Матриархат и Патриархат, как особенность семейных отношений
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Матриархат и Патриархат, как особенность семейных отношений"
Автор работы: Юлия
Страниц: 48 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1.2. Стереотип представлений о распределении семейных обязанностей.
Семейный аспект половых ролей. При формировании семьи мужская позиция предполагает высокую настойчивость в достижении взаимности, не «отставание» от избранницы после первого ее отказа или демонстрации равнодушия. Задача «охлаждающего» реагирования женщины состоит в предварительном испытании активности и увлеченности претендента как индикаторов его жизненной силы, склонности добиваться своих целей как косвенных индикаторов его способности достичь высокого положеия в обществе и обеспечить нормальную жизнь семьи.
Мужская роль в семье заключается в олицетворении закона и порядка, справедливости и объективности. Мужчина поощряет хорошее поведение ребенка и соразмерно наказывает плохое поведение, т.е. в большей степени фиксирован на поведении, а не на личности. Ведущий критерий хорошего отношения к ребенку его «правильное» поведение. Целью мужчины служит подготовка потомства к вступлению в качестве достойных элементов в иерархическую структуру социума.
Женская роль в семье олицетворение любви и самопожертвования, принятия и всепрощения. Центральная задача женщины здесь воспитать в потомстве естественное и глубокое самоуважение, ощущения самоценности и достоинства вне зависимости от объективных результатов, достигнутых в той или иной деятельности.
Результаты перемешивания ролей у супругов или исполнения в семье не своей половой роли низкоэффективны. Сочетание двух ролей в одном родителе невозможно. Соответственно, стремление женщины, имеющей ребенка, к повторному браку не есть признак ее эгоизма и сластолюбия, а обязательное проявление ее ответственности за воспитание нормального потомства, за будущую нормальную жизнь своего ребенка.
Различия семейных половых ролей наиболее наглядно проявляются в степени пространственного дистанцирования родителя от ребенка. Мужская склонность к иерархизации невольно подталкивает его удерживать ребенка на некотором расстоянии (власть немыслима без дистанции). Женская роль предполагает отказ от власти и, значит, абсолютный отказ от дистанцирования, выражающийся в стремлении к регулярному обниманию ребенка, прикосновениям, похлопываниям, поглаживаниям, целованию, прижиманию к себе, держанию на руках или за руку и т.д. Все прочие способы реализации женской роли подарки, приятные слова, выполнение просьб в воспитательном плане психологически ущербны.
Направленность интересов. У женщины в качестве ведущих выступают внутрисемейные цели: рождение, воспитание и обучение потомства для чего необходима особая атмосфера «семьи», «дома». Соответственно, полноценная удовлетворенность жизнью, переживание самореализации возникают только при условии сложившейся и благополучной семьи. Функции cоздания семьи и налаживания семейных отношений на всех этапах жизни относятся преимущественно к сфере ответственности женщины. Говоря о своей семье настоящая женщина скорее скажет: «У меня...», нежели «У нас...».
Для мужчины ведущими оказываются внесемейные задачи: занятие достойного иерархического положения в обществе, эффективная реализация личностного потенциала (как способ достижения ранга), профессиональная самоутверждение, обеспечение условий для нормального существования своей семьи. Без нахождения своего места в некоем значимом «Деле» полноценная удовлетворенность жизнью у мужчины невозможна.
Направленность интересов мужчины и женщины не является абсолютно одномерной. На больших временных отрезках достижению удовлетворенности жизни соответствует сочетание семейной направленности и адекватной внешней социальной активности. Специфичной для пола является только приоритетность направленности интересов что является первым, а что вторым.
Направленность интересов не является неизменной. В идеальном случае у женщины примерно до 20 лет главенствует профессиональная подготовка, до 35 только семья, после 35 повторное профессиональное и социальное самоопределение. У мужчин до 35 лет происходит профессионализация с достижением максимально доступного статуса, после этого возраста стабилизация формального (вертикального) статуса и углубление профессиональной компетентности, появление интереса к внутрисемейным делам и помощи подрастающим детям.
