье. Тактики взаимодействия родителей и детей.""
Автор работы: александр лобан
Страниц: 10 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
№22. Воспитание детей в семье. Тактики взаимодействия родителей и детей.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
В наше время все большее внимание уделяется изучению психологических закономерностей отношений в семье, этапов развития личности ребенка.
Психология воспитания неразрывно связана с нравственными исканиями, мировоззренческой позицией родителей, с общим уровнем личностной зрелости и культуры.
Современный мир не справляется со своими детьми, поэтому так возрастает интерес родителей к семейной педагогике и психологии. Одна за другой появляются программы практического обучения родителей, создаются методики, выходят книги о воспитании детей в семье.
В наше время традиционные хозяйственные функции семьи отошли на второй план, доминирующей стала новая функция семьи, создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи, создание прочных, теплых отношений, основанных на взаимной любви и ответственности.
Чаще всего возникает представление, что воспитание ребенка естественное для каждого человека дело. И это наиболее верно. Вполне естественно подходить к воспитанию как творческому процессу, индивидуальному и безграничному.
В этой безграничности и заключено существо любви родителей к своим детям. Любя своего ребенка, созидая его жизнь, мы преодолеваем ограниченность собственного земного существования. Уметь любить ребенка значит много думать, много переживать, искать, отказаться от сковывающих шаблонов, привычек, предрассудков; учиться быть родителем значит учиться любить и уважать себя.
Несомненно, каждому родителю необходимы педагогические и психологические знания, но никакая книга не заменит внимательного наблюдения и умения анализировать свои поступки.
В воспитательской деятельности, по-видимому, не существует абсолютной нормы, идеала, который можно принять за эталон.
Естественно, избежать ошибок за долгие годы воспитания невозможно. Воспитание в семье это жизнь, в которой возможны и сомнения, и неудачи, и поражения, которые сменяются победами.
Содержание работы
нет
Использованная литература
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 1987.