Девиантное поведение:сущность и формы проявление.
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Девиантное поведение:сущность и формы проявление."
Автор работы: александр лобан
Страниц: 45 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Каждое общество имеет свою определенную систему норм (ценностей), включающую требования к поведению и обязанности членов данного общества. Система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития общества, а также от производственных и общественных отношений.
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) психологии девиантного поведения. К концу XX столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она переживает настоящий бум.
Девиантное, отклоняющееся, поведение является актуальной проблемой исследования психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Это обусловлено, в первую очередь тем, что оно тесно связано с такой неоднозначной и достаточно условной категорией как «социальная норма». Динамику этой дискуссии можно в самом общем плане разделить на два направления. Одно из них можно назвать хронологическим: то, что вчера еще было абсолютно недопустимо, сегодня считается вполне приемлемым; а другое межличностным: что хорошо одному, то может быть невозможно для другого.
В нашей работе мы попытаемся сделать теоретический обзор различных научных концепций и теорий девиантного поведения. Основная цель этого исследования - формирование научно обоснованных, целостных представления о современном состоянии проблемы отклоняющегося поведения личности.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1). Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления.
2). Понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы.
1. СУЩНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. История возникновения понятия
Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. У истоков исследования этой проблемы находился Э.Дюркгейм, который ввёл понятие аномии. Сам термин «аномия» возникл более двадцати веков назад. Древнегреческое понятие «anomos» означает «беззаконный», «неуправляемый». Оно встречается еще у Еврипида и Платона. В Новое время понятие аномии мы находим в работах английского историка XIX века Уильяма Мэбейрда, французского философа и социолога XIX века Ж. М. Гюйо. Аномия (от фр. anomie буквально «беззаконие, безнормность»; от греч. a отрицательная частица и nomos закон) такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязующих норм, относится к ним негативно или равнодушно [13].
Изучая проблемы девиации Э.Дюркгейм описывает аномию как отсутствие закона, организации, норм поведения, их недостаточность. Э. Дюркгейм отмечает, что аномичные состояния в обществе возникают особенно часто в условиях экономических кризисов и динамичных реформ. «В момент общественной дезорганизации, будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека» [4, с.257]. Дюркгейм считает, что понятие аномии характеризует состояние общества, при котором наступают дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок. Социальная аномия свидетельствует о том, что нормы поведения серьезно нарушены и ослаблены. Аномия вызывает такое психологическое состояние личности, которое характеризуется чувством потери ориентации в жизни, возникающее, когда человек оказывается перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм. «Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться Пока социальные силы, предоставленные самим себе, не придут в состояние равновесия, относительная ценность их не поддается учету и, следовательно, на некоторое время всякая регламентация оказывается несостоятельной» [4, с. 301].
Содержание работы
Введение.3
Глава 1. Сущность девиантного поведения
1.1. История возникновения понятия5
1.2. Понятие социальной нормы и отклонений11
1.3. Классификация видов девиантного поведения.15
Глава 2. Концепции девиации
2.1. Биологические теории девиантности18
2.2. Подходы психологии личности к объяснению девиантного поведения
2.3. Социально-психологические теории девиантности26
3. Глава Характеристика основных форм девиантного поведения
3.1. Агрессивное поведение...29
3.2. Делинквентное поведение.....35
3.3 Зависимое поведение..38
3.4. Суицидальное поведение..40
Заключение.43
Список литературы45
Использованная литература
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001. 352 с: ил. (Серия «Мастера психологии»).
- Гидденс Энтони Социология: учебник. Киев: Едиториал УРСС, 2005. 632 с.
- Гилинский Я. И., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. пособие. - СПб.: ИС РАН, 1993.- 167 с.
- Дюркгейм Э. Самоубийство // Социология в 2 т. Т. 2 М.: Изд-во Канон, 1995. 352 с.
- Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
- Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995, № 2.
- Карпинский К. В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности: Монография/ К.В.Карпинский; Под. ред. Т.К.Комаровой. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 139 с.
- Комер Р. Патопсихология поведения, нарушение и патологии психики. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 608 с.
- Кудрявцев В. Н., Кудрявцев Ю. В. Социальные отклоне¬ния. Введение в общую теорию. - М.: Юрид. лит., 1984. - 320 с.
- Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: Смысл, 1998. 195 с.
- Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 864 с.
- Ломброзо Ч. Преступный человек. - М.: Эксмо, 2004. 880 с. (Серия «Гиганты мысли»)
- Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.З
- Погодин И.А. Психология суицидального поведения. Мн.: Тесей, 20005. 208 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. - М., 1994.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения под¬ростков и условия его коррекции: Учебное пособие. М.: Мос¬ковский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 96 с.
- Туркиашвили Ш.А., Горозия В.Е. Понятие аномии и попытки его модификации // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 1920 мая 2004 г.) Выпуск 2 / Под ред. В.В. Парцвания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004.
- Франкл В. В борьбе за смысл/ Хрестоматия по психологии под ред. А.В.Жуковского. М.: ИНФРА-М, 2003. - 425 с.
- Фрейд З. Психоаналитические этюды/ Составление Д.И.Донского, В.Ф. Круглянского; Послесл. В.Т.Кондрашенко. Мн.: Беларусь, 1991. 606 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы; человек для себя. Минск, 2000 г. Изд. «Поппури»
- Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. Мн.: НИО, 1997. 198 с.
- Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический Проект; Тркста, 2005. 336 с. (Психологические технологии).