Психологический склад. Мужчина рождается с относительно жестким, как правило, ограниченным набором ярко выраженных задатков. Поэтому, попадая со временем «на свое место» в жизни, он не столько обучается, сколько раскрывает заложенный в нем потенциал. Попадая мимо не способен эффективно адаптироваться, томится, немотивированно раздражается, ищет незамысловатых путей снятия напряженности. В произвольно набранной выборке должно оказаться много очень разных (психологически и поведенчески) мужчин, но каждый конкретный мужчина малоизменчив, внутренне однообразен.
Девочка чаще всего рождается с широким набором умеренно выраженных задатков. Поэтому она легко обучается, относительно легко приспосабливается к новому, усваивает широкий круг разнообразных условий жизни и профессиональных занятий. Благодаря сходству условий жизни, психологическое разнообразие женщин в произвольной выборке меньше, чем у мужчин, но зато каждая отдельная женщина потенциально способна неоднократно, радикально и искренно личностно изменяться на протяжении жизни.
Способность к лидированию. В раннем детстве (начальная школа) лидеровдевочек несколько больше, чем лидеровмальчиков. Различаются же они по направленности лидирования. Девочки ориентированы большей частью на социальную активность, мальчики преимущественно на асоциальную (внешкольную).
В чисто женских коллективах неформальное лидерство формируется дольше, чем в мужских, и оказывается более ситуативным и не столь жестким. В смешанном коллективе мужчины чаще претендуют на лидерские позиции и потому чаще их и занимают.
Женщиналидер, крупный руководитель или высококвалифицированный специалист будет иметь высоковероятные проблемы с нормальной семейной жизнью. Налаживание семейной жизни и профессиональный рост виды деятельности, которые требуют полной самоотдачи, и потому решительно несовместимы. Умеренно счастливой в семейной жизни такая женщина сможет быть, если сможет найти себе в супруги человека, склонного к исполнению женской роли в семейной жизни.
1.3. Современное распределение семейных ролей между мужем и женой.
Кто главный в семье муж или жена. Содержание понятия семейного главен¬ства связывается с осуществлением управляющих (распорядительных) функций: общим руководством семейными делами, принятием ответственных решений, ка¬сающихся семьи в целом, регулированием внутрисемейных отношений, выбором метода воспитания детей, распределением бюджета семьи и т. д.
При этом встречаются два типа главенства: патриархальное (главой семьи обя¬зательно является муж) и эгалитарное (в семье руководство осуществляется со¬вместно).
Изучение этого вопроса Н. Ф. Федотовой выявило, что мужское главен¬ство отметили 27,5 % мужчин и 20 % женщин, причем число семей, где оба супру¬га считали мужа главой семьи, составляло лишь 13 % от общей выборки. Женское главенство чаще жены, чем мужья (соответственно 25,7% и 17,4%), а совпадение мнении супругов было только в 27 % семей.
В пользу совместного главенства больше высказались женщины, чем мужчины (25,7 % и 18,4 % соответственно). При этом совпадение мнений о совместном гла¬венстве было в 27 % семей. В более половине случаев наблюдалось расхождение во мнении, кто является главой семьи: муж считал таковым себя, а жена себя, что нередко создавало конфликтную ситуацию.
При сопоставлении данных исследований, проведенных в нашей стране за по¬следнее десятилетие, отчетливо просматривается следующая динамика: чем стар¬ше возраст опрашиваемых, тем чаще встречается мнение, что семья должна быть построена по эгалитарному типу. Ниже приводятся данные, подтверждающие этот вывод.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1: « Понятие и исторический аспект развития семейных отношений» 5
1.1. Общие понятие матриархата и патриархата, история развития. 5
1.2. Стереотип представлений о распределении семейных обязанностей. 11
1.3. Современное распределение семейных ролей между мужем и женой. 15
Глава 2: « Исследование влияния на особенности семейных отношений стереотипов, личностных особенностей супругов. Определение влияния понятий патриархата и матриархата на особенности семейных отношений. 18
2.1. Методики направленные на диагностику семейных взаимоотношений, на домирование в семье. 18
2.2. Результаты исследований влияния на особенности семейных отношений стереотипов, личностных особенностей супругов. Определение влияния понятий патриархата и матриархата на особенности семейных отношений, анализ полученной информации. 28
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложение 36
Введение
Семья является одним из традиционных объектов изучения различными науками. При этом семью можно считать одним из сложнейших социальных институтов. Как писал Р. Корнелл, «внутренний мир семьи представляет собой совокупность многоуровневых отношений, накладывающиеся друг на друга как геологические слои. Ни в одном другом институте отношения не являются столь продолжительными во времени, интенсивными по степени контакта, плотные по сочетанию экономики, эмоции, власти и сопротивления».
Оценивая сложность такого понятия как семья, необходимо учитывать те проблемы, с которыми сталкивается семья на протяжении всего своего существования. К основным проблемам и сложностям, с которыми сталкивается семья, относятся: семья как социальный объект очень сильно изменяется в зависимости от стадии жизненного цикла, к тому же семьи могут сильно отличаться по составу и структуре, поэтому трудно подобрать теоретические и практические подходы к изучению такого многообразия проблем, с которыми сталкивается семья.
Актуальностью данной работы является существующая проблема в семьях влияния на взаимоотношения между супругами таких поятий как матриархат и патриархат. Особенно если говорить о крайних формах их проявления, которые приводят к конфликтам в семье, унижению и даже насилию, что естественным образом отражается на воспитании и развитии детей.
Предметом данной курсовой работы является изучение влияния стереотипов матриархата и патриархата на семейные отношения. Изучение матриархата и патриархата, как особенностей семейных отношений.
Объектом данной курсовой работы является изучение последствия проявления матриархата и патриархата, как особенностей семейных отношений.
В данной курсовой работе были использованы следующие методы: анализа, синтеза, наблюдения, систематизации, обобщения, опроса, тестирования.
Гипотезой данной курсовой работы является, что матриархат и патриархат как проявление особенностей семейных взаимоотношений, особенно в крайних формах проявления приводит конфликтам, спорам, что имеет проекцию на детей и приводит к негативным последствиям развития семьи.
Задачами данной курсовой работы является:
1. Изучение понятий матриархата и патриархата в системе исторических и философских наук.
2. Рассмотрение стереотипов представлений о распределении семейных обязанностей.
3. Изучения современного состояния распределения семейных обязанностей.
4. Рассмотрение методик, направленных на исследование различных семейных проблем.
5. Исследование матриархата и патриархата, как особенности семейных взаимоотношений.
Глава 1: « Понятие и исторический аспект развития семейных отношений»
1.1. Общие понятие матриархата и патриархата, история развития.
Первобытная семья, происходящая из инстинктивной биологической кровной связи матери и ребенка, неизбежно строилась на матриархате; и многие племена в течение долгого времени придерживались этой практики. Матриархат был единственным возможным вариантом перехода от стадного группового брака к более поздней и улучшенной семейной жизни полигамного и моногамного патриархата. Матриархат служил естественной биологической формой семьи; патриархат является ее социальной, экономической и политической формой. Долгое существование матриархата у красного человека Северной Америки одна из основных причин, объясняющих, почеу высокоразвитые в остальных отношениях ирокезы так и не создали настоящего государства.
При матриархате практически высшей властью в доме пользовалась мать жены; даже братья жены и их сыновья принимали более активное участие в ведении семейных дел, чем муж. Отцов часто переименовывали в честь их собственных детей.
Самые древние расы почти не признавали роли отца, полагая, что ребенок целиком происходит от матери. Они считали, что дети напоминают отца из-за близости с ним, либо же верили в то, что дети «помечаются» таким образом потому, что мать хотела, чтобы они были похожи на отца. Позднее, с переходом от матриархата к патриархату, всю заслугу за появление ребенка отец стал приписывать себе, и многие табу, касавшиеся беременной женщины, впоследствии распространились на ее мужа. Когда приближался срок разрешения от бремени, будущий отец прекращал работать, а с началом родов он, как и жена, ложился в постель, проводя там от трех до восьми дней. В отличие от жены, которая могла встать на следующий день, чтобы заняться тяжелой работой, муж оставался в постели и принимал поздравления; всё это было частью ранних нравов, направленных на то, чтобы утвердить право отца на ребенка.
Поначалу муж обычно уходил жить в клан жены, однако в более поздние времена после того как мужчина выплачивал назначенную за невесту сумму или же отрабатывал ее он мог забирать жену и детей в свой род. Переходом от матриархата к патриархату объясняются кажущиеся в иных условиях бессмысленными запреты на одни типы браков между двоюродными родственниками, в то время как другие браки при такой же степени родства были разрешены.
С отмиранием нравов охотничьего периода, когда занятие скотоводством позволило мужчине контролировать основной источник пищи, матриархат быстро отошел в прошлое. Так произошло просто потому, что матриархат не мог успешно конкурировать с новым укладом патриархатом. Власть мужчин, являвшихся родственниками матери, не могла соперничать с властью, сосредоточенной у мужа-отца. Женщине было не по силам совмещать беременность с каждодневным руководством текущими делами и растущими домашними полномочиями. Появление практики кражи и, позднее, купли жен ускорило отмирание матриархата.
Эпохальный переход от матриархата к патриархату одно из наиболее радикальных и резких преобразований, когда-либо осуществленных человеческим родом. Эта перемена сразу же привела к усилению социальной активности и ускорила эволюцию семьи.
Возможно, что инстинкт материнства приводил женщину к супружеству, однако именно большая сила мужчины в сочетании с воздействием нравов фактически принуждала ее оставаться в браке. Пастушеский образ жизни вел к созданию новой системы нравов патриархальной семьи; и основой единства семьи в период господства нравов, присущих эпохе скотоводства и раннего земледелия, была деспотичная и беспрекословная власть отца. Любое общество, будь оно национальным или родовым, прошло через стадию автократической патриархальной власти.
Скупое внимание, уделявшееся женскому полу в эпоху Ветхого Завета, является истинным отражением нравов скотоводов. Все древнееврейские патриархи были скотоводами, что подтверждается фразой: «Господь Пастырь мой».
Мужчина был не более повинен в невысоком мнении о женщине, бытовавшем в прошлые века, чем сама женщина. Она не смогла завоевать социального признания в первобытные времена, ибо не действовала в чрезвычайных положениях не совершала эффектных подвигов и не проявляла героизма в кризисных ситуациях. Материнство было явным препятствием в борьбе за выживание; материнская любовь делала женщин плохими защитницами племени.
Кроме того, первобытная женщина неосознанно попадала в зависимость от мужчины, восхищаясь его драчливостью и мужественностью. Такое прославление воина усиливало мужское тщеславие, в равной мере подавляя тщеславие женщины и делая ее более зависимой. Военная форма и сегодня заставляет трепетать женское сердце.
У наиболее развитых рас женщины являются не такими крупными или сильными, как мужчины. Будучи слабее, женщина становилась более тактичной. Она быстро научилась пользоваться своей половой привлекательностью. Она стала более внимательной и консервативной, чем мужчина, хотя чуть более легкомысленной. Мужчина превосходил женщину на поле брани и на охоте, но испокон веков проигрывал женщине домашние сражения.
Скотовода кормила его отара, однако на протяжении пастушеской эпохи женщине еще приходилось добывать растительную пищу. Первобытный человек чурался земли: она была слишком мирной, слишком неувлекательной. Кроме того, бытовало давнее суеверие, согласно которому женщина от природы мать выращивает более богатый урожай. Сегодня во многих отсталых племенах мужчины приготавливают мясо, а женщины овощи, и когда примитивные австралийские племена находятся в пути, женщины никогда не притрагиваются к дичи, а мужчины не останавливаются, чтобы выкопать корень.
Женщине всегда приходилось работать; во всяком случае, вплоть до нынешних времен женщина была настоящим производителем. Мужчина обычно выбирал более легкий путь, и это неравенство существовало на протяжении всей истории человеческого рода. На женщин всегда ложился тяжкий груз: они носили семейный скарб и присматривали за детьми, освобождая мужчину для сражения или охоты.
Первое освобождение женщины наступило, когда мужчина согласился возделывать землю, согласился выполнять работу, которая ранее считалась женской. Огромный шаг вперед был сделан тогда, когда пленников мужского пола перестали убивать и стали превращать в рабов, сельскохозяйственных работников. Это привело к освобождению женщины, которая получила возможность уделять больше времени обустройству домашнего очага и воспитанию детей.
Обеспечение младших детей молоком животных привело к более раннему отнятию от груди. В силу этого женщины стали рожать больше детей, ибо матери освобождались от наступавшего иногда временного бесплодия. Кроме того, использование коровьего и козьего молока резко сократило детскую смертность. До наступления пастушеского периода в развитии общества матери обычно кормили детей своим молоком, пока им не исполнялось четыре или пять лет.
Когда первобытные войны пошли на убыль, начало уменьшаться неравенство в разделении труда между мужчинами и женщинами. Однако женщины по-прежнему должны были выполнять настоящую работу, в то время как мужчины несли караул. Ни один лагерь или поселение нельзя было оставить без охраны ни днем, ни ночью, но и в этом деле мужчинам помогали сторожевые собаки. В целом, появление земледелия повысило
престиж и социальное положение женщины, во всяком случае, до тех пор, пока мужчина сам не превратился в земледельца. И как только мужчина занялся возделыванием земли, немедленно произошло радикальное усовершенствование методов ведения сельского хозяйства, что продолжалось на протяжении последующих поколений. На охоте и на войне мужчина усвоил значение организации и использовал это знание в промышленности, а позднее, взяв на себя значительную часть труда женщины, в огромной мере усовершенствовал ее примитивные методы труда.
В целом, в любую эпоху положение женщины является надежным критерием эволюционного прогресса брака как социального института, в то время как прогресс самого брака является достаточно точным показателем развития человеческой цивилизации.
Использованная литература
- Гендерная социология. М.: ООО «Вариант» при участии ООО «Невский проспект», 2005.
- Думанов З.К., Першиц А.И., Патриархат и матриархат: новый взгляд на старую проблему. Спб.: Питер, 2006.
- Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструктирование гендера // Социалогический журнал. 2000.№ 6. С. 177 185.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. Спб.: Питер, 2007.
- Конфликтология. / Под ред. В.П. Ратникова. М., 2001.
- Курильски-Ожвэн Ш. Семья, равенство, свобода: модели права // Женщина в обществе: мифы и реалии. СПб. М., 2001.
- Кулиев Р. Бытовое насилие против женщин: состояние и пути преодоления. Спб., 2001.
- Лоусон Т., Гэррод Д. Социология А-Я: Сл.-спр / Пер. с англ. К.С.Ткаченко. М., 2000.
- Он и Она. Психологические тесты. Ростов /н/Д: Феникс, 2000г.
- Семья в современном европейском обществе. М., 2006.
- Семья как социальный институт. Гендер и общество / Под общ. ред. А.А.Широбоковой, С.В.Ураловой. Иркутск, 2004.
- Филимоненко Ю.И. Этнография. М.: Феникс, 2007.